Сделка по передаче в доверительное управление АФК «Система» активов шести ведущих предприятий Башкирского топливно-энергетического комплекса может привести к уходу с политической сцены одного из политических тяжеловесов страны – президента Башкирии Муртазы Рахимова и активизировать процесс огосударствления экономики в сфере ТЭК.
Урал Рахимов Вчера в Уфе было подписано соглашение между АФК «Система» и мажоритарными акционерами шести основных предприятий Башкирского ТЭКа, конечным бенефициаром которых считается сын президента Башкирии Урал Рахимов. По условиям соглашения в ближайшие три года управлять «Башнефтью», «Уфаоргсинтезом», «Башкирнефтепродуктом», «Новоойлом», «Уфанефтехимом» и Уфимским НПЗ будет дочерняя компания АФК «Система» – «Система-инвест». Однако вряд ли она станет конечным собственником предприятий Башкирского ТЭКа. Скорее всего, эта компания протаптывает дорогу государственным нефтегазовым холдингам.
История богатства
АФК «Система» стала миноритарным акционером предприятий Башкирского ТЭКа в 2005 году. Сейчас корпорация владеет напрямую и через «Система-инвест» от 25% до 29% голосующих акций в каждой из названных компаний. Контрольные же пакеты акций предприятий (от 51% до 65% в зависимости от компании) принадлежат четырем ООО: «Агидель-инвест», «Урал-инвест», «Инзер-инвест» и «Юрюзань-инвест». Как говорится в сообщении АФК, «Система-инвест» теперь будет осуществлять функции единоличного исполнительного органа в этих четырех компаниях. Правда, для этого ей еще придется получить одобрение ФАС.
Премьер-министр Башкирии Раиль Сарбаев на пресс-конференции подчеркнул: «Мы ожидаем, что состояние наших предприятий только улучшится от прихода нового управляющего». При этом он выразил уверенность в том, что налоговый потенциал и участие башкирских предприятий в социально-экономическом развитии региона не будут снижаться. «Надеемся, что предприятия будут развиваться более динамично и будут наиболее полно загружены», – сказал премьер-министр.
Несмотря на то что, как подчеркивают в АФК, заключенный пакетный договор в сфере управления «никак не связан с судебными делами», в которые вовлечены мажоритарные акционеры БашТЭКа, произошедшее событие стало закономерным итогом противостояния между федеральным центром и кланом семьи Рахимовых, начавшегося на фоне усмирения региональных лидеров и «огосударствления экономики».
Как и в соседнем Татарстане, республиканские предприятия топливно-энергетического комплекса были переданы федеральным центром в распоряжение Башкортостана в начале 90−х годов прошлого века. В 1999 году весь «Башнефтехим» влился в Башкирскую топливную компанию (БТК), куда правительство Башкирии передало также госпакеты «Башнефти» (63,7%) и «Башкирэнерго» (32%). Однако в 2003 году БТК продала пакеты акций предприятий Башкирского ТЭКа семи частным ООО, которые учредили специальный фонд «Башкирский капитал», внеся в его уставный капитал в виде паев принадлежавшие им акции. Сам «Башнефтехим» до этого был ликвидирован.
В 2005 году блокпакеты предприятий Башкирского ТЭКа, как уже было сказано, были проданы АФК «Система» за 600 млн долларов, а оставшаяся часть их акций была разделена на пакеты по 13−16% и переведена на баланс четырех благотворительных фондов: «Урал», «Агидель», «Инзер» и «Юрюзань», которые впоследствии передали их в специально учрежденные одноименные ООО.
Результатом этих запутанных схем стало то, что вся нефтедобыча, нефтепереработка и сбыт нефтепродуктов в Башкортостане стали контролироваться сыном президента Башкирии Уралом Рахимовым – по образу и подобию соседнего Татарстана, где младший сын президента республики Минтимера Шаймиева, Радик Шаймиев, через группу компаний «Таиф» вместе с Альбертом Шигабутдиновым контролирует химическое и нефтехимическое достояние Татарии.
Однако если в Татарстане федеральная власть не проявляет видимой инициативы вмешаться в «дела семейные», то в Башкортостане ситуация иная – начиная с прошлого года Федеральная налоговая служба (ФНС) начала процесс возвращения акций предприятий Башкирского топливно-энергетического комплекса из частных компаний в государственную собственность. Первоначально московский арбитраж вынес решение в пользу ФНС. Однако это решение было обжаловано, и сейчас ситуация находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое может быть в любой момент нарушено по приказу из Москвы.
Переходный период Решение мажоритарных акционеров Башкирского ТЭКа (читай – семьи Рахимовых) передать управление этими предприятиями АФК «Система» может свидетельствовать о том, что в новых политических и экономических условиях «политический тяжеловес» не видит возможности сохранить прежнее положение. Однако дело не только в политике, но и в экономике этого процесса.
Группа башкирских нефтеперерабатывающих заводов – это единственные сильные НПЗ страны, которые не вошли в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний. Более того – именно они, по оценке федеральных нефтетрейдеров, являются своеобразным индикатором наиболее оптимальных цен на нефтепродукты внутри страны. Заводы являются одними из передовых в своем секторе с технологической точки зрения благодаря масштабной модернизации, проводимой с конца 90−х годов. НПЗ республики перерабатывают около 15% нефти в стране, лидируя в России по объемам и глубине нефтепереработки. Выход наиболее дорогостоящих светлых нефтепродуктов также выше среднеотраслевого.
Из этого можно сделать вывод, что вслед за передачей управления «Системе» предприятия Башкирского ТЭКа ждет действительная смена собственников. Старший вице-президент АФК «Система» Сергей Дроздов уже подтвердил вчера, что корпорация заинтересована в приобретении контрольных пакетов акций предприятий БашТЭКа.
Однако, вероятнее всего, ситуация будет развиваться по другому сценарию – покупателями башкирских предприятий выступят в конечном итоге государственные «Газпром» и «Роснефть».
«Национальное достояние» с лихвой обеспечило свою нефтяную «дочку» – «Газпром нефть» перерабатывающими мощностями – она может перерабатывать на российских НПЗ более 60% добываемой ею нефти при среднеотраслевом показателе 46%. Однако компании не хватает добывающих мощностей. С этой точки зрения покупка «Башнефти», добывающей более 11 млн тонн нефти в год, безусловно, пойдет только на пользу «Газпром нефти». Для самой же материнской компании интерес представляют нефтехимические активы Башкирского ТЭКа, и прежде всего «Уфаоргсинтез». Это одно из крупнейших предприятий России по выпуску продукции органического синтеза, полимерных материалов. Компания является российским монополистом в производстве синтетического этилового спирта, в общероссийском объеме по производству фенола, ацетона, полипропилена имеет 30−40% и замечательно дополняет одно из недавних приобретений газового монополиста – башкирский «Салаватнефтеоргсинтез».
У «Роснефти» другая мотивация. Ей, наоборот, не хватает перерабатывающих мощностей. Поэтому, по всей вероятности, этой нефтяной компании отойдет нефтеперерабатывающее и сбытовое наследство Башкирии – «Новоойл», «Уфанефтехим», Уфимский НПЗ и «Башкирнефтепродукт», реализующий через розничную сеть из 280 АЗС более 1 млн тонн нефтепродуктов в год. Сейчас эти НПЗ загружены всего лишь на половину своих мощностей, однако это связано большей частью со схемой процессинга, на которую посадили эти заводы их прежние владельцы, – техническое состояние этих НПЗ таково, что они спокойно могут перерабатывать более 30 млн тонн нефти в год.
Таким образом, нынешняя схема перераспределения влияния на Башкирский ТЭК полностью соответствует представлениям Москвы о том, как должна быть устроена экономика страны и федеративное устройство государства на ближайшее десятилетие.
Правда, из этой схемы явно выпадает Татарстан и его лидер Минтимер Шаймиев. Несмотря на полный контроль над политикой и экономикой этого субъекта федерации, Минтимер Шарипович пока сумел обойти юридические грабли, на которые наступил его сосед – Муртаза Губайдуллович.
|