Как стало известно РБК daily, у госкорпорации «Роснано» возникли серьезные трудности с формированием первого международного инвестфонда нанотехнологий объемом 1 млрд долл. Проблемы появились после кадровых назначений в дочерней структуре Rusnano Capital AG. Членом правления «дочки» с правом подписи стал Ханс Бодмер — швейцарский юрист. С 2003 года он находится «под уголовным преследованием» в США. Прошлое г-на Бодмера мешало американским партнерам «Роснано» заводить деньги в фонд нанотехнологий. В госкорпорации говорят, что уже уволили компрометирующего топ-менеджера.
Источники РБК daily, близкие к госкорпорации «Роснано», рассказали, что у компании возникли серьезные проблемы с формированием первого международного инвестфонда нанотехнологий. Осенью прошлого года наблюдательный совет «Роснано» одобрил его формирование с целевым объемом 1 млрд долл. В качестве управляющего была выбрана американская компания C Change Investment. А контроль за формированием фонда и инвестированием поручили 100-процентной «дочке» «Роснано» — Rusnano Capital AG, зарегистрированной в Швейцарии.
По словам источника РБК daily, близкого к «Роснано», камнем преткновения стало назначение членом правления Rusnano Capital AG с правом единоличной подписи Ханса Бодмера, который проходит подозреваемым в США по делу об отмывании денег. «Это серьезное обстоятельство, которое и является препятствием для C Change Investment: американские партнеры не могут завести деньги инвесторов в фонд, которым управляет человек с такой репутацией», — пояснил источник в «Роснано».
В 2003 году, по информации окружного суда США Южного района Нью-Йорка, г‑н Бодмер был заключен в тюрьму Южной Кореи по подозрению в даче многомиллионных взяток должностным лицам Азербайджана в ходе приватизации нефтяной отрасли республики (документы есть в распоряжении РБК daily). По версии следователей, г-н Бодмер таким путем добивался получения согласия на участие компании Oily Rock в приватизации Государственной нефтяной компании Азербайджана. В январе 2004 года Ханс Бодмер согласился на выдачу в США, где на время расследования был освобожден под залог. Также г-н Бодмер подозревался в отмывании денег через счета различных коммерческих банков, которые передавались в виде взяток чиновникам из Азербайджана.
Как пояснил РБК daily старший юрист международной консалтинговой компании Roche & Duffay Сергей Будылин, по делу, связанному со взятками в Азербайджане, г-н Бодмер был оправдан по формальным основаниям (не является резидентом США), а вот по обвинению в отмывании средств он признал себя виновным: приговор суда ожидается в августе 2010 года (информация окружного суда Южного района Нью-Йорка).
Сначала в госкорпорации официально опровергали информацию о наличии в штате швейцарской «дочки» иностранных сотрудников. Но вчера вечером пресс-служба «Роснано» сообщила РБК daily, что г-н Бодмер был нанят на очень короткий срок для выполнения чисто технических функций по регистрации компании. «Его кандидатура была представлена для этих целей компанией PricewaterhouseCoopers. Никаких важных решений он не принимал», — подчеркнул представитель пресс-службы «Роснано».
По словам Сергея Будылина, создание зарубежной, в данном случае швейцарской, компании для юридического оформления отношений с зарубежными инвесторами является обычной практикой. «Назначение швейцарского юриста директором такой компании также не вызывает особых вопросов, — заявил РБК daily г-н Будылин. — Однако выбор в качестве директора человека, признавшего свою вину в отмывании денег перед судом страны местонахождения потенциального инвестора, а именно в США, вызывает серьезнейшие сомнения в профпригодности участников проекта с российской стороны». Если, конечно, исходить из предположения, что речь идет об одном и том же человеке и что тут нет какого-то диковинного совпадения имени и фамилии, иронизирует Сергей Будылин. «Несомненно, американские инвесторы от таких партнеров будут бежать без оглядки, как от чумы», — заключил он.
По мнению члена правления Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков Валерия Петрова, речь идет не о щепетильности иностранной управляющей компании, а о ее ответственности перед инвесторами. «Американской управляющей компании может грозить уголовное преследование, если вдруг выяснится, что она знала о рисках, связанных с сомнительной деятельностью ее партнеров по фонду, но, несмотря на это, завела деньги инвесторов, — рассуждает Валерий Петров. — Инвесторы могут обвинить эту управляющую компанию в преступной халатности или по крайней мере в непрофессионализме, а это уже не шутки».
Компания C Change Investment на запрос РБК daily не ответила.
|