Застройщики явили миру фасады торгового центра "Стокманн", который вырос в самом центре Петербурга и до сих пор был скрыт от горожан огромным баннером. Когда занавес подняли, стало ясно, что ворота Северной столицы, ее символ для всех тех, кто приезжает поездом на Московский вокзал, навсегда лишились своего привычного облика. Площадь Восстания безнадежно испорчена огромной стеклянной мансардой, выпирающей над фасадами "под старину".
Это, разумеется, не охтинский небоскреб "Газпрома". А в Москве подобные архитектурные элементы, похоже, стали нормой. Но на площади Восстания возник прецедент: оказалось, что можно, минуя все запреты, разрушить памятники культуры в самом центре охранной зоны ЮНЕСКО и под предлогом "воссоздания исторического облика" построить на их месте некий гибрид "старинного" фасада с чем-то вроде тепличного комплекса.
Автор проекта, архитектор Юрий Земцов (архитектурное бюро "Земцов, Кондиайнен и партнеры"), так пояснил свою позицию "Времени новостей": "Не понимаю претензий. В советские времена трехэтажные дома спокойно надстраивали до пяти-шести этажей, и никого это не возмущало".
До поры до времени так было и на этот раз. Но неожиданно даже городские чиновники начали высказываться против новостройки. Глава комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева несколько недель назад признала, что здание, которое строит "Стокманн", -- градостроительная ошибка. Правда, к этому моменту строители уже подвели здание под крышу. В августе 2007 года, когда первый заместитель г-жи Дементьевой Алексей Комлев занимался согласованием фасадных частей проекта, ошибок не видели.
"Некоторые чудовищные градостроительные ошибки были в Петербурге нужны, -- считает главный архитектор города Юрий Митюрев. -- Их следовало совершить, чтобы другим было неповадно. Сейчас у нас уже есть все инструменты, чтобы исключить любые градостроительные ошибки". Творение Земцова г-н Митюрев тоже относит к разряду градостроительных ошибок, но исключить ее, видимо, нельзя: "юридически там все в порядке". Предшественник г-на Митюрева на посту главного архитектора Александр Викторов в 2006 году своей подписью согласовал генеральный план и фасадную часть проекта.
Участок с двумя домами был приобретен компанией "Стокманн" под строительство торгового центра в мае 2005 года. Сначала инвестору разрешили снести дом №116, но обязали сохранить в целости дом №114, попавший в список недавно выявленных памятников культуры. Но пока строители сносили первое здание (эксперты отмечают, что этот процесс был достаточно бесцеремонным), второе пошло трещинами и начало рушиться. В результате НИИ "Спецпроектреставрация" провело экспертизу и разрешило демонтировать дом №114 в обмен на обещание застройщика в точности воссоздать его. "Я не могу себе простить, что мы пошли на этот компромисс, -- признался позже замдиректора этого института Михаил Мильчик. -- При определенных усилиях памятник культуры можно было бы сохранить, но мы поверили обещаниям инвестора и признали дом аварийным".
Проектная документация по этому участку, которая согласовывалась еще прежним инвестором в 1999 году, предполагала капитальный ремонт и реконструкцию обоих домов. "Стокманн СПб Центр", выкупивший у предшественника проект и участок, должен был следовать согласованным документам. Но в 2005 году к власти в городе пришла Валентина Матвиенко. И подчиненные ей ведомства начали согласовывать новый проект. От общественности его детали были закрыты, журналистов с вопросами отсылали к старому проекту, в котором значилась максимальная высота здания 35 метров, но не по всей площади конструкции, а по шпилю.
Тем временем команда нового губернатора начала выдавать согласования. В 2005 году здания признали аварийными. В 2006-м председатель городского комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов согласовал генплан, фасады и высоту 35 метров. В 2007-м служба государственного надзора и экспертизы дала инвестору добро на разборку здания и подготовку земельного участка для строительства. Потом была согласована фасадная часть и выдано разрешение на строительство. Точку в 2009 году поставило ФГУ "Главгосэкспeртиза России" своим положительным заключение по проектной документации.
Бывший председатель комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов, одобривший генплан и фасадную часть проекта "Стокманн" в 2006 году, признает, что понимал: надстройку будет видно со всех сторон. Архитектор не видит в ней никакой эстетической проблемы: "Я как раз листаю книгу фотографий городских видов, сделанных сто лет назад Карлом Буллой и современными фотографами сейчас. На старинных снимках видно, что таких фонарей-атриумов в городе было очень много, они украшали город, делали его светлее. Так что не выдумка последних лет. Хорошо, что современные архитекторы применяют эти технологии.
Но на фотографиях Карла Буллы видно, насколько старинные фонари соответствовали эстетике городской архитектуры. Тяги каркасов продумывались так, чтобы они не только были функциональны, но и выглядели красиво. Об угловатой высотной конструкции Юрия Земцова этого не скажешь.
Активисты движения "Живой город" считают, что чиновники, ссылающиеся сейчас на все согласования, лукавят. То, что они или их предшественники ставили на нужных застройщику бумагах свои подписи, не значит, что законы не нарушены. Эксперты напоминают, что до 2008 года, когда в Петербурге появились новые законы об охране эстетики и регламентирующие высотность городской застройки, данный земельный участок уже находился в охранной зоне, установленной еще в 1988 году решением исполкома Ленгорсовета. В этом решении была прямая ссылка на инструкцию по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры Минкульта СССР от 24 января 1986 года: "запрещается снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры, не допускается строительство каких бы то ни было новых сооружений, за исключением возводимых в порядке реставрации архитектурного ансамбля; сохраняются исторические среда и ландшафт, обеспечивающие наиболее полное выявление достоинств объектов культурного наследия и благоприятные условиях их обзора, ...допустимы работы по благоустройству, вызванные требованиями современного использования, если они не нарушают исторически ценную градостроительную среду".
Этот документ действует до сих пор. Но он не помешал появлению на площади Восстания сомнительной конструкции 35-метровой высоты (допустимой для данной охранной зоны считается высота внешнего фасада 23,5 метра и внутриквартального -- 28 метров). Кроме "коробки", есть еще четыре подземных этажа. Но и без грубо воткнутой в панораму площади Восстания и Пушкинской улицы стеклянной надстройки заметны изменения якобы воссозданных фасадов: ритм оконных проемов нарушен, на первом этаже прорублены широкие витрины, которых раньше не было в помине.
Неделю назад активисты движения "Живой город" отметили руководителя строительства торгового центра Юсси Куутса за его "заслуги" званием "непочетного гражданина Санкт-Петербурга". Координатор акции Юлия Минутина говорит, что это уникальный случай: "Впервые это звание получает гражданин другого государства. Диплом и кирпич из разрушенного дома №114 был отправлен г-ну Куутса по почте".
Горожанам же стало ясно, что городские чиновники, визируя проект, отлично знали, как будут выглядеть ворота Петербурга после его реализации. Им и инвестору надо было всеми правдами и неправдами дождаться момента необратимости.
|