Журналист Денис Терентьев опубликовал в газете «Совершенно секретно» материал, в котором описал последние достижения властителей северной столицы. Под видом заботы о благе горожан близкие к губернатору бизнесмены получают «драгоценные земли и исторические дворцы». Практически бесплатно. Прикрывается все формулой «целевого назначения». По-питерски это звучит как «целевка». То есть, это выделение земли и недвижимости целевым назначением в обход торгов и конкурсов. В результате самым умным, талантливым и успешным бизнесменом в Санкт-Петербурге является сын губернатора – Сергей Матвиенко. Так же как в Москве самой-самой счастливой является Елена Батурина.
Гешефт по-питерски
«В Санкт-Петербурге власть бесплатно раздает приближенным бизнесменам. … Петербургские власти неоднократно заявляли, что «целевка» на землю полностью отменяется с начала 2010 года, но в январе снова раздарили десятки гектаров в элитном Приморском районе. В Смольном считают, что все законно: бумаги по этим участкам были оформлены в прошлом году, до введения запрета.
Крупный мастер верховой езды
Два гектара на Васильевском острове под создание гостиничного комплекса получила компания «Строй Холдинг». Руководит этой структурой (ему принадлежит 80 процентов акций) глава международного благотворительного фонда «Константиновский» Геннадий Явник, который еще в 2001 году собирал средства для резиденции Владимира Путина – дворца в Стрельне. По поводу этого проекта Явник пояснил, что он лишь номинальный держатель акций «Строй Холдинга», а вкладывать деньги собираются иностранные инвесторы.
Участок на Васильевском острове в устье реки Смоленки – особый. Спрос на землю в этом районе таков, что еще четыре года назад были начаты масштабные работы по осушению Финского залива. Сегодня намыты десятки гектаров, прообраз будущего пассажирского порта уже принимает паромы. Проект намыва уже обошелся в сотни миллионов долларов, но примыкающий к нему участок земли власти держали «про запас». Его рыночная цена баснословна. Ходили слухи, что его держат под возможный перевод в Петербург Госдумы или Совета Федерации. Но оказалось – чтобы просто передать частному инвестору.
2,8 гектара элитной земли в Зеленогорске отдано фирме «ЯКТИ», совладелец которой – экс-собственник «Морского фасада» Кирилл Крутиков, а 5 гектаров в Сестрорецке – под оздоровительный комплекс компании «Невзоров От Эколь» бывшего журналиста и депутата Госдумы Александра Невзорова. В настоящее время там находится конно-спортивная школа Невзорова – самое что ни на есть коммерческое предприятие. Отзывы о ней противоречивые – от восторженных до разгромных. В частности, бывший спикер Госдумы и президент Федерации конного спорта России Геннадий Селезнев сообщил, что у него есть фотоматериалы, на которых видно, что Невзоров жестоко дрессирует лошадей с помощью шпор, металлического трензеля и запрещенного в спорте длинного хлыста. Как известно, сам Невзоров в своих теле- и видепрограммах представляет себя как гуманного лошадника и обрушивается на жестокие методы дрессуры.
При раздаче слонов не обошлось и без «Газпрома», который уже доказал, что способен «продавить» в Петербурге даже 400-метровый небоскреб напротив Смольного. Поэтому никого не удивило, что зампред правления концерна Александр Медведев получил целевым назначением участок земли площадью 39 тысяч «квадратов» на берегу Финского залива в Приморском районе. Медведев – глава петербургского хоккейного клуба СКА, и формально землю выделили под новую арену для клуба. Но СКА выступает на одной из лучших спортивных площадок в стране – в Ледовом дворце. Что именно «Газпром» возведет на берегу залива, до конца непонятно.
Рядом с ним на «целевом» участке площадью 2 гектара глава спортивной лиги «Микс-файт М-1» Вадим Финкельштейн планирует построить Академию боевых искусств. Почему очередное коммерческое предприятие обеспечивается землей вне конкурса? «Здесь же будут проходить бои, которые будет смотреть весь мир, и это привлечет в Петербург туристов», – пояснил Финкельштейн.
Нет никакой информации, что кто-то из облагодетельствованных Смольным инвесторов собирается взамен построить городу социально важные объекты. А ведь много лет это было для горадминистрации основным объяснением своей щедрости.
Вне конкуренции
Выделение земли целевым назначением приняло в Петербурге беспрецедентный для России размах. По оценке Союзпетростроя, вскоре после прихода к власти в городе нынешней команды лишь 30 процентов распоряжений о предоставлении земельных участков издавались по итогам торгов. Остальные 70 процентов – «в порядке исключения» целевым назначением. В октябре 2005 года федеральный закон запретил «целевку» под жилищное строительство, но к тому времени торги уже были поставлены на поток, «чужие» компании по разным причинам не подпускались к конкурсным процедурам. Зато целевым назначением можно было передать землю, например, под бизнес-центр. И в моду вошли жилищно-деловые комплексы, где жилье составляло львиную долю площади.
На каждом заседании городского правительства принимается до 10-20 постановлений о целевом выделении участков под изыскательские работы, проектирование, строительство или реконструкцию. Хозяева Смольного постоянно говорят о нехватке в городе гостиниц. Но полученный «целевкой» дом-памятник под создание гостиницы переходит в собственность арендатора в течение нескольких лет.
– Я член конкурсной комиссии, которая должна готовить земельные участки к торгам, – говорит директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний «Союзпетрострой» профессор Лев Каплан. – Мы за два года не подготовили ни одного пакета документов, в какой-то момент вообще перестав собираться! Это прямое нарушение городского и федерального закона, согласно которому здания могут передаваться на реконструкцию только после аукциона или конкурса. Закон разрешает предоставлять целевым назначением объекты под благотворительные проекты или церковные здания, а реконструкция под гостиницу – только через конкурс.
С 1 января 2010 года действует федеральный закон «О введении в силу Градостроительного кодекса РФ», вводящий запрет на целевое выделение участков под любые виды строительства. Но оказалось, что он не касается субъектов, где приняты Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Смольный, затягивавший принятие ПЗЗ долгие годы, принял их к исполнению в 2009 году. Тем не менее, петербургское правительство объявило, что запрет на любое целевое предоставление все же введен. Однако никаких документов на эту тему не опубликовано. В аппарате вице-губернатора Романа Филимонова пояснили: для такого рода запрета никаких нормативных актов не требуется! Оказывается, полностью отменить целевку собирались уже давно, но боялись, что процедура торгов несовершенна. На ее обкатку ушли долгие годы. И теперь наконец можно!
– Трудно объяснить интересами города тотальную передачу городской земли в частную собственность по бросовым ценам или вовсе бесплатно, – говорит юрист и правозащитник Борис Александров. – Государственному уму непонятно, зачем при предоставлении объекта нужно издавать специальный закон об уменьшении платежей инвестора. В строительном бизнесе Петербурга до кризиса рентабельность и так достигала сотен процентов! Постоянно говорится, что поблажки инвесторам окупаются их вложениями в «социалку». Или что они необходимы для привлечения в город крупных налогоплательщиков. Но мы не видим массовых инвестиций в значимые для города проекты, а для крупного бизнеса и так создан благоприятный налоговый климат. И зачем у кого-то что-то просить, если можно продавать свою землю по выгодной цене на честных торгах, а на заработанные деньги развивать социальную сферу?
Федеральная антимонопольная служба уже объявила о начале крупномасштабной проверки законности «целевки» по всей России. Но в Петербурге ее, похоже, не слишком опасаются.
– Во-первых, отказ от «целевки» будет постепенным, наверняка придумают новые лазейки, – говорит источник в Комитете по строительству Петербурга. – Возможно, оставят «целевку» с обременением, как было с проектом «Набережная Европы». Огромная территория в престижном месте Петроградки отдана под жилищно-деловую застройку, а в качестве компенсации нужно построить Дворец танцев Бориса Эйфмана и переселить научно-исследовательский институт прикладной химии. Или другой вариант: получаешь землю на торгах, а находящуюся на ней недвижимость – «целевкой». Главное, не допустить чужаков к конкурсу, но этот механизм давно отработан. В целом, у застройщиков есть ощущение, что чиновники играют с ними на одной стороне, и вместе они обязательно что-нибудь придумают. Тем более, сейчас кризис, все вкусные участки давно получены, но у многих инвесторов нет денег на воплощение. Думаю, год-два на рынке петербургской земли ажиотажа не будет.
Достояние «Империи»
Сын губернатора Петербурга Сергей Матвиенко, вероятно, чаще других петербургских бизнесменов получал землю целевым назначением. Сегодня активы молодого предпринимателя оцениваются в миллиард долларов, а некоторые эксперты предрекают, что после 2011 года (срок окончания губернаторских полномочий Валентины Матвиенко) количество его публичных активов может возрасти. Только за последние месяцы структуры Сергея Матвиенко дважды получали ценнейшие территории «целевкой». Однако в феврале 2009 года пресс-служба губернатора Петербурга издала заявление, в котором статьи о бизнесе Сергея Матвиенко в местной прессе приравниваются к попыткам оказать давление на губернатора.
В ноябре 2009 года объявлено о выделении 43,6 гектара в Кронштадте в управление ООО «Кронштадтские паруса» под создание научного центра ВМФ. 90 процентов акций «Кронштадтских парусов» принадлежит подконтрольному Сергею Матвиенко ЗАО «Империя». Как говорят в Смольном, реализация этого проекта позволит закрепить за Петербургом славу «морской столицы» России. Другое дело, что помимо научного центра планируется масштабная жилая застройка. Всего площадь учебных корпусов, технопарков, жилых и торгово-развлекательных строений может составить до 700 тысяч квадратных метров.
– Сейчас говорят, что Кронштадт не слишком привлекателен для застройщика, потому что он оторван от Петербурга, – говорит исполнительный директор компании «Истоки» Андрей Близнец. – Но это же лукавство. В течение двух лет достроят кольцевую дорогу, которая пройдет через остров Котлин. Уже выделены федеральные земли на строительство Западного скоростного диаметра, который будет проходить неподалеку. Транспортная ситуация тут же изменится, а во всем остальном Кронштадт – отличное место. Рядом Сестрорецк, Лисий Нос – фешенебельные пригороды, где сотка земли даже в кризис стоит не менее 25 тысяч долларов. С точки зрения менеджера, для города крайне расточительно продавать или дарить земли в Кронштадте до окончания строительства дорог. Цена будет отличаться в разы.
Вероятно, главной движущей силой в создании «Кронштадтских парусов» станет «дочка» группы ВТБ – «ВТБ-Девелопмент», которой также руководит Сергей Матвиенко. В самой компании об участии в проекте «Кронштадтские паруса» говорят осторожно: мол, изучаем такую возможность. Однако меморандум о создании в Кронштадте учебно-научного центра ВМФ подписан еще в декабре 2008 года главой Минобороны Анатолием Сердюковым, губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко и президентом ВТБ Андреем Костиным.
С бизнесом Сергея Матвиенко тесно связан и строительный холдинг «Стремберг», который осенью 2009 года через «дочку» «Петровский альянс» получил под строительство яхт-клуба участок на Петровском острове. По мнению экспертов, его рыночная цена сегодня составляет 15 миллионов долларов. Уже в январе 2010 года «Стрембергу» выделено 57,5 тысячи квадратных метров земли в Приморском районе, для изысканий с целью строительства гостиницы со спорткомплексом и еще одного яхт-клуба. Расточительность властей?
Но ведь президент и совладелец «Стремберга» – бывший глава городского Комитета по транспортно-транзитной политике Александр Кожин. Понятно, что человек он для Смольного не чужой, а в июле 2009 года в «Стремберг» перешел экс-председатель комитета по архитектуре и градостроительству СПб Александр Викторов, имеющий большой опыт по согласованию противоречивых проектов. Возможно, благодаря их влиянию обошлось без крупного скандала. С выделением объектов структурам Сергея Матвиенко так было не всегда.
Что с тобой рядом, крейсер «Аврора»?
8 октября 2008 года руководство ОАО Stanly Property Corporation (SPC) собрало пресс-конференцию, чтобы публично заявить: компанию недопустимыми методами выдворяют из здания на Казанской улице, 7. Исторический особняк площадью 10 тысяч квадратных метров недалеко от Казанского собора находится в аренде SPC до 2012 года. Тем не менее, в сентябре 2008 года постановлением правительства Петербурга здание передано целевым назначением ЗАО «Параметр» – стопроцентной «дочке» «Империи» Сергея Матвиенко.
Вице-президент SPC Елена Пилехина рассказала, что ее коллеги понимали, с кем имеют дело, и на переговорах в Смольном были готовы оставить здание, но цивилизованно: выработав условия по досрочному прекращению договора аренды с учетом убытков, затрат и обязательств перед партнерами. В ответ им предложили оставить здание в течение нескольких дней.
Еще за неделю до этого в офисе SPC прошел обыск. По официальной версии, силовики вдруг активизировали расследование убийства вице-президента компании Юрия Молякова, совершенного за два с половиной года до этого. Были изъяты документы и компьютеры, парализовавшие работу компании. Что произошло после скандальной пресс-конференции SPC, неизвестно, но спустя пять дней компания распространила новое заявление: «Мы, понимая важность развития приоритетных городских программ, готовы передать здание в ведение города и находимся в процессе конструктивной дискуссии с администрацией города по данному вопросу. Мы заверяем, что администрация города не имеет никакого отношения к процессуальным действиям, произошедшим в офисе нашей компании в последнее время, и выражаем надежду на скорейшее разрешение ситуации в рамках законодательства РФ».
Сегодня в доме на Казанской, 7 хозяйничают люди из «Параметра» – идет реконструкция здания под гостиницу. Тем же самым целевым назначением «Параметр» получил под отели исторические здания на углу площади Труда, 2 с видом на Неву и на Большом проспекте, 14 (Дом А.Ф. Юнкера).
Другой отросток «Империи» – «Норд-Вест менеджмент» – получил «целевкой» кусок земли рядом с крейсером «Аврора» под Центр современного искусства «Город мастеров» площадью 13 тысяч квадратных метров, значительную часть которого займет гостинично-ресторанный комплекс. Но по сравнению с «Кронштадтскими парусами» это не очень крупный проект.
Дошло до того, что в середине 2008 года руководимая Сергеем Матвиенко компания «ВТБ-Девелопмент» якобы собиралась осваивать 800 миллионов долларов на строительство новых зданий администрации Петербурга. Но помешал кризис. Поразительно, что нынешнее дарение суперликвидных земель состоялось, когда еще не утихли споры по поводу решения Смольного продать часть принадлежащей городу недвижимости. Петербург и федеральный центр только к сентябрю 2009 года сумели разграничить ряд спорных исторических объектов. Городу достался Михайловский замок, Елагин дворец, Петропавловская крепость – всего более шестисот объектов. Но не успели просохнуть чернила на документах, как Смольный заявил, что намерен пустить часть этих объектов с молотка. В аукционный список попали Большой Гостиный Двор, дом Н.П. Румянцева (Е.Л. Кочубея), дворец великого князя Михаила Михайловича. В 2010 году приватизация должна коснуться примерно сорока объектов, и многие бизнесмены уже потирают руки.
– Смольный оправдывает этот шаг необходимостью пополнять бюджет в кризис, – говорит аналитик компании «Триумф консалт» Виктория Беркутова. – Но кто же продает такие объекты в момент, когда рынок находится в нижней точке? Городские чиновники на каждом углу повторяют, что кризис им не страшен, у города достаточно денег и налогоплательщиков – и вдруг они же предлагают продавать бесценные дворцы.
Создается впечатление, что просто хотят отдать это все «своим» за бесценок, пока есть предлог. А как у нас организуются тендеры и аукционы, никому объяснять не нужно. Но помимо самой идеи передачи собственности в надежные руки, «целевка» стала для Смольного способом показать питерским «випам» пряник и кнут. Некогда взрывной журналист Александр Невзоров, люто клеймивший городскую власть при мэре Собчаке, удивительно лоялен губернатору Матвиенко. Почему же не отдать ему пять гектаров в Сестрорецке? А народный артист России Олег Басилашвили критиковал Смольный за «газоскреб» и снесенные исторические здания и не получил звания «Почетный гражданин Петербурга» 2009 году.» Денис ТЕРЕНТЬЕВ, «Совершенно секретно», Санкт-Петербург
Вице-президент лиги «Микс-файт М-1» Сергей Матвиенко и ее президент Вадим Филькенштейн
Смольный заявил, что намерен пустить с молотка ряд исторических построек города, в число которых попал большой Гостиный Двор
Прим. FLB: Разумеется, Валентину Ивановну Матвиенко никто сейчас не собирается отправлять в отставку. Кроме борцов с «Газоскребом». Впрочем, у нас в стране всегда так – копятся материалы, копятся, а потом… чиновнику предлагают перейти на другую работу или уйти на почетную пенсию. Должны же появляться новые талантливые бизнесмены – сыновья и жены губернаторов с мэрами.
|