Государственная телекомпания РТР в феврале воскресила тему, которая, казалось бы, уже начала покрываться пылью забвения. В фильме «Преступление без наказания» был показан сюжет о бывших владельцах авиакомпании «КрасЭйр» (KrasAir) и топ-менеджерах альянса «ЭйрЮнион», братьях Борисе и Александре Абрамовичах. Этих близнецов многие считают виновными в знаменитом августовском кризисе 2008 года, когда тысячи пассажиров на несколько суток застряли в российских аэропортах. Чтобы дать возможность людям, имевшим неосторожность заплатить свои кровные империи Абрамовичей, добраться до места назначения, потребовалось даже вмешательство верховной российской власти. Сами братья в тот момент скрылись в неизвестном направлении. В последующие годы их видели то в Венгрии, то в Латвии, то в Израиле. По последней информации, они обустроили свое новое гнездышко в Италии.
Уже в 2008 году всплыли многочисленные факты того, что магнаты уводили имущество авиакомпаний с государственным участием, а также их финансовые потоки в офшоры. Об этом не только писали в СМИ. Темой заинтересовалась Счетная палата РФ. Ее руководитель Сергей Степашин публично подтвердил, что факты, собранные аудиторами СП, дают повод для начала расследования в отношении владельцев «КрасЭйр». Материалы были переданы в правоохранительные органы. Но многомесячное расследование пока закончилось ничем. Как заявил РТР руководитель Красноярского следственного отдела Западно-Сибирского следственного управления СКП РФ на транспорте Андрей Мищенко, сейчас никаких следственных действий в отношении Абрамовичей не ведется. Уголовное дело № 74121 «по факту причинения ущерба государству при выделении ОАО «Аэропорт Красноярск» из состава ОАО «АК КрасЭйр» и уголовное дело «по факту незаконного вывода денежных средств из ОАО «АК КрасЭйр» с использованием вексельной схемы, поступивших от ООО «ЭйрЮнион» по договору займа» приостановлены. Оказывается, следствие якобы не может установить местонахождение фигурантов этих дел.
Наверное, вряд ли могло быть иначе. Если бы авиамагнатов привлекли к ответст-венности, то на очень неприятные вопросы пришлось бы отвечать и чиновникам из Минтранса и Росавиации, которые имели тесные отношения с этими бизнесменами.
Заметим, Абрамовичи не спешат возвращаться в Россию, хотя у них до сих пор здесь есть деловые и политические интересы. Братья хорошо осознают, что срок давности за сомнительные операции середины двухтысячных годов еще не истек. Приостановленные уголовные дела, в которых фигурируют Абрамовичи, могут возобновить в любой момент.
Этапы большого пути
Впервые уголовное дело в отношении против руководства «КрасЭйр» было возбуждено еще 17 мая 2006 года. Генпрокуратура хотела привлечь топ-менеджмент компании за «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Речь шла о «противоправных действиях ряда лиц», которые имели отношение к договору поручительства по облигационному займу «ЭйрЮнион» на 1,5 млрд руб. Должностные лица авиакомпании, говорилось в заявлении Генпрокуратуры, «желая избежать блокирующего эти сделки решения со стороны представителей Росимущества, умышленно ввели их в заблуждение». После того как заем «вопреки мнению государства» все же был размещен, эти «лица» распорядились привлеченными деньгами «по своему усмотрению».
Были вопросы к братьям и у других контролирующих структур. «Как у нас сбытовая сеть билетов «КрасЭйр» вдруг оказалась самостоятельным обществом с ограниченной ответственностью «БилетМаркет», где от государства — ноль? Как у нас аэродромное обслуживание в аэропорту оказалось обществом с весьма ограниченной ответственностью? Как у нас строительство инфраструктуры для хаба оказалось обществом с еще более ограниченной ответственностью?» — спрашивал в 2008 году себя и других контролеров заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Харченко.
Специальному корреспонденту «Вестей» Борису Соболеву удалось раскопать факты странной деятельности руководства альянса «ЭйрЮнион». Выяснилось, что в кризисные недели альянс продал вперед 160 тысяч билетов. «Прикрываться тем, что обанкротились из-за роста цен на топливо, — это, мягко говоря, обман. На самом деле в авиационном мире давно знали про тяжелую ситуацию с альянсом «ЭйрЮнион», и этого банкротства специалисты ждали уже года полтора», — комментировал генеральный директор аэропорта «Толмачево» в Новосибирске Алексей Чертенков.
«К началу 2007 года весь рынок знал, что авиакомпании альянса не платят. Куда деваются деньги, никто, в общем, не понимал. Объяснение такое: выводятся из оборота. Билеты же продаются, приходы есть, а денег нет. Очевидно, что они куда-то уходят», — отмечал генеральный директор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский.
В результате всех этих манипуляций к лету 2009 года общая задолженность альянса «ЭйрЮнион» перед кредиторами составила свыше 25 млрд рублей. При этом активов у «ЭйрЮнион» на тот момент было всего на 1 миллиард рублей! А куда подевались деньги? Пока на эти вопросы не ответили ни Абрамовичи, ни правоохранительные органы.
На «родных» берегах
В наибольшей степени от деятельности Абрамовичей пострадал Красноярский край, что неудивительно: ведь именно отсюда началось их восхождение на вершины отечественного авиабизнеса. Борис Абрамович был назначен на должность генерального директора «Красноярских авиалиний» в июне 1998 года, сразу после победы на губернаторских выборах Александра Лебедя. Надо признать, что краевые власти в течение длительного времени, пока дела у «КрасЭйр» внешне шли хорошо, не особенно вникали в ее работу и даже предоставляли авиакомпании различные налоговые льготы. При этом простые красноярцы проклинали компанию Абрамовичей за явно необоснованные запредельные авиатарифы — одни из самых высоких в стране.
Как считает журналист агентства федеральных расследований FLB Олег Стромынин, Борис Абрамович «выстроил специальную схему присвоения бюджетных средств в аэропорту «Емельяново». Около 1 миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета в течение трех лет на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта, проходили через цепочку компаний, созданных и контролируемых Борисом Абрамовичем, а тендер на право проведения работ выигрывали дружественные ему структуры. В итоге не менее 30% бюджетных средств, по оценкам экспертов, осело на счетах компаний, подконтрольных Борису Абрамовичу.
Еще одним «источником» финансового благополучия генерального директора KrasAir была схема лизинга авиационной техники. На протяжении нескольких лет авиакомпания приобретала самолеты через лизинговую компанию, подконтрольную Борису Абрамовичу. Речь идет о компании ООО «Авиационный лизинговый центр» (АЛЦ). Компания якобы «оптимизировала» налогообложение лизинговых операций, но на самом деле лизинговые платежи в 2 раза превышали реальную стоимость самолетов».
Битва за красноярский аэропорт
Но самым запоминающимся эпизодом в деятельности братьев Абрамовичей на берегах Енисея стала борьба вокруг аэропорта «Красноярск». 17 октября 2007 года из «Красноярских авиалиний» было выделено ОАО «Аэропорт Красноярск», в котором 51% акций принадлежал государству. Логика при принятии этого решения была проста: авиационный бизнес и деятельность аэропорта осуществляются по разным моделям. Их разделение должно было повысить эффективность предприятия, но на самом деле все получилось по-другому. Близнецы увидели в этой ситуации уникальный шанс для решения своих проблем.
К этому времени в империи Абрамовичей стали накапливаться долги и так называемые «плохие» активы — многомиллионные долги за топливо перед Росрезервом, обязательства по займу, недостроенный терминал и т.п. Именно эти активы, оцененные в 1,6 млрд рублей, и стали «вкладом» близнецов в имущество нового предприятия, дав им 49% акций. Абрамовичи, сгрузив весь «неликвид» и свои долги в ОАО «Аэропорт Красноярск», по сути, сделали аэропорт «мертворожденным дитя» и заложили основу для его дальнейшего банкротства.
Осенью 2008 года краевой власти пришлось расплачиваться за многолетнее «частно-государственное» партнерство с братьями. В наследство от Абрамовичей им достались многотысячный обозленный коллектив авиапредприятия, оставшийся без работы, социальная напряженность и акции протеста. Только на то, чтобы отдать долги по зарплате экс-сотрудникам «КрасЭйр» и привести аэропорт «в чувство», из региональной казны было потрачено около полумиллиарда рублей.
В мае 2009 года братья на очередном собрании акционеров вновь вошли в совет директоров ОАО «Аэропорт Красноярск». Это вызвало огромный общественный резонанс — красноярцы, которые прекрасно знали о неблаговидной роли братьев в развале «КрасЭйр», были возмущены. Как раз в это время началась голодовка стюардесс, произошли первые самоубийства оставшихся без денег и работы сотрудников компании. Именно в этот момент дороги краевой власти и Абрамовичей стали окончательно расходиться, а сами эти отношения превратились в конфликт и сражение позиций и интересов государственных и частного бизнеса.
Дело в том, что братья, ничтоже сумняшеся, предложили краевой власти спасать «Аэропорт Красноярск» за счет налогоплательщиков. Они предложили дать предприятию из краевого бюджета 400 миллионов рублей. Было ясно, что Абрамовичи по привычке захотели решить свои проблемы чужими руками. Однако на этот раз поживиться за счет государства не удалось. «Подождите, ребята, — ответили им на это предложение в краевом правительстве. — Вы же акционеры и, по сути, виновны за коллапс в отрасли. Может быть, все-таки начнете платить по долгам?»
Поняв, что краевая власть на этот раз заняла принципиальную позицию, Абрамовичи демонстративно бросили заниматься текущей деятельностью аэропорта. Региональному правительству ничего не оставалось, как брать ситуацию под свой контроль. Ведь речь уже шла об элементарной безопасности полетов и пассажиров. В этот период губернатор края поручает создать специальную комиссию по ситуации с аэропортом «Красноярск». Руководителем комиссии назначается первый заместитель губернатора Василий Кузубов. И комиссии удалось урегулировать ситуацию с долгами перед трудовым коллективом, спасти имущество аэропорта и наладить авиаперевозки.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности воздушных ворот Красноярья краевой власти пришлось пойти на разделение структур аэропорта. ОАО «Аэропорт Красноярск» благодаря наследству предыдущего руководства «КрасЭйр» логично вступил в процедуру банкротства. Для осуществления текущей деятельности было создано краевое предприятие «Аэропорт Емельяново», не отягощенное долгами. В конце 2009 года началась новая жизнь — уже без Абрамовичей. Как показало время — это был правильный шаг. В аэропорт вернулась нормальная жизнь. Предприятие работает стабильно, получает прибыль и обеспечивает ритмичную работу всех служб аэропорта.
Братья же были вне себя от ярости, потому что имели на аэропорт серьезные виды. Не все свои операции по выводу денег за рубеж они успели к этому времени завершить. В частности, они рассчитывали продать за сотни миллионов долларов свою долю в ОАО «Аэропорт Красноярск». Конфликт с краевой властью поставил на этих планах жирный крест.
Фемида и «запасной аэродром»
Самое интересное заключается в том, что в мае 2011 года процедура банкротства аэропорта должна завершиться. Возможно, этим объясняется попытка наследников Абрамовичей в «ЭйрЮнион» и «Красноярских авиалиниях» — московской компании «Покровские ворота» — в конце 2010 года сменить на «своего человека» конкурсного управляющего аэропорта Сергея Васильева. Но вследствие консолидированной позиции краевой власти и коллектива ОАО «Аэропорт Красноярск» она провалилась.
Сегодня нынешнее руководство предприятия, с которым солидарно и краевое правительство, намерено вернуться к теме преднамеренного банкротства аэропорта. Уже есть заключения экспертов, которые дают основания говорить, что именно бывшие руководители «КрасЭйр» стали первопричиной нынешних проблем аэропорта. «Общество имело неудовлетворительную структуру активов и пассивов уже на момент начала деятельности, что и явилось основной причиной банкротства», — без обиняков констатируется в резюме по итогам анализа финансового состояния ОАО «Аэропорт Красноярск», проведенного независимой консалтинговой группой «2К Аудит — деловые консультации».
Эти очень неприятные для Абрамовичей выводы могут стать основой для возбуждения нового уголовного дела и возобновления прежних. И братья занервничали. Сюжет на государственном ТВ, показанный в феврале нынешнего года, говорит о том, что над Абрамовичами вновь начали сгущаться тучи. Но пока только в родном Отечестве. Весьма вероятно, что правоохранительные органы наконец-то начнут по-настоящему расследовать дела авиамагнатов. Именно в это время в интернете вдруг появляются некие «документы» на красноярского вице-губернатора Кузубова, возглавляющего краевую комиссию, препятствовавшую уводу государственных активов. Правда, вскоре выяснилось, что компромат, которому отводилась роль инструмента давления на чиновника, оказался сфальсифицированным.
Параллельно с этим, по некоторым сведениям, братья в последние месяцы предпринимают отчаянные усилия по получению на Западе статуса политических беженцев. А в этом контексте никогда еще не мешал имидж бескомпромиссных борцов с коррупцией. Сработает ли их план, и удастся ли им отыскать «запасной аэродром» где-нибудь за рубежом — этот вопрос остается открытым.
|