Керимов, Филарет Гальчев и Александр Несис 11 июня купили контрольный пакет «Уралкалия» у Дмитрия Рыболовлева. Тогда же стало известно, что партнеры намерены объединить компанию с другими производителями сырья. Медлить с этим они не стали. Недавно Керимов встречался с президентом Белоруссии Александром Лукашенко и от имени «Уралкалия» предложил купить у республики контрольный пакет «Беларуськалия», рассказал источник, близкий к одному из акционеров «Уралкалия». Он говорит, что за 51% предприниматель предложил $7,5 млрд.
Керимов действительно интересуется покупкой акций «Беларуськалия». Но речь не идет о покупке контрольного пакета, говорит сотрудник госбанка, с которым бизнесмен вел переговоры о финансировании такой сделки. Но, по его словам, белорусы очень дорого оценивают «Беларуськалий» — в $20-30 млрд.
Лукашенко в последнее время не встречался ни с Керимовым, ни с каким-либо другим российским бизнесменом, уверяет пресс-секретарь президента Белоруссии Павел Легкий. Соответственно, не обсуждалась и продажа «Беларуськалия», подчеркивает Легкий.
«Беларуськалий» входит в тройку крупнейших в мире производителей калия. В этом году Белоруссия включила компанию в план приватизации. Интерес к ее покупке уже проявили инвесторы из Китая, сообщил Легкий. Впрочем, интерес «Уралкалия» к этому активу тоже понятен. Компании уже давно продают продукцию на мировой рынок через СП — Белорусскую калийную компанию (БКК).
Параллельно Керимов начал договариваться о покупке контрольного пакета «Сильвинита» у члена совета директоров компании Петра Кондрашева, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Сильвиниту». 25% «Сильвинита» у Керимова уже есть — он купил их у Рыболовлева и его партнера Вадима Шевцова.
Финансирование такой сделки обсуждается с ВТБ, говорит близкий к банку источник. О переговорах знает и сотрудник аппарата правительства. Он указывает, что в случае сделки производство калия в России будет сосредоточено в одних руках. Поэтому чиновникам предстоит оценить, насколько создание подобной монополии безопасно для рынка. А учитывая масштабы создаваемой компании, нужно понимать структуру ее собственности, цели создания и влияние на отрасль в целом.
Представитель Nafta отрицает факт переговоров с Кондрашевым и ВТБ: «Ни Керимов, ни его сотрудники не встречались с Кондрашевым». Сейчас ведутся предварительные консультации о том, как мог бы укрупниться «Уралкалий» — за счет слияния или покупки «Сильвинита» или в другой конфигурации, рассказывает источник, близкий к «Уралкалию». «Никакого окончательного решения нет, интересантов много, много вариантов возможных сделок», — сказал близкий к акционерам «Уралкалия» источник. Топ-менеджер госбанка знает, что, например, консультации ВТБ по поводу покупки доли в «Сильвините» ведет еще один претендент. Его имени он не называет.
«Сильвинит» и «Уралкалий» — единственные производители калия в России. Оба предприятия расположены в Пермском крае и разрабатывают одно месторождение — Верхнекамское. Более того, до середины 1980-х гг. это было единое предприятие. Об объединении «Сильвинита» и «Уралкалия» мечтал еще Рыболовлев.
Если обе сделки состоятся, Керимов создаст крупнейшую в мире калийную компанию, отмечает аналитик ING Александра Мельникова. Совокупная мощность «Беларуськалия», «Сильвинита» и «Уралкалия» — 20 млн т в год. У нынешнего лидера Potash Corp — 15 млн т. Вчера эта компания стоила $28,9 млрд, а на пике 2008 г. — $239,5 млрд.
Из-за конфликта между обеими странами «Уралкалию» едва ли удастся купить долю в «Беларуськалии» без политического решения на самом высоком уровне, отмечает аналитик Unicredit Securities Марат Габитов.
|