В городском суде Южно-Сахалинска закончился суд над главным медиком области, длившийся девять месяцев («Новая» писала о начале суда в номере за 21 ноября 2010 года). Министр Андрей Васильченков и двое его подельников — хабаровчане Владислав Сафонов и Владимир Мун признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере).
Из приговора следует, что Васильченков, являясь председателем конкурсной комиссии, при проведении конкурса на поставку медицинского оборудования умышленно, с целью хищения бюджетных средств подменил одну из заявок. В результате фальсификации победу в конкурсе одержала фирма, принадлежащая Сафонову. Впоследствии именно с этой фирмой Васильченков заключил выгодный для себя и соучастников преступления государственный контракт на поставку медицинского оборудования (ангиографа и томографа) по цене на 98 млн рублей выше среднерыночной. Указанные денежные средства Васильченков, Сафонов и Мун похитили из областного бюджета.
На усмотрение суда
Расследование шло непросто. Судье Григорию Городницкому пришлось на всех этапах процесса, по сути, доделывать за следствием немалую работу. Обвинение вело себя спокойно, прокуроры Александр Огай и Елена Поликина свою сдержанную позицию объясняли тем, что неопровержимых доказательств в деле и так достаточно. Потерпевшая сторона (правительство области), которая могла и должна была бы сражаться за возврат миллионов, самоустранилась. Представитель потерпевшей стороны Дмитрий Чекрышев не задал ни одного вопроса свидетелям и обвиняемым, а когда обращались к нему, отвечал как заведенный: «На усмотрение суда». Судья все-таки добился от него определенности: правительственный чиновник сказал, что потерпевшая сторона ущерб не признает.
Обвинение требует 12 лет Васильченкову и по 8 его подельникам. Защита — немедленного оправдания подсудимых. В чем их вина? Итоги конкурса никто не отменял, оборудование действует и приносит пользу. Областному бюджету даже сэкономлено 20 миллионов рублей…
Последнее слово
Андрей Васильченков напомнил суду о своих заслугах: он — хирург высшей квалификации, единственный в области доктор медицинских наук… С тех пор как установлено оборудование, из-за которого весь сыр-бор, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в области значительно снизилась. Владислав Сафонов подтвердил, что он тоже горд тем, что участвовал в поставке такого прекрасного оборудования на Сахалин. Владимир Мун убеждал суд, что находится на этой скамье только потому, что знаком с министром Васильченковым и губернатором Хорошавиным. У них сложились приятельские отношения еще в Охе — вместе ездили на охоту и рыбалку, главный врач оказывал ему медицинскую помощь.
Все трое убеждали суд в своей абсолютной невиновности: дело против них сфабриковано... карьеристами-следователями… противниками нового губернатора, назначенного вместо старого, отстраненного в 2007 году… противниками нового главы областного здравоохранения…
Короче, разветвленный заговор.
Приговор
Они были абсолютно уверены, что избегнут наказания. Под эгидой-то губернатора.
Они думали, что чтение приговора займет не более полутора часов (что там читать-то?) и они отправятся по своим делам. Сафонов и Мун улетят в Хабаровск, а Васильченков отправится в министерство, на личный прием, который он запланировал на вторую половину дня.
В течение первого часа читки приговора стало ясно, что он носит обвинительный характер. А это значит, что в зале неизбежно появление конвоя. Министр стал писать записку жене, передал ее, свой сотовый и наручные часы адвокату. Но прошел второй час, третий… Стопка листов, зачитываемых судьей, уменьшилась лишь наполовину. Во время перерыва на обед адвокат говорит Васильченкову, чтобы съездил домой, приготовился… Больше в зале суда министр не появляется. Еще три часа чтения приговора. Сафонова и Муна берут под стражу. Еще через полчаса приносят справку, что министру вызвали «скорую» на дом и сейчас он лежит в реанимации регионального сосудистого центра. Где-то рядом с дорогим оборудованием, об которое споткнулась его карьера…
При вынесении приговора суд учел, что Васильченков и Сафонов характеризуются положительно, не судимы, у них на иждивении несовершеннолетние дети. Что Мун пенсионного возраста, болен сахарным диабетом. Но учитывая общественно опасный характер преступления, учитывая, что ущерб нанесен наиболее значимой социальной сфере — здравоохранению, суд приговорил Васильченкова к 6 годам и 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, к штрафу в 1 млн рублей и лишил его права в течение 2 лет и 6 месяцев занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением организационно-распорядительных полномочий.
Сафонов осужден на 6 лет и 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и к штрафу в 800 тыс рублей. Мун получил 5 лет и 3 месяца колонии общего режима, штраф — 700 тыс рублей.
Из приговора:
«Взыскать в солидарном порядке с Васильченкова, Сафонова и Муна в пользу Сахалинской области в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, 98 миллионов 699 тысяч 500 рублей. Для исполнения настоящего приговора передать управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области следующее имущество, принадлежащее Васильченкову: две квартиры — в Москве и Южно-Сахалинске, гараж-бокс в Москве, четыре транспортных средства (кран, два автомобиля Toyota Land Cruiser, один автомобиль Toyota Сami).
А также денежные средства в рублях, долларах США, евро, иенах и батах, изъятые в входе обыска в рабочем кабинете Васильченкова, его квартирах и в ходе выемки из банковских ячеек Южно-Сахалинска и Москвы».
Мы много говорим о том, что надо бороться с коррупцией. Этот процесс показал, что государство к этой борьбе не готово. Не готовы многочисленные надзорные и проверяющие организации. Итоги конкурса проверяли ФАС, контрольно-счетная палата, городская и областная прокуратура. Никаких нарушений не нашли. Кто-нибудь из проверяющих ответит за это? Не готовы следственные органы. Судья был вынужден исключить из дела ряд доказательств, добытых незаконным путем. Об уровне следствия говорит и частая (14 раз!) сменяемость следственных групп; кроме того, осуждены два хабаровских следователя, вымогавших взятки у наших «героев».
А еще была череда лжесвидетелей, убеждающих судью поверить в фантастические вещи — в то, например, что изъятые у министра при обыске миллионы — это их, свидетелей, деньги, отданные Васильченкову на хранение. Врачи, чиновники, коммерсанты, чей бизнес даже никак не связан с медициной…
Скверна власти
Все два с половиной года, пока Васильченков был под следствием и судом, он оставался главным медиком области. Даже во время 14-месячного заключения в Хабаровском СИЗО ему засчитывался отпуск без содержания… Более того, в это время он (обвиняемый по уголовному делу!) получил повышение по службе, войдя в состав правительства области в ранге министра сахалинского здравоохранения. «Порядочный, честный, профессионал своего дела, при нем произошли видимые позитивные изменения в системе здравоохранения области», — так отзывался губернатор Хорошавин о своем подчиненном, зная, что против «профессионала» возбуждено несколько уголовных дел. Вплоть до дня приговора Васильченков мелькал в местных теленовостях, проводя коллегии и давая интервью. В перерывах между заседаниями суда он разъезжал с губернатором по районам, и они, стоя рядышком, учили медиков уму-разуму. Губернатор демонстративно защищал своего министра перед обществом, в СМИ, в суде, отказываясь признавать нанесенный бюджету ущерб почти в сто миллионов рублей. Неслыханная, позорная ситуация! И не ситуация даже, а осознанное поведение главы региона в течение длительного времени. Губернатор просто обязан сложить с себя полномочия после того, как приговор в отношении его подчиненного вступит в законную силу.
P.S. Пресс-служба Главного управления МВД по ДФО назвала «дело Васильченкова» «первым в России делом такого уровня, дошедшим до суда». В действительности первым до суда дошло другое аналогичное дело. В декабре прошлого года Ленинский суд Ульяновска признал бывшего министра здравоохранения области Ф. Прокина и других членов организованной преступной группы, наживавшейся на закупках дорогостоящего медоборудования, виновными в мошенничестве в особо крупном размере. В 2008 году Прокин с сообщниками многократно перепродавал через подставные фирмы ангиограф и томографы. В результате их закупочная цена выросла в несколько раз. Ущерб бюджету превысил 90 млн рублей. Суд приговорил Прокина к 8,5 годам колонии общего режима и назначил штраф в миллион рублей, а также обязал чиновника и его сообщников полностью возместить ущерб бюджету.
|