От ред. FLB: Фонд исследования проблем демократии опубликовал доклад «Внесистемная оппозиция и коррупция». В нем отмечаются: коррупция лидеров оппозиции на государственной службе; подкуп внесистемной оппозиции из-за рубежа; коррупционный обман избирателей; подкуп политических партий и воровство партийных фондов; финансирование внесистемной оппозиции экс-олигархами и рынок услуг для коммерческих структур.
Это уже второй доклад на эту тему. Первый в 2006 году подготовила группа исследователей под руководством директора Института проблем глобализации Бориса Кагарлицкого. Доклад назывался «Штормовое предупреждение»: коррупция в российских политических партиях», в нем деятельность партий была оценена по 10 бальной шкале «Рейтинга продажности».
Критиковать «Единую Россию» все почитают за честь и это, разумеется, дело нужное и полезное. Все-таки партия власти должна находиться под общественным контролем. Но вот когда дело доходит до критики оппозиции, многие начинают брезгливо морщиться. А между тем, почему эти говорливые парни (Касьянов, Каспаров и др.) должны оставаться неприкасаемыми?
КОРРУПЦИЯ И ВНЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ. Часть 1.
Предисловие «Для свободного и демократического общества враг номер один - это коррупция. Понятие "коррупция" - многозначно. Оно имеет как юридические, так и этические составляющие. Коррупции могут быть подвержены чиновники, что приводит к резкому уменьшению конкурентоспособности страны и снижению доверие к государственной власти. Коммерческая коррупция снижает эффективность не только отдельных кампаний, но и всей экономики России.
Однако коррупция не исчерпывается данными сферами. Традиционно считается, что активное гражданское общество помогает бороться с коррупцией. И это действительно так. Между тем, жизнь показывает, что общественные организации в ряде случаев могут быть сами подвержены коррупционным практикам, что бросает тень на все гражданское общество.
Вне контроля гражданского общества остается и ситуация с внесистемной оппозицией. Между тем, коррупционное прошлое ее лидеров, коррупционные и нелегальные - как по российскому, так и, например, по американскому законодательству, практики их подкупа из-за рубежа, их финансирование со стороны находящихся в розыске олигархов средствами преступного происхождения, преследование ее лидерами своих личных интересов в ущерб интересам своих последователей вызывают серьезную озабоченность. Поддерживая борьбу с коррупцией во всех ее проявлениях, выступая за активную позицию общественных организаций в этой сфере, Фонд исследования проблем демократии подготовил доклад "Внесистемная оппозиция и коррупция". Используемая в докладе понятийная база соответствуют как российской, так и американской практике и законодательству.
Часть из изложенных в докладе примеров коррупционных практик российской внесистемной оппозиции не вызывает сомнений и подтверждена фактами. Часть из приведенных в докладе материалов относиться к сфере коррупционных скандалов и носит полемический характер. Их описание в докладе приведено со ссылкой на соответствующие статьи российской и зарубежной печати. Кроме того, в докладе использованы результаты экспертных интервью пятнадцати представителей следующих организаций российской внесистемной оппозиции: "Солидарность", "Другая Россия", "Объединенный гражданский фронт", "Оборона", "НБП", "Автономное действие", "Левый фронт" и др.
Что такое "коррупция"? Понятие "коррупция" неоднозначно. Латинское слово "corruptio " имело следующие значения: 1) совращение, подкуп, 2) порчу, упадок, 3) извращенность, превратность, 4) расстройство, расшатанность, плохое состояние [1] .
В настоящее время понятие "коррупция" имеет правовое измерение, так и этическое измерение: "Важно отличать государственную коррупцию от частной. Когда обычные граждане лгут под присягой - это коррупция. При этом это не связано со злоупотреблением на государственной службе ... Одним из наиболее подходящих кандидатов в определение коррупции является взяточничество. Но как быть с непотизмом [2] ? ... Представитель налоговой полиции, переводящий эти средства на свой счет, коррумпирует общественную финансовую систему ... Офицер полиции, фабрикующий фальшивые доказательства, коррумпирует юридический процесс. Тренер, использующий допинг, извращает законы, которые обеспечивают честные соревнования ... Экономическая форма коррупции - важная, но не единственная. Существует много форм неэкономической коррупции - коррупция в полиции, коррупция в юридической системе, политическая коррупция, академическая коррупция. Более того, экономические цели не являются единственными мотивациями для коррупции" [3] . Отметим также то, что в разных культурах и государствах к коррупции могут относить частично отличающийся набор практик.
Отдельно выделяется такое понятие как "политическая коррупция" . Процитируем "Энциклопедию коррупции в Америке" [4] : "Политическая коррупция имеет четыре основных значения. Первое - явно незаконные действия в сфере политики, например - взяточничество. Второе связано с государственной практикой, может быть легальной, но имеющей неэтичный характер. Третье значение связано с конфликтом интересов у должностных лиц. Например, представитель законодательной власти, владеющий акциями нефтяных компаний, использует свой голос для поддержки решений, ведущих к истощению недр :. Четвертое значение имеет как этическую, так и юридическую основу. Оно относиться к политическим действиям, которые не соответствуют интересам общества. Например, Уотергейтский скандал является живым примером такого рода коррупционного поведения".
С точки зрения данного доклада, эти определения оставляют слишком большую возможность для произвольной трактовки понятия "коррупция". В связи с этим в последующем тексте, наряду с другими, мы будем использовать и узкие определения коррупции. Например, такого рода определение дает организация Transparency International, в своем издании "Книга по борьбе с коррупцией", основанном на выпущенной этой организацией в 1996 году книге "Системы общегосударственной этики поведения" под редакцией Джереми Поупа.
Итак, согласно терминологии Transparency International, под коррупцией (от лат. corruptio - разламывать, портить, повреждать) понимают [5] :
1. Социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающихся в использовании служащими своего статуса в целях незаконного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а также предоставление им таких благ и преимуществ;
2. Использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ;
3. Не предусмотренное законом принятие материальных и нематериальных благ и преимуществ публичными служащими (государственными, муниципальными служащими; лицами, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов; иные лица, исполняющие публичные функции), а также подкуп данных лиц, путем предоставления им указанных благ и преимуществ физическими и юридическими лицами;
4. Подкупаемость и продажность государственных, муниципальных или иных публичных служащих, либо служащих коммерческих или иных организаций (в том числе, международных), достигшие такого уровня распространенности, при котором незаконный порядок реализации ими своих служебных полномочий становится господствующим. Как следует из этого определения, "коррупция" относится не только к государственным, но также и к коммерческим структурам и общественным организациям. Именно это подчеркивается в упомянутой выше книге Transparency International: "Содержание коррупции не исчерпывается подкупом государственных и муниципальных служащих, но включает в себя также различные проявления использования служебного статуса вопреки интересам службы сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций" [6] .
Распространение понятия коррупция на коммерческие и общественные организации находит свое отражение и в российском и в, например, американском законодательстве. В соответствующих статьях Уголовного Кодекса РФ отражены такие правонарушения как "взятка" - в применении к официальным должностным лицам и "подкуп" - в применении к коммерческим и общественным организациям.
Например, статья 290 - "получение взятки" и статья 204 - "коммерческий подкуп". Под "получением взятки" должностным лицом понимается получение лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Под "подкупом" понимается Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Американское законодательство подходит к вопросам коррупции не менее детально. Одним из наиболее известных законов такого рода стал The Foreign Corrupt Practices Act ( FCPA ), который детально обсуждает различные коррупционные практики. Воспользуемся официальными комментариями Министерства юстиции и Министерства торговли США закона о коррупционных практиках [7] :
"A. Кто. Под действие FCPA потенциально попадают любые персоналии, должностные лица, директора, сотрудники, агенты компаний или другие лица, действующие от их имени. Наказанию подлежат любые персоны или компании в том случае, если они заказывают, подтверждают или помогают кому-либо нарушать данное законодательство, или пытаются скрыть эти нарушения.
Согласно FCPA, американская юрисдикция по вопросам коррупционных выплат зависела от того, был ли нарушитель законов "выпустившим ценные бумаги" или "внутренним делом США", или иностранным гражданином, или бизнесом.
Под "выпустившим ценные бумаги" понимается корпорация, выпустившая ценные бумаги, зарегистрированные в США или корпорация, обязанная отчитываться перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США.
Под "внутренним делом" понимается любая персона, которая является гражданином или постоянным жителем США, а также любая корпорация, товарищество, ассоциация, акционерное общество, трест, организация без юридического лица, индивидуальное предприятие, которые ведет свой основной бизнес в США или организованная по законам штатов США, или на ее территории.
До 1988 года иностранные компании, не являвшиеся "выпустившими ценные бумаги", и иностранные граждане не подпадали под действие FCPA. С 1988 года иностранные кампании или граждане стали подпадать под FCPA в том случае, если их коррупционные действия - как напрямую, так и с помощью их представителей - проходили на территории США.
B. Коррупционное намерение.
Персона, осуществляющая или подтверждающая выплату должна иметь коррупционное намерение, а выплата должна быть предназначена для того, чтобы ее получатель неправильно использовал свою официальную должность для влияния на дела организации в интересах плательщика или любой другой персоны. Предложение или обещание коррупционных выплат также являются нарушением FCPA. FCPA запрещает любые коррупционные выплаты в целях влияния на любое действие или решение иностранного служебного лица, побуждения этого лица к совершению или пренебрежению своими обязанностями в целях получения незаконных преимуществ, а также склонения его к использованию своего возможностей для влияния на действия или решения.
C. Выплаты
FCPA запрещает выплаты, предложение или обещание выплаты (подтверждения выплаты или обещания) финансовых средств или чего-либо имеющего стоимость.
D. Получатель
Запрещение распространяется на коррумпированные выплаты иностранным должностным лицам, иностранным политическим партиям или должностным лицам этих партий, или любым кандидатам на политические должности.
Выплаты через третьи лица.
FCPA запрещает коррупционные выплаты через посредников. Зная о том, что все или часть коррупционных выплат напрямую или не напрямую пойдет их реальным получателям, проводить такого рода выплаты является незаконным".
Таким образом, законодательство США именует коррупционной практикой действия, в которых граждане или организации пытаются влиять на действия или решения зарубежных должностных лиц, политических партий или работников их аппаратов, а также любых кандидатов на политические должности. При этом закон не делает различий между фактами выплат, их предложениями или обещаниями. Подавляющая часть из описанных в докладе практик является коррупцией в строгом юридическом смысле, часть - подпадает под понятие "политическая коррупция" или могут расцениваться как коррупционные с этической точки зрения.
КОРРУПЦИОННОЕ ПРОШЛОЕ ЛИДЕРОВ ВНЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ
ДЕЛО МИХАИЛА КАСЬЯНОВА
Одно из наиболее распространенных видов коррупции связано с поведением государственных должностных лиц .
Согласно ст. 2 Конвенции ООН о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, под таким видом "коррупции" понимают "просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового".
В Федеральном законе "О противодействии коррупции", принятым Государственной Думой РФ 19 декабря 2008 года, коррупция должностных лиц описывается аналогичным образом: "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами".
Некоторые из лидеров российской внесистемной оппозиции в свое время работали в структурах государственной власти . Их деятельность сопровождали различные коррупционные скандалы, широко освещенные в российских СМИ.
Опрошенные нами представители оппозиции практически единодушны в оценке бывшего премьер-министра Михаил Касьянов. Большинство из них называют его "коррупционером" в прошлом.
Например, опрошенный при подготовке доклада представитель "Другой России" прямо говорит: "Все слышали, что Михаил Касьянов брал взятки - эти скандалы шли еще, когда он был во власти, я не раз от разных слышал, что Касьянов берет с любой сделки два процента еще в начале 2000-х годов, еще, когда про это даже в прессе не писали и никто его "Миша-два процента " не называл".
Опрошенный представитель "Объединенного гражданского фронта" даже придерживается мнения о том, что его участие - минус для оппозиции: "Касьянов, когда был премьером, какие-то махинации с госдолгом и облигациями проводил, это совершенно точно, тогда даже "Новая газета" - либеральная - проводила специальные расследования, так вот они его фактически уже взяточником называли. Так же и с дачей этой несчастной его, о которой Хинштейну рассказали - но ведь приватизировал на себя госсобственность, факты подтвердились. Так что участие Касьянова в оппозиции бросает тень на все наше предприятие".
Приведем выдержки из различных публикаций российских СМИ.
Одним из наиболее скандальных поводов для обсуждения темы коррупции и М.Касьянова стало так называемое "дачное дело". Именно по нему проводилось расследование по факту з лоупотребления полномочиями, подлоге, незаконном предпринимательстве и взяточничестве: "Сосновка-1" была приобретена за 11 миллионов рублей. Земля находилась в аренде у фирмы "Эвихон". Тогда делается хитрый трюк. "Эвихон" подписывает дополнительное соглашение, по которому все свои права на аренду земли передает фирме Касьянова. Касьянов подписал последний договор по этой сделке в день своей отставки 24 февраля 2004 года. Рыночная Цена одной сотки в Троице-Лыкове - 50 тысяч. Один гектар земли здесь стоит 2,5 миллиона долларов. А у Касьянова - 11,5. Выходит около 28 миллионов долларов. Касьянов же уплатил за все чуть больше миллиона долларов. По самым скромным подсчетам, он заплатил 4 процента от реальной стоимости" [8] .
Согласно мнению депутата Государственной Думы Александра Хинштейна такого рода факты явно относятся к коррупционному поведению: "Здесь целый букет из статей Уголовного кодекса: и злоупотребление полномочиями, и подлог, и незаконное предпринимательство - Касьянов ведь не имел права, будучи премьером, учреждать коммерческие структуры. И, возможно, даже взятка:".
Сомнительное появление столь дорогостоящей дачи является одним из наиболее очевидных свидетельств коррупционной практики в контексте государственной службы М.Касьянова. Этот факт относиться к сфере понятия "политическая коррупция" и, безусловно, является коррупционной с этической точки зрения.
Таковым оно является и с точки зрения американского законодательства. Например, в 1989 г. Конгрессом США был принят Закон "О реформе Закона об этике", позднее дополненный Приказом Президента США N 12731 "Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата". Чиновники, назначаемые Президентом США, не могут получать какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей.
Что касается бывших государственных служащих, то ограничение их деловой деятельности действует в течение двух лет после выхода в отставку. Им запрещается выполнять представительские функции при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, которые относились к ведению этого государственного служащего в течение года, предшествующего прекращению его службы. Двухлетний запрет распространяется и на бывших старших чиновников исполнительной власти " [9] .
В российских средствах массовой информации также активно другие примеры коррупционных скандалов, связанных с ролью М.Касьянова в различных сомнительных финансовых схемах . Несмотря на то, что большинство из этих материалов носят полемический характер, приведем некоторые из них.
Например, газета "Сегодня" прямо обвиняла М.Касьянова в создании схему увода государственных средств в оффшоры [10] .
Оппозиционная российской власти "Новая газета" в свое время также достаточно подробно писала о "странных долговых решений Касьянова": "В качестве первого вице-премьера и министра финансов, он подписал от имени Минфина договор N01-01-06/26-311 об уступке требования, а попросту говоря, о передаче права требований по долгу МПС перед Минфином безвестной оффшорной кипрской компании "Фелирио Трейдинг компани лимитед" (Felirio Trading Co. Limited) : Если перевести марки, от которых отказался в пользу киприотов Касьянов, в доллары, получится 38,4 миллиона. Чувствуете разницу? Мы им почти 39 млн. долл., а они нам за это бумаг на 26 млн. долл. 13 млн. долл. разницы кому?" [11] .
Не меньшее количество публикаций связывает М.Касьянова с "пропажей" стабилизационного кредита МВФ в 1998 году.
Например, в 2005-ом году "Комсомольская правда " опубликовала журналистское расследование по распределению в дни августовского кризиса Михаилом Касьяновым стабилизационного кредита МВФ "между несколькими олигархическими банками, которые вскоре обанкротились ": "1998 году Россия получила очередной кредит в размере 4 миллиарда 800 миллионов долларов на стабилизацию курса рубля от МВФ : C уть в том, что банки, получив 4 миллиарда долларов, вместо живых рублей вручили любимому государству гособлигации ГКО и ОФЗ, которые к тому времени превратились в никчемные бумажки и могли использоваться только в качестве обоев. И тут же все крупные банки, провернувшие аферу с кредитом МВФ, начали моментально банкротиться, переводя капиталы в свои более мелкие структуры: сначала Инком, потом СБС-Агро" [12] .
Другим громким коррупционным скандалом , связанным с именем Касьянова, стало дело "Мабетекс". Вот как описывала факты газета Сегодня [13] : "Уголовное разбирательство в отношении дел "Мабетекс " и "Мерката Трейдинг " стало самым громким коррупционным скандалом последних лет не только в России, но и, пожалуй, во всей Европе : В уголовном деле по "Мабетексу ", которое вела швейцарская прокуратура кантона Женева, имеются еще три таких же разрешения на оплату по 20 миллионов долларов каждое. И к каждому из них самое прямое отношение имел Касьянов, а на многих документах, подшитых в том же уголовном деле, присутствует росчерк Касьянова".
В СМИ описан целый ряд других "сомнительной финансовой прозрачности решений в пользу конкретных лиц ", принятых Михаилом Касьяновым при работе на госслужбе, отмечает Комсомольская правда, среди них строительство нефтепровода Ангарск-Дацин (утверждается, что в интересах Михаила Ходорковского), контракты с немецкой страховой компанией "Гермес ", заключенные им на посту министра финансов.
"Будучи уже премьер-министром России, Касьянов подписал дополнения к межправительственному договору от 1994 года, согласно которым стал возможным перевод долга на коммерческой основе третьим лицам. В результате долг был выкуплен неизвестной коммерческой фирмой "Фалькон ", выигрыш от сделки был распределен между РАО ЕЭС России, погасившим свою задолженность по налогам в 1,35 млрд. долл. всего за 550 млн. долл., и неустановленными лицами, в числе которых называют и Касьянова" [14] .
Газета "Коммерсант " в материале 2003 года "Пришли за премьером ", подробно рассказывает о деле банка "Траст ", в материалах которого фигурировали Михаил Касьянов и близкие к нему люди: "Сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ России начали проверку инвестиционного банка "Траст" (ранее - Доверительный и инвестиционный банк), принадлежащего МФО МЕНАТЕП. Как стало известно Ъ, следователей на этот раз интересовали не только финансовые операции, связанные с главой МФО Платоном Лебедевым, но и движение средств на счетах клиентов банка. А среди них - структура, близкая к премьер-министру России Михаилу Касьянову" [15] .
"Лондонская "Таймс" опубликовала сенсационную статью под заголовком "Касьянова обвиняют в попытке дать взятку в размере 500 тыс. долларов".
Вот пересказ содержания статьи по-русски, опубликованной в том же году в газете "Сегодня ": "В статье "Таймс ", в частности, утверждается, что красноярскому "яблочнику", зампреду бюджетного комитета Госдумы прошлого созыва Виктору Гитину якобы предлагали деньги за то, чтобы он прекратил расследование обстоятельств финансового кризиса 1998 года. Напомним, что Виктор Гитин был арестован 24 марта с.г. в Москве по обвинению в хищении бюджетных средств, позднее он был выпущен под подписку о невыезде. Теперь "дело Гитина" предстанет в новом свете: по сведениям "Таймс", в архиве экс-депутата, изъятом в ходе обыска, есть немало неприятного для нынешнего премьера Михаила Касьянова". [16]
Другое запутанное громкое уголовное дело, в котором фигурирует Касьянов - дело о хищении в 1997 году $231 млн . в МАПО МиГ.
В 2006 году Генпрокуратура объявила в международный розыск бывшего председателя правления Московского инновационного банка Илью Сташевского и бывшего первого зампреда правления Уникомбанка Андрея Глориозова. Они обвинялись в соучастии в хищении в 1997 году $231 млн. бюджетных средств, предназначавшихся МАПО МиГ для финансирования производства истребителей МиГ-29. "Коммерсант " приводит слова адвокат господина Глориозова Борис Кузнецова, указывающего на причастность Касьянова к делу: "это старое дело возобновлено из-за интереса следствия к Михаилу Касьянову, помогавшему МАПО решить проблему с долгом" [17] .
"Комсомольская правда " в 2004-ом году рассказывала о нем с со ссылкой на испанскую L'Hebdo: "В июле 2003 года российская авиакомпания решила приобрести 18 самолетов, в том числе 12 - по твердому заказу и 6 - по лизингу, на общую сумму примерно в 600 млн. евро. Сделка положила тогда конец жестокой борьбе между компаниями Boeing и Airbus. Газета L'Hebdo сумела разыскать одного из посредников, участвовавших в заключении контракта. Этот француз, действовавший с российской стороны, рассказал, что поначалу его миссия заключалась в том, чтобы изменить соотношение сил в "Аэрофлоте". А именно: побудить олигарха Романа Абрамовича - в то время он был единственным частным акционером компании (27% акций) и при этом склонялся в пользу Boeing - продать свою долю российскому банкиру, который отдавал предпочтение Airbus. Рассказал он и о том, как произошло, что в конце концов, Михаил Касьянов, в то время российский премьер-министр, изменил баланс в пользу Airbus. Наш собеседник сказал также, что он знал о "комиссионных, выплаченных в Швейцарии и Люксембурге с помощью сложных финансовых схем, в частности операций по завышению стоимости". Он утверждает, что Касьянов был одним из тех, кто получил деньги в Швейцарии "не на свое имя". Это свидетельство может заинтересовать органы юстиции многих стран" [18] .
ДЕЛО БОРИСА НЕМЦОВА
Коррупционные скандалы с лидерами внесистемной оппозиции связаны не только с М.Касьяновым. Деятельность другого ее видного руководителя - Б.Немцова также сопровождали коррупционные скандалы.
Оппозиционная ныне российской власти "Новая газета" в августе 1997 года публиковала материалы о коррупционном поведении Б.Немцова. Из опубликованных расшифровок записей телефонных переговоров первого вице-премьера правительства России с Сергеем Лисовским следует, что Немцов пытался получить с бизнесмена гонорар в 100 тысяч долларов за книгу "Провинциал " объемом 115 страниц текста. Для легализации данных средств он попросил Ельцина "попридержать " на несколько дней указ об обязательном декларировании чиновниками своих доходов: Немцову просто-напросто опаздывал денежный перевод" [19] .
На сайте "Русский курьер" можно ознакомиться с материалами о роли Бориса Немцова в приватизации Навашинского судостроительного завода: "Лучший друг Немцова, практически руководивший во времена его губернаторства всей экономикой области - Андрей Климентьев - приватизировал Навашинский судостроительный завод. Возродить предприятие Климентьев решил за счет кредита. И Немцов помог ему получить кредит Минфина под гарантии бюджета Нижегородской области. Что дальше произошло между друзьями, доподлинно знают не многие. Сам Климентьев рассказывал, что Немцов много возомнил о себе, и решил забыть, на чьи деньги он избирался, и проявить самостоятельность.
Люди близкие к Немцову говорят, что наоборот, Климентьев решил, что может помыкать губернатором. Климентьев стал инициатором расследования по кредиту Минфина. Два миллиона долларов из этого кредита, вопреки условиям кредитного договора с Минфином, были положены на депозит в банк другого друга Немцова - Бориса Бревнова. Когда Климентьев потребовал эти деньги на выполнение инвестиционной программы, банк ему их выдать отказался, тогда он и пожаловался в Минфин на нарушение условий кредита. Позже уже осужденный А.Климентьев, написал заявление в Генпрокуратуру о том, что брать взятки его вынуждал тогдашний губернатор Б.Немцов. Он же, по словам Климентьева, и забирал львиную долю мзды". [20]
В другом материале "Русского курьера" собрана подборка материалов в различных печатных и сетевых СМИ о финансовых скандалах с Немцовым в ходе его работы в правительстве, в бизнес-структурах и партии.
"В 1993 году " - рассказывает "Русский курьер " - "государство выдало компании "Мобильные телесистемы " (торговая марка МТС) лицензию на работу в стандарте GSM 900 в Москве и Московской области : Борис Немцов : своей волей распорядился выдать лицензию на работу в частотном диапазоне GSM 900 КБ "Импульс " (дочерней фирме компании "Вымпелком "), то есть "БиЛайну ". Без всякого конкурса, Борис Немцов продал данные частоты. Но удивительна судьба денег, вырученных государством в результате этой сделки. Четвертого августа (к слову, до дефолта оставалось ровно две недели) выступая на публике, г-н Немцов заявил, что Российское космическое агентство очень нуждается в средствах - срываются сроки, в которые должен быть изготовлен российский сегмент международной космической станции.
Борис Ефимович обрадовал общественность тем, что деньги на это найдены - 30 миллионов долларов, которые "Вымпелком " готов заплатить за частоты GSM 900. Вырученные средства пойдут на строительство МКС. Однако деньги, а точнее их большая часть, как выяснилось позже, на благое дело не пошли. Когда в конце 1998 года у руководителя Российского космического агентства спросили, сколько денег они получили от сделки, которую провернул Борис Немцов, глава РКА честно признался - 7 миллионов долларов. А еще 23 миллиона? - поинтересовались журналисты. Тому лишь оставалось развести руками. При этом президент "Вымпелкома " Дмитрий Зимин не раз говорил о том, что готов подтвердить факт уплаты 30 миллионов долларов с бумагами в руках".
По сообщениям СМИ достаточно сомнительной является и деятельность концерна "Нефтяной", куда перешел работать Б.Немцов: "Общий объем контролируемых активов "Нефтяного " - сообщает "Русский курьер " - "до $300 млн. Немцов поддерживает близкие отношения с президентом концерна "Нефтяной " Игорем Линшицем.
Ранее концерн "Нефтяной " регулярно оказывал финансовую помощь СПС. В декабре 2005 года прокуратура провела ряд обысков в банке. Следователи обнаружили факты, которые, по их мнению, доказывают причастность "Нефтяного " к проведению незаконных операций и отмыванию средств. В ходе обысков силовики изъяли в подвале банка документы и серверы, которые якобы использовались для незаконных сделок", "Найденные бумаги могут стать подтверждением использования банком подложных документов фирм и их счетов для совершения незаконных банковских операций и легализации денежных средств ", - заявляла в декабре 2005 года Генеральная прокуратура.
Кроме того, как рассказывает в своих материалах "Русский курьер": "В "Нефтяном" было найдено около двух десятков печатей ряда организаций, которые участвовали в незаконных финансовых операциях. Проанализировав полученные доказательства, прокуратура выдвинула обвинения против руководства банка. По мнению следствия, "Нефтяной" занимается незаконной деятельностью начиная с 2000 года". После обысков в банке "Нефтяной", председатель его совета директоров Борис Немцов покидает свой пост.
В коррупции Б.Немцова обвинял и главный редактор оппозиционного радио "Эхо Москвы" А.Венедиктов . В своем интервью порталу "Полит.Ру" он заявил, что, не понимает смысла подарка Немцову. Речь идет о некоем пакете акций "Эха", который Альфред Кох предложил в дар Борису Немцову, лидеру СПС. Немцов якобы уже дал согласие и вступил в переговоры с "Газпром-Медиа". По мнению Венедиктова, "подарок в сотни тысяч долларов во всем мире называется взяткой и коррупцией". КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ВНЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ: ПОДКУП ИЗ-ЗА РУБЕЖА Процитируем официальные документы Федеральной избирательной комиссии США [21] : "Запрет на политические взносы и расходы со стороны иностранных граждан впервые был установлен в дополнениях к закону Foreign Agents Registration Act (FARA) в качестве вопроса "внутренней безопасности". Цель FARA была в минимизации иностранного влияния на американские выборы и устанавливала ряд ограничений для иностранных граждан. В 1974 году ограничения были инкорпорированы в Федеральный закон об избирательных кампаниях. Он запрещает деятельность любых иностранных структур по финансированию, взносам или пожертвованиям в контексте с любыми федеральными, региональными или местными выборами. Под "иностранными структурами" понимаются: иностранные правительства, политические партии, корпорации, ассоциации, партнерства, иностранные граждане и иммигранты без "зеленой карты".
Поправки к закону Bipartisan Campaign Reform Act (BCRA) от 2002 года ужесточали данный запрет и запрещали иностранным структурам вне зависимости от их прямого или непрямого характера следующие практики: "A) взносы или пожертвования средств или любых других имеющих стоимость объектов, а также их обещания в связи с федеральными, уровня штатов или местными выборами; Б) взносы или пожертвования в комитеты этих партий; В) любые расходы, "независимые расходы" на "электоральную коммуникацию" [22] . Под "независимыми расходами" американское законодательство понимает расходы на поддержку кандидатов со стороны групп, не финансируемых из избирательного фонда кандидата.
В контексте президентской кампании закон определяет "электоральную коммуникацию" как любые телевизионные или радиопередачи, относящиеся к кандидатам, за 60 дней до начала общей избирательной кампании и за 30 дней начала предварительных выборов кандидатов в президенты, проходящих внутри партий. Сами "праймериз" в зависимости от штата могут проходить различным образом и длиться разное время. В последней избирательной кампании первый этап предварительных выборов был проведен в январе. С учетом времени общей избирательной кампании легко увидеть, что ограничения на иностранную поддержку распространяются на большую часть года, в котором проходят выборы президента США и не ограничивается временем общей избирательной кампании, которая идет с момента номинации кандидатов каждой из партий.
Различные нарушения закона в области финансирования выборов американское общество традиционно относит к проявлениям коррупции вне зависимости от того, кто в них участвует. Например, независимая организация GlobalIntegrity в "Хронологии коррупции в США" перечисляет такие известные в США примеры коррупции как использование незаконных пожертвований со стороны религиозных организаций на цели избирательной кампании: "В апреле 1996 года Альберт Гор собрал 140.000 долларов от буддистского храма в Лос-Анжелесе для Национального демократического комитета - структуры по сбору средств для Демократической партии. Впоследствии оказалось, что такого рода действия являлись нелегальным - религиозные организации, освобожденные от налогов, не могут участвовать в финансировании выборов. Несмотря на это значительная часть этих средств была перечислена с помощью несуществующих спонсоров" [23] .
Интересно отметить, что одним из последних фактов коррупции и нарушений в области финансировании выборов, связанных с одним из лидеров российской внесистемной оппозиции - Б.Немцовым, произошли уже во время подготовки данного доклада. В российских средствах массовой информации широкое освещение получила история со встречей кандидата на пост мэра города Сочи - Б.Немцова с представителями корейской диаспоры. В видеопленке, показанной по телевидению и размещенной в интернет, хорошо слышно, как он соглашается принять предложенными ему 200.000 долларов и даже готов содействовать в переносе части Олимпиады в Корею. Процитируем эти материалы: "В распоряжение портала 'Life.ru' попала видеозапись этих секретных переговоров Бориса Немцова, цель которых - выбить деньги, чтобы получить голоса избирателей. В обмен на финансовую поддержку кандидат в мэры пообещал свое содействие двум корейских бизнесменам из краснодарской диаспоры в получении выгодных олимпийских контрактов: - Я вам сильно помогу!
Голос Немцова звучит уверенно, его голос не дрогнул ни разу. Обещания содействовать бизнесменам в случае избрания его мэром он раздает как должное. Еще не заняв кресло градоначальника, Немцов уже погряз в коррупции.
Фрагменты аудиозаписи его переговоров с корейцами:
Шум улицы. Корейцы с Немцовым усаживаются в желтый автобус. Кореец: 'Мы представляем корейскую диаспору... Немцов (перебивая): 'Ну, сколько можете дать?' Кореец: 'Ну, мы рассчитывали до 200 тысяч...' Немцов: 'Чего?' Кореец: 'у.е.' :По вашей программе, насколько мы слышали, что вы хотите перенести часть объектов Олимпиады...' Немцов: 'Здесь никто ничего не сделает....Слушай, давай ближе к делу...' Кореец: 'Конкретно мы готовы выйти на многозначную сумму'. Немцов: 'Мое предложение такое - я стану мэром, я вам сильно помогу. Олимпиаду перенести в Корею - нормально? Я не могу вам стопроцентную расписку дать, но я вам сильно помогу. На всех встречах говорю - завалите Олимпиаду с блеском, поэтому ее нужно перенести' Кореец: 'Но разве поддерживает МОК такую программу?' Немцов: 'Бюджет Олимпиады 15 миллиардов долларов - кто платил, тому и давали. Я знаю, кто деньги коробками тогда носил... Нам грозит кризис, гуманитарная катастрофа, транспортный коллапс... Мы сделаем вещь, которую от нас не ждут - мы позвоним всем жителям Сочи! Будет call-центр свой, он уже есть. Это они остановить не могут, потому что это телефон. Эффективность, эксперты мои говорят, каждый третий звонок - плюс голос. Мы можем дополнительно получить около 30000 голосов. 30-40 тысяч! Поэтому, если вы мне дадите бабки, я их потрачу, чтобы 'забомбить' людей по телефону. Это очень круто! Могу сказать даже, по какому тарифу мы с ними разговариваем. Минута разговора с человеком - 200 рублей. 120000 абонентов, каждый минимум по 5 минут, получается 600000 минут, это как раз те 200000. Так что, если бабки даете, прямо завтра начинаем. У меня были все эксперты-политологи, они сказали: только телефонный обзвон. Они предпочитают стационарный, потому что в основном попадаешь на домохозяек, на бабушек, т.е. на тех, кто на выборы ходят. Поскольку им делать не х..., этим бабушкам, они по телефону любят поговорить - это очень эффективно". Кореец: 'Ладно, мы вечером созвонимся' Немцов: 'И решение примем...' Кореец: 'Хорошо, до свидания': Данная запись получила большой резонанс, а ряд коллег Б.Немцова выступили с заявлениями о том, что запись была отредактирована, что в действительности он не обещал перенос Олимпиады. Вне зависимости от трактовок этих отдельных фраз, запись однозначно показывает, что лидер внесистемной оппозиции был готов получить незаконное финансирование в обмен на свою "помощь" после избрания на пост мэра.
Такого рода поведение является коррупцией, как с юридической, так и с общественной точки зрения. Например, с точки зрения японского законодательства: "Особое значение законодательство Японии придает запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих. Они, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса, как во время службы, так и после ухода с должности.
Законодательство Японии квалифицирует как преступление действия политиков, лоббирующих за вознаграждение от заинтересованного лица выгодное дня него решение путем воздействия на государственных и муниципальных служащих, а также служащих юридических лиц с 50-процентным капиталом государства или органов местного самоуправления" [24] .
В цитировавшемся выше списке "Хронологии коррупции в США" приведен скандал, связанный с нарушениями 1996 г. в финансировании - в особенности из зарубежных источников - избирательной кампании Б.Клинтона: "В июле 1997 Комитет Сената США по вопросам государственной службы начал слушания о нарушениях в области сбора средств в президентской кампании 1996 года. Согласно законам США иностранным гражданам и организациям запрещено финансировать федеральные выборы. Фонды избирательных кампаний и Гора и Клинтона, а также фонды Демократической партии получили эти средства. Во время слушаний Демократическая партия возвратила 2.8 миллиона долларов США из числа тех, что вызывали вопросы. Во время слушаний 45 свидетелей покинули страну или отказались свидетельствовать. Рассмотрение закончилось в марте 1998 года отчетом, который показал, что администрация Клинтона нарушила законы в области финансирования выборов. Имели место также "сильные косвенные улики", свидетельствовавшие о финансировании избирательной кампании Демократической партии на выборах 1996 года со стороны Китая".
Описание этого коррупционного скандала есть и в книге "Политическая коррупция в Америке: энциклопедия скандалов, власти и жадности" [25] : "Финансовая коррупция, имевшая место во время избирательной кампании 1996 году у Гора и Клинтона, была неэтичной и в своем потенциале нелегальной ... 30 октября 1997 года прессинг со стороны средств массовой информации заставил Национальный демократического комитета представить частичный список спонсоров. В течение двух месяцев после повторного избрания Клинтона в прессе появились сотни материалов о подробностях его массовой кампании по сбору финансовых средств ... Миллионы долларов были получены с нарушениями закона, часть из них имела иностранное происхождение... Президент Клинтон попытался дистанцироваться от скандала и разделить свою избирательную кампанию и кампании Национального демократического комитета ... Но никто не сделал больше самого президента для того, чтобы поставить под сомнение это различие. Он сам и его аппарат полностью контролировали всю деятельность демократического комитета и всю кампанию по сбору финансовых средств для Белого дома. Во время кампании 1996 года Национальный демократический комитет был "альтер эго" Белого дома".
Коррупционным считается не только получение средств на избирательные кампании, но и их предоставление с американской стороны. Законодательство США объявляет нелегальной не только финансирование избирательных кампаний, но и поддержку иностранных политических партий и их сотрудников.
Упомянутый выше закон США The Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) запрещает американским гражданам и организациям выплаты финансовых средств или чего-либо имеющего стоимость, равно как и их обещание иностранным политическим партиям или должностным лицам этих партий, а также любым кандидатам на выборах с целью влияния на их действия или решения. Действия такого рода однозначно объявляется коррупционной практикой.
Хорошо известно, что значительная часть российской внесистемной оппозиции, в том числе те персоналии, которые занимали или планировали занимать политические должности, а также организации, которые были или планировали стать политическими партиями напрямую или через кого-либо получали или получают финансирование или поддержку иного рода со стороны запада.
Практически все из поддерживаемых ими организаций имеют достаточно узкую направленность: их заявления и действия в значительной мере направлены на критику российской власти, а также - в той или иной степени - к отказу от суверенитета самой России и занятию позиции "сателлита" по отношению к США и другим западным странам. Большинство из этих организаций и персоналий относится к либеральной части общественно-политического спектра и заявляют о стремлении к завоеванию или возвращению к политической власти в России.
Все это позволяет говорить о явном коррупционном намерении и стремлении с помощью этих структур повлиять на политику России с целью получения странами запада и прежде всего США незаконных преимуществ. В пользу такого вывода говорит также то, что такого рода преимущества были ими получены в начале и середине 90-х годов, когда у власти в России находились персоны, провозглашавшие свою приверженность либеральной и демократической идеологии.
В ряде случае государственные структуры США, например, Агентство США по международному развитию (USAID) финансирует российскую системную оппозицию не напрямую, а через другие общественные организации и фонды. Например, Национальный Фонд в поддержку демократии (NED), Международный Республиканский Институт (IRI), Национальный Демократический Институт (NDI) и Институт "Открытое Общество " - Фонд Сороса (OPI).
Каждая из этих организаций в России имеет свое направление работы:
NED, как уже было отмечено на страницах нашей газеты, финансирует Союз Комитетов Солдатских Матерей и другие правозащитные организации,
IRI материально поддерживает Лимонова и молодежные оппозиционные движения ( "Оборона " и другие),
NDI, возглавляемый бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт, работает с Народно-демократическим союзом Касьянова и проектом "Другая Россия ".
Фонд Сороса пытается заниматься всем, но акцентирует внимание на либеральных СМИ.
Отметим, что такого рода "конспирация" не меняет общей оценки такой практики. Например, согласно The Foreign Corrupt Practices Act (FCPA), как именно осуществляется коррупционное финансирование - напрямую или через - других лиц и организации - является неважным и не меняет самого факта.
Определения этого закона позволяет считать эту практику незаконной и коррупционной, как с точки зрения американской практики, так и согласно букве американских законов. Между тем, в такого рода коррупционные скандалы постоянно попадали представители российской внесистемной оппозиции. Они неоднократно получали иностранные средства и для финансирования избирательных кампаний своих представителей и для обеспечения деятельности "независимых групп" по поддержке своих кандидатов (см. описанную выше незаконную практику иностранного финансирования фондов "независимых расходов"), равно как и для обеспечения своей текущей политической деятельности.
Большинство из опрошенных нами представителей внесистемной оппозиции не имеют иллюзий о происхождении получаемых ими средств.
Например, представитель "Левого фронта" комментирует ситуацию следующим образом: "Отмазки про ряд предпринимателей не сырьевого сектора, которых никто типа по понятным причинам назвать не может - это заведомо держать людей за идиотов. Никто из этих лилипутов-политиков несамостоятелен, не обладает независимым источников финансирования , так или иначе все они поют под чужую дудку, собственно, толку от этих политиков мало :
В подобных движениях все должно держаться на работе на общественных началах. : Организован - понимаете - на поток поставлен съем несогласными "конспиративных квартир" - после того как бункер новый Лимонову открыть не дали - бункер же был культовым местом радикалов всей Москвы - а теперь они по квартирам - по двадцать-сорок человек сидят перед акциями, тихо, а их все равно милиция находит.
Идет нормальный выпуск рекламный продукции, буклеты глянцевые и самоклеющиеся стикеры вместо черно-белых листовок на ПВА, по сравнению с даже пятилетней давностью, появились бюджеты. В принципе есть деньги на хорошую связь и транспорт, а также проведение регулярное крупных мероприятий - съездов и конференций, которые раньше в принципе если и проводились - то очень редко и почти без участия регионалов".
При этом неудивительно, что представители внесистемной оппозиции отказываются считать такую практику коррупцией.
Приведем высказывание представителя движения "Солидарность", подтверждающего финансирование такого рода:
"Да, выделяются какие-то деньги. Европа боится неадеквата в российской правительстве, что к власти придут люди - для которых права человека вообще ничего не значат, особенно в ситуации возможного энергетического терроризма России в отношении Европы. Эти деньги - о которых так любят петь кремлевские гопники из "Наших " или "Молгвардии " - это ведь смешные деньги, это копейки сущие. И идут они, вернее шли, пока не было принято это драконовское законодательство по НКО - на адвокатов по делам политических заключенных и узников совести, на консультирование населения по реальным его правам, на расследования, оргработу необходимую - правозащитники очень важны - важны для нашего будущего, чтобы страна не исчезла с карты мира, когда упадут цены на нефть. Слава Богу, пока еще не всех убили или запугали".
В российских СМИ было достаточно много материалов по поводу коррупционных практик прямого финансирования мероприятий, организаций и лидеров внесистемной оппозиции из-за рубежа. Значительное количество этих мероприятий фактически являлось финансированием деятельности структур потенциальных кандидатов на выборах президента России.
В качестве такого примера процитируем "Русский курьер", который рассказывает о подкупе ряда правых партий, из которых впоследствии вышли многие из представителей современной внесистемной оппозиции: "Согласно официальному докладу Главного контрольно-финансового управления Конгресса США, на помощь "реформаторским" партиям только в период 1992-1997 гг. по линии Агентства международного развития США российским либералам было выделено 17,4 млн. Долларов" [26] .
Приведем еще несколько примеров коррупционной практики такого рода: "В 2008 году на пресс-конференции в Нижнем Новгороде руководитель местной общественной организации "Центр помощи мигрантам" Алмаз Чалоян обвинила российскую оппозицию и, в частности, организаторов "Маршей несогласных" в получении денег от США. "Финансирование проекта составило более $70 тыс. Задачи у нас были такие: мы должны были провоцировать именно милицию, представителей власти, снять это все и отправить это все в "Би-Би-Си"",- передает слова Чолоян интернет-сайт "Каспаров.ру ". [27] Чолоян рассказала представителям СМИ, что на совещании оргкомитета по подготовке мартовского марша 2007 года присутствовали "двое иностранцев из посольства США", инструктировавшие организаторов - нижегородских правозащитников Станислава Дмитриевского, Сергея Шимоволоса и Оксану Челышеву.
"По словам Дмитриевского и Челышевой, один из них был первый секретарь посольства США Петерсон",- добавила госпожа Чолоян. Кроме того, она сообщила, что ее уговаривали сыграть роль "пострадавшей от спецслужб", обратившись за помощью в посольства США и ряда европейских стран. За месяц до пресс-конференции Алмаз Чолоян высказала все это и в фильме телеканала НТВ "Гуманитарный паек" в рамках программы "Чрезвычайное происшествие. Расследования".
Еще более широкой стала практика поддержки западными странами российской внесистемной оппозиции через различные общественные организации, не являющиеся политическими по форме и не выдвигающие самостоятельно своих кандидатов на выборах. С узкой юридической точки зрения такие организации не подпадают по The Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Вместе с тем их члены одновременно нередко выступают, ведут предвыборную деятельность и работают на кандидатов, которые пытается выдвинуть на выборах внесистемная оппозиция. Отметим также высокую скоординированность этих "общественных организаций", фактически становящихся политическими и открыто претендующих на получение политической власти. Все это позволяет считать такую практику коррупционной не по букве, но по духу антикоррупционных законов.
Удивительным образом поддержка, особенно финансовая, со стороны запада коррелирует с политической позицией и высказываниями получателей этой помощи. Сам этот факт является косвенным, но весомым аргументом в пользу мнения о коррумпированности определенной части российского общественного сектора. При этом ряд из его представителей даже не скрывает самого факта такого финансирования.
Например, лидер движения "За права человека" Л.Пономарев в своем интервью газете "Коммерсант" от 10 марта 2007 года заявил, что получил от США "немного" - лишь 50-60 тысяч долларов в год и заметил, что помощь надо не удваивать и утраивать, а удесятерять. Политическая ориентация и радикальные суждения Л.Пономарева хорошо известны. Кроме того, он даже не скрывает, что фактически занимается не общественной, а политической деятельностью: "Я последовательный сторонник того, что гражданские организации по своему определению занимались политикой".
Московская Хельсинская группа в своих документах также открыто пишет: "Деятельность МХГ в ее современном масштабе была бы невозможна без значительной поддержки, которую нам оказывает ряд доноров. На сегодняшний день проекты МХГ финансируются следующими спонсорами: European Commission, MacArther's Foundation, MATRA, Open society, USAID". Хорошо известна и позиция руководителя МХГ - Л.Алексеевой. Ее высказывания, как по форме, так и по духу являются политическими заявлениями представителя внесистемной оппозиции.
Легко увидеть и то, как после начала финансирования лидеры российской внесистемной оппозиции могут менять свои точки зрения и взгляды. Например, после "сближения" с либеральными представителями оппозиции и начала его финансирования Э.Лимонов резко изменил свои взгляды. В своей программе 1994 года, НБП провозглашала, что сущность "национал-большевизма " заключается в "испепеляющей ненависти к античеловеческой cистеме троицы: либерализма/демократии/капитализма " и "национал-большевик видит свою миссию в разрушении системы до основания ", а также, что "на идеалах духовной мужественности, социальной и национальной справедливости будет построено традиционалистическое, иерархическое общество ".
В 2004 году на V всероссийском съезде национал-большевиков была принята новая программа (без отмены старой), в которой главной целью НБП провозглашалось "превращение России в современное мощное государство, уважаемое другими странами и народами, и любимое собственными гражданами, путём обеспечения свободного развития гражданского общества, независимости СМИ ".
Каким образом можно совместить "испепеляющую ненависть к либерализму " и "свободное развитие гражданского общества ", "ненависть к демократии " и "независимость СМИ " остается загадкой. Такое резкое изменение взглядов и эклектическое мировоззрение не осталось незамеченным и в зарубежных СМИ.
Например, The Wall Street Journal в статье от 1 апреля 2005 года пишет об Э.Лимонове: "... в тюрьме он написал семь книг. Одна из них называлась "Другая Россия", в ней он призывает к созданию огромного "Евразийского государства", где будут проживать "вооруженные общины кочевников", более молодые члены которых будут практиковать свободную любовь. Чтобы иметь достаточную численность населения, всех молодых женщин заставят рожать не менее четырех детей, пока они находятся в возрасте 25-35 лет. В предстоящей революции, писал он, "люди будут погибать молодыми, но это будет весело".
Подкуп российских политических и общественных организаций является коррупцией и с точки зрения ее широкого определения. Он приводит к извращению принципов демократической политической системы, гражданского общества. Следствием такого подкупа становится создание целого сектора политических и общественных структур, начинающих "оптимизировать" свою деятельность под западные запросы и ресурсы. Начиная с определенного момента, происходит "перенастройка" такого рода организаций и их руководства под соответствие запросам западных заказчиков даже в том случае, если это приводит к потере поддержки в России и напрямую не соответствует целям членов этих организаций.
ДЕЛО «ДРУГОЙ РОССИИ»
Примером такого рода поведения, например, стало выступление на импровизированном митинге одного из лидеров внесистемной оппозиции Г.Каспарова на английском языке. Процитируем выдержку из статьи Шона Уолкера (The Independent): "Накануне выборов в России иногда казалось, что Каспаров страдает "синдромом Саакашвили" - рьяно обхаживает зарубежных журналистов, пренебрегая аудиторией внутри страны", - пишет журналист [28] . Этот факт достаточно негативно подействовал на российское общественное мнение, но способствовал донесению его позиции до зарубежных журналистов и зарубежных спонсоров.
Аналогичным образом, к учредительной конференции внесистемной оппозиции "Другая Россия" организаторы, прежде всего, пригласили представителей зарубежных структур. Приведем мнение одного из опрошенных нами экспертов: "Та конференция вообще была предназначена для спонсоров. Организатором надо было срочно показать, что на них можно еще тратить деньги, а самим спонсорам отчитаться перед своим начальством".
Действительно, участников всероссийской конференции "Другая Россия " можно, было разделить на четыре большие группы (в порядке убывания): иностранные гости (38 человек), представители "Объединенного гражданского фронта " (28 человек), представители "Народно-демократического союза " (26 человек), представители "Национал-большевистской партии " (21 человек). Меньшим количеством человек представлены организация "Мемориал " (13 человек), партия "Союз правых сил " (7 человек), движение "Трудовая Россия " (4 человека), незарегистрированная структура "Республиканская партия " (4 человека), организация "За права человека " (4 человека), партия "Яблоко " (4 человека). Как видно, именно иностранцы были наибольшей группой.
Значительное количество высказываний представителей внесистемной оппозиции не только не улучшают, а ухудшают отношение к ним российской аудитории. Между тем желание "понравиться" западной аудитории, связанное со стремлением получить очередные коррупционные ресурсы, перевешивает даже эти соображения.
Приведем лишь несколько примеров. Г.Каспаров в статье The New York Times от 10 июля 2006 года пишет:
"Западным лидерам давно пора занять более жесткую позицию, если они хотят, чтобы их разговорам о демократии верили. Замечательная возможность представилась им на этой неделе - саммит "Большой семерки" в Санкт-Петербурге. Я говорю "семерки", а не "восьмерки", потому, что все еще надеюсь, что Западу достанет коллективного духа, чтобы поставить членство России в клубе в зависимость от ситуации с демократией в стране" и "Загадкой остается, почему Запад продолжает общаться с Россией как с союзником".
В интервью The Wall street Journal от 29 января 2007 года он снова возвращается к этой теме: "Самое худшее, то произошло с демократическим движением, - это то, что Россию приняли в число ведущих стран мира". Ему вторит Л.Алексеева в своем интервью The Times от 28 декабря 2005 года: "Россия не свободна, и просто нонсенс передавать председательство в "Большой восьмерке" стране, которая несвободна".
Алогичное для нормального политика, но деятельное участие в желании дискредитировать Россию принимает и М.Касьянов. Например, на вопрос газеты Focus от 18 мая 2007 года "Является ли Россия надежным поставщиком энергоносителей?", он отвечает: "Этот режим не является. Он доказывает свою ненадежность собственными действиями, когда де-факто использует поставки газа для оказания политического давления на своих соседей".
Если бы российские компании хотя бы в минимальной мере интересовались личностью бывшего правозащитника В.Буковского, заявлявшего о своем желании стать кандидатом на выборах президента России, то заявления последнего против экспансии российского бизнеса в Европу были бы для него сюрпризом: "В экспансии российского капитала ... я вижу угрозу".
В газете Corriere Della Sera от 26 июля 2007 года несостоявшийся кандидат в президенты России В.Буковский продолжает эту тему:
"Требуется жесткий ответ, пропорциональный угрозе ... С Путиным нельзя вести больше мирные беседы ... Что мы будем делать, если они оккупируют Эстонию?". Последняя фраза достаточно показательна - дело не в абсурдности суждений бывшего диссидента. В ответе на последний вопрос сквозит четкое разделение: "они" - российское государство и "мы" - Европа, запад. К последнему он себя и причисляет. Такого рода идентификация не оставляет никаких вариантов для оценки со стороны российского электората и перспектив для деятельности В.Буковского в России. Очевидно, что желание быть интересным для западной аудитории перевешивает даже такие очевидные доводы.
Не менее прямо выступает Э.Лимонов, говоря о том, что он имеет вид на жительство в США: "...Лимонову доставляет удовольствие перспектива решительного противостояния с властями ... Смеясь, он сказал: "У меня все еще есть моя грин-карта" [29] . Надо ли говорить, что в сознании большинства россиян наличие у политика американского вида на жительство не добавляет ему популярности?
Поддержка такого рода личностей коррумпирует российское гражданское общество и приводит к обратному результату - демократические свободы и принципы начинают восприниматься как навязанные и невыгодные для России. РОССИЙСКАЯ ВНЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ И КОРРУПЦИЯ: ОБМАН ИЗБИРАТЕЛЕЙ. К коррупции на западе, как правило, относят и обман избирателей. На сайте ФБР можно прочитать интервью специального агента Dan O'Brien - руководителя подразделения по борьбе с коррупцией.
На вопрос "Почему ФБР придает борьбе с коррупцией такое значение?" он отвечает: "Во-первых, коррупция бьет в центр наших ценностей. Наша демократия зависит от здорового, эффективного и этичного правительства - как в суде, так и в Конгрессе. Во-вторых, коррупция может напрямую влиять на национальную безопасность". На вопрос же о видах преступности, которые относятся к коррупции, он дает следующий ответ: "Это целая гамма. Растраты. Подделка голосов и обман избирателей. Махинации с денежными ассигнованиями. Взятки" [30] .
Отдельно отметим, что финансовые нарушения на выборах также рассматриваются как коррупция и нередко расследуются ФБР. Коррупционное и незаконное с точки американского законодательства финансирование избирательных кампаний представителей российской внесистемной оппозиции подробно рассмотрено в Главе "Российская внесистемная оппозиция: подкуп из-за рубежа". В этой главе мы остановимся на коррупционном обмане избирателей со стороны российской оппозиции.
Отдельно отметим, что к обману избирателей относят не только мошенничество и подделку голосов во время голосования, но и, например, при регистрации. Отметим, что к коррупции относят обман избирателей вне зависимости от наличия или отсутствия официальной должности у того, в интересах кого он происходит. Приведем западный пример такой коррупционной практики..."
См. продолжение: КОРРУПЦИЯ И ВНЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ. ЧАСТЬ 2
Последние новости о борьбе и противодействии коррупции в России читайте в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|