К 2011 г. хотим построить [в международном аэропорту «Шереметьево»] бизнес-терминал. Стройкой будет заниматься «Авиа-групп», компания на 26% принадлежит нам, на 74% — инвестору«, — рассказывал недавно в интервью «Ведомостям» гендиректор аэропорта Михаил Василенко. Про инвестора он лишь сказал, что он называется ООО «Вега» (его владелец, по данным ЕГРЮЛ, кипрская Sunhill Investments Ltd). Однако на реального инвестора указывает состав совета директоров ООО «Авиа-групп», раскрытый в отчете аэропорта по РСБУ за девять месяцев 2009 г. Кроме двух топ-менеджеров «Шереметьево» в совет входят гендиректор «Авиа-групп» Михаил Семенов, Владимир Исаев, Андрей Спиридонов. Трое последних имеют непосредственное отношение к компаниям, подконтрольным Геннадию Тимченко, совладельцу нефтетрейдера Gunvor. Исаев с 2003 г. возглавляет «Сургутэкс», является, как и Спиридонов, учредителем «Трансойл СНГ». В свою очередь Спиридонов и Семенов входят в совет директоров «дочки» «Сургутэкса» — страховой компании «Регионгарант».
Представитель самого Тимченко подтвердил «Ведомостям», что тот является инвестором «Авиа-групп».
Эта компания является партнером «Шереметьево» с середины 2006 г., следует из отчетности аэропорта. За это время «Авиа-групп» успела построить ангар под бизнес-джеты и перрон, рассказал «Ведомостям» один из сотрудников «Шереметьево», теперь очередь за пассажирским терминалом. Общая стоимость проекта Центра деловой авиации — около 500 млн руб., срок окупаемости — около семи лет, инвесторы вкладывают средства пропорционально долям, уточнил он. Сейчас около 70% всех бизнес-перевозок в Московском авиаузле приходится на «Внуково», 15-20% — на «Домодедово», «Шереметьево» — аутсайдер. После запуска терминала объемы перевозок тут же возрастут на 30-50%, делится планами один из членов совета директоров «Авиа-групп».
Как уверяет сотрудник «Шереметьево», до появления Тимченко аэропорт несколько лет искал инвестора для развития инфраструктуры под бизнес-джеты: планы были и у владельца Nafta Moskva Сулеймана Керимова, и у Владимира Базлова и Бориса Минахи, давних знакомых основателей «Вимм-билль-данна». Но проекты не пошли в силу дороговизны и рисков (нет хорошей автодороги до аэропорта, нет третьей взлетно-посадочной полосы), продолжает собеседник «Ведомостей», а вот ООО «Вега» было согласно серьезно взяться за проект.
В России наземное обслуживание бизнес-джетов и их пассажиров относится к высокорентабельному бизнесу — 25-30%, отмечает Сергей Колтович, менеджер австрийской авиакомпании Jet Alliance (одного из крупнейших в Европе операторов бизнес-джетов). Только парковка в ангаре обходится в среднем в 20 000-40 000 евро в месяц. А для пассажиров практически все услуги в 3-5 раз дороже, чем на обычных регулярных рейсах, добавляет сотрудник «Шереметьево». В 2009 г. сегмент деловой авиации рухнул на 30%, но прогнозы на будущее оптимистичны. В течение пяти лет темпы роста составят 15-25% в год, считает Колтович.
Этот проект логично связан с авиационным бизнесом Тимченко: ему принадлежит базирующийся в Хельсинки оператор бизнес-джетов Airfix Aviation. Тимченко уже «наработал клиентуру», она наверняка и будет обслуживаться в Центре деловой авиации в «Шереметьево», рассуждает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Новая газета», ссылаясь на финский регистр воздушных судов, писала, что Airfix Aviation выступает оператором джетов «Роснефти», «Транснефти», австрийской «внучки» «Газпрома». Среди самолетов, которыми много лет управляет Airfix Aviation, есть несколько судов «Роснефти», в частности Cessna Citation X, рассказывал ранее предприниматель из окружения Тимченко. Именно на этом судне президент «Роснефти» Сергей Богданчиков прилетел в апреле 2003 г. в лондонский аэропорт Biggin Hill, где сотрудники иммиграционной службы задержали его на несколько часов. Оскорбленный Богданчиков вместо участия в Лондонском экономическом форуме вылетел обратно в Россию.
|