Дело ЮКОСа продолжает приносить сюрпризы. В минувшую пятницу такой сюрприз поджидал Алексея Кудрина в Вашингтоне, куда вице-премьер и министр финансов приехал для участия в «Весенних встречах» МВФ и Всемирного банка. Г-н Кудрин был приглашен выступить перед двумя сотнями авторитетных экспертов, чиновников и бизнесменов в одном из ведущих американских исследовательских центров -- Институте Питерсона. Черный лимузин подвез министра к входу в здание, где его ждали организаторы мероприятия. И, пока г-н Кудрин одной рукой обнимался с известным экономистом Андерсом Ослундом, неизвестный седовласый господин в темном костюме, бирюзовом галстуке и солнечных очках вложил ему в свободную руку некий конверт. Министр машинально взял конверт и, не придав ему особого значения, отдал кому-то из помощников, а сам отправился выступать.
Г-н Кудрин рассказывал аудитории о том, насколько российская экономика зависит от внешних рынков, а потому важно, объяснял он, чтобы ведущие страны Запада осознавали ответственность за проводимую политику и перед другими государствами. Министр рассказывал о глубине спада ВВП в России, о том, как упали производство и инвестиции. Говорил, что план удержания бюджетного дефицита на уровне 7,5% ВВП в этом году и 5 и 3% ВВП в 2010--2011 годах -- это «напряженное задание», а в целом «мы рассчитываем силы на то, что надо будет выдержать долгую осаду». Рассказывал о новых перспективах российско-американских отношений и обнадеживающих встречах в госдепе и ведомстве торгового представителя США.
Явно хороший настрой, убедительное и довольно откровенное выступление не прошли мимо внимания публики, среди которой были такие знаковые для России персоны, как бывший глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон и бывший куратор России в МВФ Джон Одлинг-Сми, инвестор Джордж Сорос, экс-посол США в России Александр Вершбоу, многие нынешние и бывшие высокопоставленные сотрудники госдепа, МВФ и Всемирного банка. Известный политолог Эндрю Качинс так и сказал г-ну Кудрину, что тот явно не похож на человека, находящегося в постоянном стрессе борьбы с экономическим кризисом. Кудрин отшутился.
А спустя несколько минут ему было уже не до шуток -- оказалось, что незнакомец на входе вручил ему не что иное, как повестку в суд по иску бывших миноритарных акционеров бывшей нефтяной компании ЮКОС.
В российской делегации сначала опровергали появившуюся информацию о вручении повестки, но потом все-таки признали этот факт. Как сказал журналистам пресс-секретарь г-на Кудрина Павел Кузнецов, его шефу «неизвестным лицом были подсунуты какие-то бумаги, о содержании которых министр не имел никакого представления». «Впоследствии выяснилось, что это было уведомление, выданное Федеральным судом США по округу Колумбия, о даче показаний по уголовному делу Михаила Ходорковского, которое сейчас рассматривается в российском суде», -- сказал г-н Кузнецов, добавив, что уведомление оформлялось адвокатами Михаила Ходорковского «в крайне сжатые сроки в режиме секретности и носит гриф «Документ зарегистрирован в конфиденциальном порядке». Юристы американской фирмы Baker Botts, ведущей бизнес в Москве еще с 1993 года, по словам г-на Кузнецова, «считают, что действия адвокатов Ходорковского носят неправомерный характер, и решение о вызове Алексея Кудрина для дачи показаний будет отменено американским судом».
Перспектива какого-либо преследования г-на Кудрина действительно выглядит призрачной, хотя нельзя отрицать, что истцы уже причинили российским чиновникам немало неудобств. История этого преследования начинается в октябре 2005 года, когда 12 физических лиц подали в суд Вашингтона иск к Российской Федерации, «Газпрому», «Газпром нефти», «Роснефти», «Роснефтегазу», «Байкалфинансгруп», а также персонально к министрам Виктору Христенко и Алексею Кудрину, руководителям «Газпрома» Алексею Миллеру и «Роснефти» Сергею Богданчикову и чиновникам, представляющим государство в советах директоров «Газпрома» и «Роснефти» (один из этих чиновников, экс-глава совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев, теперь является, как известно, президентом России). Всему этому списку ответчиков вменялось обвинение в соучастии в национализации ЮКОСа, которая причинила истцам ущерб в размере 3 млн долларов.
Первым пострадал Виктор Христенко. 23 октября 2005 года министр вместе с группой чиновников и бизнесменов (в числе которых был и г-н Богданчиков) был принят президентом США Джордем Бушем. После этой встречи российские делегаты направились на прием в фешенебельный вашингтонский отель Willard Intercontinental, на входе в который к г-ну Христенко подошел незнакомец и протянул некую папку. Министр, уже предупрежденный о возможных неприятностях, папку брать не стал, но незнакомец буквально впихнул ее г-ну Христенко под мышку. Папка тем не менее упала на пол, но это не помешало адвокатам истцов заявить о том, что повестка была вручена российскому министру.
После этого инцидента визиты российских чиновников в Вашингтон проходили в условиях повышенной бдительности. Визитеров специально инструктировали на тему контактов с незнакомцами, а сотрудники посольства во избежание неприятностей неотступно сопровождали гостей из Москвы.
Но истцы оказались проворнее. Уже в январе 2006-го, когда Алексей Кудрин встречался с тогдашним министром финансов США Джоном Сноу, судебный пристав настиг его буквально на ступеньках Казначейства. Кудрин тогда въехал на охраняемую территорию финансового ведомства на машине,и, очевидно, уже чувствовал себя защищенным. Но и тогда, судя по всему, машинально взял в руки поданную кем-то бумагу, хотя российский Минфин официально опроверг вручение повестки.
Как бы то ни было, с тех пор неприятных инцидентов не повторялось, а г-н Кудрин уже в апреле 2006-го спокойно участвовал в весенней сессии МВФ и ВБ, и с тех пор был в Вашингтоне как минимум пять раз. Изначально дело с иском миноритариев ЮКОСа в Вашингтонском суде выглядело так, что политический аспект в нем преобладал над экономическим или юридическим, а истцы, казалось, выбрали для себя примером тактику пресловутой фирмы Noga. Трудно понять, что оживило их активность сейчас. Но примечательным выглядит тот факт, что во встрече с Алексеем Кудриным в Институте Питерсона участвовал Джордж Сорос -- крупный инвестор и крупный филантроп, имевший серьезные проблемы в России в обеих своих ипостасях. Взяв слово, он вопреки обыкновению не стал критиковать политику Москвы, а выразил удовлетворение обнадеживающими его сигналами из российской столицы. Он упомянул серию встреч президента Дмитрия Медведева с представителями гражданского общества, развитие дела Светланы Бахминой и выразил надежду, что новый суд над Михаилом Ходорковским будет справедливым. Алексей Кудрин оставил эти замечания Сороса без комментариев.
|