Чуть более двух недель прошло с 15 июля, когда вступило в силу требование обязательного фитосанитарного контроля ввозимых в РФ из-за рубежа подержанных автомобилей. В Калининградской области, где ввоз «бэушных» иномарок долгие годы считался привычным бизнесом, чиновники, проводящие проверочные процедуры, заявляют о том, что сложностей при новом порядке не возникло. Автомобилисты придерживаются другого мнения.
Еще несколько лет назад самый западный регион РФ лидировал по количеству ввезенных из-за рубежа подержанных авто -- действовал ряд льгот, компенсировавших «оторванность» области от основной территории страны, благодаря им и появился бизнес по перегону машин. Потом на законодательном уровне преференции отменили, поток «бэушных» иномарок (а калининградцы, наверное, в этом смысле наиболее непатриотичные россияне -- их крайне редко встретишь за рулем продукции отечественного автопрома) иссяк. После повышения таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок в начале 2009 года и введения дополнительных усложнений (растаможить автомобиль можно, только поставив его на СВХ -- склад временного хранения) этот поток и вовсе превратился в ручеек.
По словам официального представителя регионального управления "Россельхознадзора" Евгения Сафронова, все манипуляции, проводимые специалистами ведомства с ввозимыми авто, бесплатны. «Насколько я знаю, каких-либо сложностей новые правила не вызвали. Их, собственно, и новыми особо не назовешь, ведь мы и раньше проверяли транспорт, выявляя карантинные объекты. Ажиотажа на границах нет, очередей тоже, все оформляется быстро», -- заверил г-н Сафронов. По его словам, уже чуть более 100 грузовых и легковых автомобилей благополучно прошли через проверку "Россельхознадзора".
Официальный представитель регионального управления «Россельхознадзора» Евгений Сафронов пояснил "Времени новостей", как проходит фитосанитарная проверка ввозимых иномарок. «Выглядит это следующим образом: сначала работает таможня, затем подключаются наши специалисты. Проверяют документы, потом идет первичный осмотр. Если специалист что-то смущающее его обнаружил, он пользуется увеличительным стеклом или берет пробу в маленький пакетик. Пока находок вроде птичьего гнезда, как на Дальнем Востоке, не было. Затем автомобиль обязательно отправляется на СВХ на вторичный осмотр. Если карантинных объектов нет, то буквально через час можно уезжать».
К числу карантинных объектов относятся как мелкие «букашки» (вроде калифорнийского трипса, опасного для цветов), так и сорные растения (ипомея ямчатая или череда волосистая, например). Если же необходимо лабораторное исследование, то оно, по данным г-на Сафронова, может занять дня два: «По итогам автовладельца могут обязать пройти процедуру обеззараживания транспортного средства или даже заставят вернуть его обратно, запретив ввоз. Пока таких случаев не было».
«Введение обязательного фитосанитарного контроля сделало еще более неудобным процесс приобретения автомобиля за границей и его ввоза в страну. Такое впечатление, что жизнь нам осложняют специально», -- заявил «Времени новостей» глава калининградской общественной организации «Справедливость», отстаивающей интересы автомобилистов, Константин Дорошок. По его данным, оформление авто по новым правилам приводит к существенным потерям времени и денег. «Как раз на днях мой коллега ввозил машину. Его продержали часов шесть, только потом разрешили въезд, поискали жучков, но ничего не нашли, а затем отправили на СВХ. И там его автомобиль, не исключено, простоит дней тридцать, если фитосанитарная экспертиза затянется. А ведь нахождение на складе стоит недешево: первый день -- около 1500 руб., а потом идет почасовая оплата, примерно 100--200 руб. за час», -- пояснил г-н Дорошок.
По его мнению, единственные, кто выиграл от новых правил оформления подержанных транспортных средств, это владельцы складов временного хранения (как выразился г-н Дорошок, «суперблатные люди») и всякие «околобюрократические» структуры, работники которых готовы за определенную мзду «ускорить» получение разрешений.
|