Похоже, наступает последний этап аппаратной борьбы за смену руководства «Аэрофлота». Заседание совета директоров авиакомпании (его возглавляет министр транспорта Игорь Левитин), на котором могут быть утверждены досрочная отставка Валерия Окулова и назначение на его пост Виталия Савельева, намечено на ближайший четверг. По словам правительственного источника «Времени новостей», директива представителям государства в совете директоров на этот счет имеется. Косвенно о том, что активно обсуждавшийся в последние недели вопрос решен, говорит то, что на прошлой неделе г-н Окулов был на приеме у премьер-министра Владимира Путина. Правда, подробности их встречи неизвестны.
В официально объявленной повестке «обычного» заседания совета директоров, намечавшегося на 25 марта, значится обсуждение разработанной под руководством г-на Окулова стратегии развития группы «Аэрофлот» до 2015 года. Однако в конце прошлой недели совет перенесли на день позже -- на 26 марта, и, говорит источник газеты, тогда же стало известно о новой повестке.
Между тем сам Валерий Окулов, как утверждают близкие к нему источники, до сих пор не принял сделанное ему Игорем Левитиным предложение перейти на должность замглавы Минтранса. Не привлекают его и какие-либо другие варианты трудоустройства, кроме нынешнего поста, который он занимает с мая 1997 года.
Государство не имеет абсолютного большинства в совете директоров «Аэрофлота», хотя «Росимущество» от лица Российской Федерации контролирует 51,17% акций авиакомпании. «Аэрофлот» стал одной из первых компаний с госучастием, где была реализована идея замены госчиновников на независимых директоров. Нынешний состав совета, сформированный в результате внеочередного собрания акционеров «Аэрофлота» в октябре прошлого года, включает четырех человек, для которых правительственная директива обязательна к исполнению: трех федеральных чиновников (в том числе самого министра Левитина) и председателя госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Владимира Дмитриева.
Валерий Окулов может рассчитывать на голоса двух представителей менеджмента авиакомпании (то есть свой собственный и своего первого заместителя Владимира Антонова), а также трех делегатов крупнейшего частного акционера авиакомпании -- «Национальной резервной корпорации». Известный критик г-на Окулова председатель совета директоров ЗАО «НРК» Александр Лебедев (который также входит в совет директоров «Аэрофлота») на прошлой неделе публично выступал против смены руководства «Аэрофлота» в нынешней ситуации, признав: «Претензий к нему с точки зрения квалификации не должно быть -- компания подошла к кризису более готовой, чем конкуренты».
Но исход голосования, судя по всему, определит -- едва ли не впервые в российской корпоративной истории -- позиция независимых директоров. Это директор Высшей школы экономики по макроэкономическим исследованиям Сергей Алексашенко и управляющий директор ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог» Андрей Шаронов. С г-ном Шароновым вчера связаться не удалось, а г-н Алексашенко отказался от комментариев, сказав, что еще не видел повестки заседания совета директоров.
Так или иначе почти 12-летний период, в течение которого зять первого президента России Бориса Ельцина Валерий Окулов стоял во главе крупнейшей авиакомпании России, видимо, подходит к концу. Именно за это десятилетие «Аэрофлот» совершил переход из советской системы координат в мир современной коммерческой авиации. В 1997 году, когда в «Аэрофлоте» началась «эпоха Окулова», компания перевезла 3,9 млн пассажиров, практически не имела маршрутной сети внутри России и СНГ, хотя сохранила в своем международном расписании практически ту же самую сотню стран назначения, что и советский «Аэрофлот». В 2008 году компания перевезла 9,27 млн пассажиров, контролируя более 45% российского рынка регулярных международных перевозок, но только 12,5% -- внутренних. «Аэрофлот» (пока единственный из российских авиаперевозчиков) вступил в международный альянс SkyTeam.
Много общественного шума в эти годы породила стойкая ориентация г-на Окулова на покупку самолетов исключительно западного производства (т.е. американских Boeing или европейских Airbus), а также его нежелание (впрочем, понятное) платить запретительные таможенные пошлины на импорт воздушных судов. Попытки переориентировать «Аэрофлот» на поддержку отечественного производителя увенчались тем, что ни одного нового отечественного самолета «Аэрофлот» при Окулове не приобрел. Эту политику генерального директора компании можно считать одновременно непатриотичной и поразительно дальновидной: в последние годы российский авиапром демонстрирует неспособность выполнить даже немногие имеющиеся у него контракты (к примеру, начало поставок SSJ-100 было намечено еще на конец 2008 года, но их пока нет).
Виталий Савельев, которого Игорь Левитин продвигает на место главы «Аэрофлота», с 2007 года работает в АФК «Система». Занимая пост первого вице-президента и члена правления холдинга, он руководит бизнес-единицей «Телекоммуникационные активы». Г-н Савельев перебрался из Санкт-Петербурга в Москву в сентябре 2001 года, получив предложение возглавить финансовый блок «Газпрома» в должности заместителя председателя правления. Алексей Миллер, вставший у руля концерна всего за четыре месяца до этого, не имел ни аппаратного веса для самостоятельного выбора зама по финансам, ни более или менее адекватной кандидатуры на такую позицию. Виталий Савельев в течение 1990-х годов занимал видные посты в банковском секторе Санкт-Петербурга: в 1993--1995 годах он возглавлял правление банка «Россия», а затем возглавил банк «Менатеп СПб». По одной из версий, г-н Савельев получил назначение в «Газпром» по протекции совладельца банка «Россия» и друга Владимира Путина Юрия Ковальчука.
В газовый концерн г-н Савельев пришел в крайне непростой период: в тяжелые 1999--2000 годы, когда экспортные цены на газ были крайне низки, «Газпрому» пришлось набрать большое количество кредитов и одновременно приходилось бороться с процветавшими при прежнем руководстве вексельными схемами. Новый зампред занимался выводом концерна на рынок еврооблигаций (был размещен выпуск на 500 млн долл.), но век его в «Газпроме» оказался недолгим. Через девять месяцев после назначения было объявлено об отставке «в связи с переходом на другую работу». По рассказам источников в концерне, г-н Савельев ушел на майские праздники в отпуск, попросив не назначать до его возвращения никого на пост главы департамента корпоративных финансов (Александр Семеняка, трудившийся в этой должности, как раз принял предложение возглавить Агентство по ипотечному жилищному кредитованию). Однако, вернувшись с каникул, г-н Савельев узнал, что Алексей Миллер уже посадил в вакантное кресло Андрея Круглова. После этого зампред по финансам написал заявление «по собственному желанию», которое было с удовлетворением принято.
Проработав после этого пару лет советником гендиректора «Связьинвеста» по финансам и IT-технологиям, в 2004 году бывший питерский банкир удивил публику, став заместителем министра экономразвития. Тогда прошел один из самых скандальных этапов административной реформы, в ходе которого министрам оставили лишь по два заместителя. Замами Германа Грефа стали Андрей Шаронов и Виталий Савельев, а «за бортом» остались такие видные чиновники министерства, как Аркадий Дворкович и Максим Медведков. Савельев покинул МЭРТ вместе с Грефом после смены правительства осенью 2007 года и перешел в АФК «Система».
|