На днях стало известно, что премьер-министр Владимир Путин поддержал предложение главы Минкомсвязи Игоря Щеголева о ликвидации Федерального агентства по информационным технологиям. Официального указа еще нет. Однако премьер уже согласовал его проект. В ближайшее время он поступит в администрацию президента, а после — на визу Дмитрию Медведеву. Решение о ликвидации такого важного ведомства было принято так буднично, что его никто и не заметил.
Слухи о ликвидации Федерального агентства по информационным технологиям появились еще в начале этого года, когда в отставку были отправлены сначала руководитель агентства Владимир Матюхин, а затем и оба его заместителя — Евгений Караваешников и Александр Панкратов. Формально Владимира Матюхина уволили по достижению предельного возраста пребывания на госслужбе. Однако большинство экспертов уже тогда были уверены, что увольнение многолетнего руководителя еще одно выигранное сражение битвы, которая длится уже несколько лет.
Федеральное агентство по информационным технологиям (ФАИТ, Росинформтехнологии) было создано для поддержания и развития российских IT- технологий в ходе административной реформы в 2004 году. Тогда много говорили о необходимости создания самостоятельной структуры, координирующей и развивающей отечественные высокотехнологичные системы. Такой структурой при Минкомсвязи и стало Федеральное агентство по информационным технологиям, которое возглавил генерал армии Владимир Матюхин.
Агентство являлось главным распорядителем средств федерального бюджета, управляло государственным имуществом и оказывало услуги в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним. Также ФАИТ занималось координацией множества дорогостоящих программ, например, программы «Электронная Россия», предполагавшей поставить развитие IT-систем в России на качественно новый уровень, курировало строительством технопарков, аккредитовывало IT-компании для получения налоговых льгот, курировало системы выдачи биопаспортов и социальных карт. Росинформтехнологиям подчинялись такие крупные объединения, как НИИ «Восход» — разработчик ГАС «Правосудие», ГАС «Выборы» и системы биопаспортов, а также Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники (участвовал в разработке социальных карт) и координационный центр электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
Но после преобразования в 2008 году Министерства по информационным технологиям и связи в Минкомсвязи, смены всего руководящего состава ведомства и прихода туда из кремлевской администрации Игоря Щеголева в качестве министра полномочия агентства постепенно стали сужаться. К примеру, единым исполнителем программы построения электронного правительства без тендеров стал близкий к министру «Ростелеком». Компания построила собственный портал gosuslugi.ru, хотя ранее ФАИТ уже создал портал ОГИЦ (Общероссийский государственный информационный центр). Затем Минкомсвязи забрало у агентства проект производства социальных карт. А летом прошлого года разразился скандал вокруг биопаспортов.
Тогда в объявленном Минкомсвязи тендере на обслуживание системы биопаспортов победила некая компания «Открытые технологии» с предложением в 495 миллионов рублей, хотя НИИ «Восход», обслуживающий эту систему с 2005 года, был готов выполнить госзаказ за 197 миллионов. Почему победили именно «Открытые технологии»? Тогда никто так и не понял. Может быть, потому что в этой компании раньше работал нынешний замминистра Минкомсвязи Дмитрий Северов?
Тем не менее после объявления результатов тендера разразился большой скандал. «Восход» даже отключил на некоторое время систему, из-за чего по всей стране выдача биопаспортов была приостановлена. Дело дошло до того, что главы МВД, ФСБ и других силовых органов обратились с просьбой к Дмитрию Медведеву назначить «Восход» единственным исполнителем по системе биопаспортов на постоянной основе. Президент согласился. А параллельно Федеральная антимонопольная служба отменила результаты конкурса.
Спустя несколько месяцев министр пошел в контратаку и добился переподчинения «Восхода» от агентства к Минкомсвязи. Против этого резко возражали руководители ФАИТ. А замруководителя агентства Евгений Караваешников даже обращался в Генпрокуратуру с просьбой проверить приказ Щеголева о переподчинении на коррупционность. Однако все было бесполезно — к концу года НИИ «Восход» стал подведомственной организацией Минкомсвязи. Это был последний крупный актив агентства.
Наступление продолжалось. И спустя четыре месяца было отправлено в отставку все руководство агентства, а в апреле с нарушением трудового законодательства был уволен глава НИИ «Восход» Леонид Юхневич, выступавший против политики Минкомсвязи. Попутно велась и информационная атака — в прессе и интернете появлялись и настойчиво муссировались слухи о том, что якобы с появлением Росинформтехнологий размер откатов при распределении государственных IT-тендеров существенно увеличился. Правда, никаких доказательств тому не было предоставлено.
После скандала с биопаспортами стало окончательно ясно — Минкомсвязь хочет не только осуществлять контроль за деятельностью агентства, но и вообще ликвидировать его, перетянув все его функции на себя. В принципе неудивительно, ведь вместе с полномочиями ФАИТ в министерство перейдут все госбюджеты по вышеназванным программам (в том числе по новой межведомственной информационно-статистической системе). А исчисляются они десятками миллиардов рублей.
Финальную точку в этой битве за выживание поставил Владимир Путин, поддержав предложение Игоря Щеголева о ликвидации Федерального агентства по информационным технологиям.
В принципе желание подмять под себя такой лакомый кусок, как IT-технологии, о необходимости развития которых не устают говорить в Кремле, не вызывает удивление. Удивляет другое — то, каким образом происходит уничтожение столь важной государственной структуры. Свое предложение о ликвидации ФАИТ Игорь Щеголев даже не согласовал с Дмитрием Медведевым, для которого эта отрасль, судя по его многочисленным выступлениям, является одной их приоритетных. Министр решил обойти президента и напрямую обратился к премьеру. Вообще, у Дмитрия Медведева достаточно оснований быть недовольным министром связи. По словам одного из правительственных чиновников, министерство «систематически срывает сроки исполнения поручений президента». А 21 июня Щеголев не присутствовал на совещании у главы государства, где члены правительства и главы регионов отчитывались о выполнении президентских поручений. А его там ждали. Хотя бы для того, чтобы поговорить на тему, почему из четырнадцати поручений, касающихся проекта «Электронное правительство», Минкомсвязи до сих пор выполнило только пять.
«И это не единичные случаи, — говорит чиновник, — и в 2009-м, и в 2008 годах Минкомсвязи чуть ли не лидировало по срывам сроков исполнения президентских поручений. Дело дошло до того, что Медведев поручил составить список чиновников, виновных в подобных нарушениях. Однако министра это не очень заботит. Видимо, у него есть более важные дела». Действительно, в день совещания Щеголев улетел в США с официальным визитом. О том, что 21 июня, то есть на два дня раньше визита Медведева в США, Щеголев начал турне по этой стране, сразу же сообщила пресс-служба Минкомсвязи, а вслед за ней — СМИ. Это грубейшее нарушение протокола, на которое министр, получается, пошел умышленно. Кроме того, интересно, поставил ли Щеголев в известность президента, что не сможет присутствовать на его совещании, или отпросился у кого-то другого?
Зато в других отраслях министр преуспевает. Похоже, Минкомсвязи самостоятельно решило, что сегодня государство больше не нуждается в независимой структуре, которая много лет оказывала поддержку отечественным IT-компаниям и под крылом у которой интегрировались межведомственные высокотехнологичные электронные системы. Ведь именно с этой целью агентство и создавалось в 2004 году. Тогда много говорили о важности и первостепенности развития IT-технологий, особо подчеркивая, что такая важная отрасль не должна «тонуть» в недрах какого-либо министерства.
Однако пришедший в 2008 году новый министр Игорь Щеголев решил по-другому. И за два года Минкомсвязи фактически сумело один за другим забрать у агентства все полномочия и активы, обезглавить его, перераспределить в свою пользу финансовые потоки и даже пролоббировать ликвидацию этой государственной структуры. Только непонятно, каким образом в сложной и громоздкой структуре Минкомсвязи будут развиваться новые технологии.
P.S. На вопрос о причинах, которые побудили Игоря Щеголева поставить перед Владимиром Путиным вопрос о ликвидации Федерального агентства по информационным технологиям, пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций заявила, что «до момента официального опубликования указа министерство воздерживается от комментариев».
|