В «Аэрофлоте» очередные кадровые перестановки. Уволился коммерческий директор Сергей Обрывалин, сообщили Slon.ru источники в туристическом бизнесе, и подтвердил официальный представитель «Аэрофлота» Олег Михайлов , а также сам Обрывалин. Его место в середине апреля займет Андрей Калмыков, основавший туристическую фирму «Санрайз». На рынке уверены, что пострадают от этого не только туроператоры, но и сам «Аэрофлот».
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ
При Окулове Обрывалин курировал российские представительства «Аэрофлота». Но после ухода из авиакомпании зятя Бориса Ельцина, он не покинул «Аэрофлот» вместе с ключевыми менеджерами окуловской команды. Более того, новый гендиректор Виталий Савельев повысил Обрывалина до заместителя по коммерции, – по сути, третьего человека в компании, что для 34-летнего специалиста – блестящий карьерный рывок. Но в этой должности он не проработал и года.
Как сообщил источник Slon.ru в туристическом бизнесе, с 26 февраля доверенность Обрывалина как коммерческого директора была отозвана . Олег Михайлов из «Аэрофлота» сказал, что все это время менеджер находился в отпуске, а затем написал заявление об увольнении. Савельев его уже подписал, освободив Обрывалина от занимаемой должности. О причинах ухода коммерческого директора в «Аэрофлоте» не говорят. Михайлов подчеркивает, что Обрывалин уволился по собственному желанию. Сам Обрывалин подтвердил Slon.ru, что увольняется из «Аэрофлота» в связи с переходом на другую работу, но от дальнейших комментариев отказался. Очевидно, что с такой должности, как коммерческий директор «Аэрофлота», просто так не уходят.
НОВАЯ МЕТЛА
Придя в «Аэрофлот», Савельев жестко взялся за коммерческий блок. И его действия были заметны на рынке. Сперва он ввел для него KPI – занятость кресел в самолетах должна равняться 75%. Как выполнить такое требование в условиях кризисного падения спроса на перевозки? Банальным демпингом. Прошлой осенью конкуренты обвиняли «Аэрофлот» в демпинге, из-за которого якобы чуть ли не вся отрасль сваливалась в плоский штопор. Так или иначе, но занятость кресел была повышена заметно: по итогам 2009 года она составила в «Аэрофлоте» 69,5% – против 60% в начале года. Впрочем, до 70,9% в 2008 году по этому показателю авиакомпания все же не дотянула.
А вот другое новшество команды Савельева рынок, в целом, воспринял на ура. «Аэрофлот» начал продавать блоки мест в своих самолетах туроператорам на специальном аукционе. Несмотря на то, что операторам приходилось выкладывать за кресла больше, чем раньше, такая схема должна была исключить из цепочки разного рода посредников. За участие в аукционе туроператор должен вносить невозвращаемый депозит, а это может себе позволить не каждый. И хотя аукционы прошли не совсем гладко, стремление «Аэрофлота» к прозрачности бизнес оценил. Однако следующие изменения в коммерческом блоке это достижение могут перечеркнуть.
СОВЕТНИК ОТ БИЗНЕСА
Всех топ-менеджеров, что сменили представителей команды Окулова, в «Аэрофлот» привел сам Савельев. Это и финансовый директор Шамиль Курмашов, и заместитель по работе с клиентами Вадим Зингман, и заместитель по IT Кирилл Богданов. А вот коммерческий блок, похоже, будет вотчиной министра транспорта Игоря Левитина, возглавляющего совет директоров авиакомпании. Почти наверняка в кресло Обрывалина сядет советник министра по авиации Андрей Калмыков. Он — член ревизионной комиссии авиакомпании и номинируется в совет директоров «Аэрофлота». В Минтрансе переход Калмыкова в «Аэрофлот» Slon.ru подтвердили .
В туристическом бизнесе этого чиновника знают хорошо: он пришел в Минтранс из бизнеса, правда, что именно связывает Калмыкова и Левитина, неизвестно. Советнику фактически принадлежит туристическая фирма «Санрайз», специализирующаяся на Австрии и Турции. Перейдя на работу в Минтранс, Калмыков должен был передать этот бизнес в управление или еще как-либо от него избавиться, но участники рынка сомневаются, что это произошло на практике. Более того, говорят источники, после того, как он стал советником министра, его структура стала заметным авиаброкером, причем, именно по рейсам «Аэрофлота». Тем самым посредником, от которых должны были избавить «Аэрофлот» и туроператоров открытые торги блоками мест.
Маловероятно, считают в туристическом бизнесе , что став коммерческим директором «Аэрофлота» Калмыков сможет полностью сконцентрироваться исключительно на интересах авиакомпании. А раз так, то креатура министра может сыграть не только против участников рынка, но и против самой авиакомпании.
|