Толлинг - как залезть в карман государству
«В последнее время государство залатывает всевозможные «дыры» в законодательстве, с помощью которых бизнес уходит от налогов. Часть из этих «дыр» уже закрыта, однако некоторые активно используются, причем не малым и средним бизнесом, а одной из крупнейших компаний страны. Речь идет о толлинге – схеме, активно применяющейся в алюминиевой отрасли России.
Толлинговые сделки начали применяться в начале 90-х годов и стали следствием расцвета бартерной экономики. Из-за отсутствия необходимых оборотных средств, предприятия не могли работать по нормальной схеме: закупать сырье, производить из него продукцию и затем продавать эту продукцию потребителям. Выходом из положения стал толлинг, действующий по следующему принципу: предприятие оказывает только услуги по переработке сырья компании-поставщика и при этом не становится собственником произведенной продукции – вся она уходит поставщику. Логично, что в этом случае большая часть добавленной стоимости, создаваемой промышленностью, перераспределяется от заводов поставщикам и продавцам сырья. С течением времени экономические условия в стране изменились, однако толлинг, стараниями лоббистов, никуда не исчез.
На первый взгляд для государства в этом нет ничего страшного, так как если сырье поступает от отечественной компании, то и добавленная стоимость перераспределяется в ее пользу, но остается в рамках национальной экономики. Однако согласно российскому законодательству, поставщиком сырья может выступать и зарубежная компания – в этом случае вся добавленная стоимость в рамках цепочки перераспределяется за рубеж в ущерб национальной экономике.
Однако и это еще не все. Дело в том, что согласно, опять же российскому законодательству, иностранный владелец сырья не платит ни экспортные пошлины при вывозе из страны готовой продукции, ни НДС, а компания-переработчик сырья не уплачивает налог на имущество. В результате мимо государственного бюджета «уплывают» десятки, если не сотни, миллиардов налогов.
В итоге толлинг оказывает негативное влияние на российскую экономику сразу по нескольким направлениям. Во-первых, происходит перераспределение добавленной стоимости в пользу поставщика сырья, прежде всего зарубежного. Во-вторых, позволяет фактически выводить деньги за рубеж и в несколько раз сокращать количество уплачиваемых в государственный бюджет налогов. Итогом этого становится консервация технологий производства и отсутствие инноваций – владельцы сырья просто не заинтересованы в модернизации производства, осуществляющего «услуги по переработке».
То, что толлинговая схема вредна в свое время признавали и сами представители алюминиевой промышленности. Еще в 2000 году на тот момент генеральный директор «Русала» Александр Булыгин (ныне один из топ-менеджеров владельца «Русала» Олега Дерипаски) заявил журналистам: «Толлинг - это та схема, которая позволяет российским собственникам уходить от уплаты налогов. Но с другой стороны, она препятствует реальному развитию российской алюминиевой промышленности».
Однако, даже несмотря на эти заявления воз и ныне там. Причем история повернулась таким образом, что главным выгодоприобретателем от использования толлинга стал сам «Русал». Причем алюминиевая компания использует толлинговые схемы довольно интересным образом. Дело в том, что владельцем сырья – бокситов и глинозема, и получаемой из него готовой продукции (алюминия) выступают зарубежные «дочки» самого «Русала» RS International и RTI Limited, зарегистрированные на острове Джерси и Швейцарии. Они отправляют сырье на переработку российским алюминиевым заводам «Русала», получают готовую продукцию и экспортируют зарубежным потребителям без пошлин и налогов. «Экономия» в этом случае составляет миллиарды, которые уходят непосредственно владельцам «Русала».
Как мы видим, толлинг здесь применяется искусственно - владельцем сырья и переработчиком по факту выступает одна и та же компания «Русал». Понятна и главная цель искусственного применения толлинга – уход от налогов, ведь на острове Джерси и в Швейцарии они практически отсутствуют. При этом федеральный и региональные бюджеты теряют миллиарды рублей, которые можно было бы направить, например, на улучшение экологической ситуации в промышленных регионах страны. (Жители Иркутской области или Хакасии подтвердят, что алюминиевые заводы «Русала» загрязняют воздух отнюдь не на острове Джерси.)
Стоит отметить, что не вся российская металлургическая отрасль заражена толлингом. Так, медные компании, закупающие и использующие в качестве сырья российский медный лом, исправно отчисляют положенные суммы в отечественный бюджет, находят средства для модернизации своих предприятий, а кроме того, ежегодно сберегают для государства десятки миллионов рублей в виде драгоценных металлов, содержащихся в составе медных ломов, не позволяя им уплывать за границу.»
Максим Шингаркин, директор Общественного Фонда "Гражданин", член консультационной рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию России, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. (Текст опубликован в журнале «Компания», 30.08.10)
|