Когда-то его должность именовалась не иначе как главный завхоз страны. Теперь, после указа Дмитрия Медведева, который существенно расширил полномочия Управделами президента, кресло Владимира Кожина становится одним из ключевых в аппаратно-подковерных играх Кремля. Помимо раздутого штата, Управление делами президента получило в полное распоряжение земли, на которых расположены подведомственные организации, сами эти организации и даже право защищать имущественные интересы РФ за границей.
В 2000-м, когда Кожин сменил Павла Бородина у руля Управления делами президента РФ (УД), опытные аппаратчики сразу поняли: в УД пришел управленец, готовый переориентировать ведомство на коммерческую деятельность. Сразу же взяв быка за рога, Кожин начал борьбу за зарубежную собственность, которая досталась нам в наследство от СССР. На удивление, даже в МИД, в чьем ведении и были всяческие полпредства, идея не вызвала бурных возражений. К концу 2001 года глава УД успел подчинить себе почти треть всего зарубежного хозяйства и останавливаться на достигнутом не собирался. В 2006-м сам Кожин признался, что доход от зарубежной собственности, свободной от дипломатических целей, составляет десятки миллионов долларов. Теперь точка в зарубежной эпопее поставлена: Управделами от имени РФ может защищать «имущественные интересы государства», что распространяется и на собственность за пределами России. Указ Медведева отдал на откуп Управделами право управлять находящимися в федеральной собственности земельными участками. Численность штата УД увеличилась в полтора раза: с 350 до 512 сотрудников – это без учета охраны и обслуживающего персонала.
– Новое положение де-юре дает Управделами новые полномочия, а фактически – закрепляет те, что УД уже несколько лет исполняет, – уверен пресс-секретарь управделами Виктор Хреков. – Например, обеспечение жильем, бесплатной медициной и отдыхом на ведомственных курортах членов ЦИК, главы и аудиторов Счетной палаты, уполномоченного по правам человека и его аппарата.
Хреков заявляет, что работа над положением, подписанным Медведевым, началась еще в 2004 году, параллельно с административной реформой. Дореформировали УД до того, что и де-юре, и де-факто ведомство Кожина теперь занимается даже вопросами строительства и реконструкции «объектов»: тут и утверждение плана строительства, и проектная документация, и «осуществление частичных функций застройщика». Но самый революционный прорыв в коммерческой деятельности УД – получение в полную собственность всевозможных ФГУПов. Управделами отныне свободно может создавать, реорганизовывать и ликвидировать такие организации. Раньше УД позволялось лишь управление вверенным ему имуществом.
Для того чтобы понять, о каких суммах идет речь, достаточно знать, что ФГУ (федеральные госучреждения) финансируются государством. Например, санаторий «Барвиха». А ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) зарабатывает деньги само. То есть все так называемые правительственные гостиницы, кремлевские санатории, дома отдыха и пр. «комбинаты» – довольно прибыльные объекты. Мало того что ФГУПы получают заказы от государства, а средства из бюджета между ФГУПами распределяются по закрытым статьям, так еще и ведут вполне нормальную коммерческую деятельность. Например, один такой ФГУП – гостиничный комплекс «Президент-Отель» зарабатывает до 30% на размещении различных делегаций, а остальные 70% – чистая коммерция. В 2007 году прибыль «Президент Отеля» составила 147,2 млрд руб., что в 3,5 раза больше всего бюджета УД на 2008 год. А Рублево-Успенский оздоровительный комплекс год назад заработал на 100 млрд больше «Президент-Отеля», сдавая в аренду дачи и места в пансионатах.
Весь коммерческий фокус в том, что государству ФГУПы раньше предоставляли услуги по себестоимости. Теперь, когда вся их деятельность сосредоточена в одних руках, расценки для чиновников могут существенно измениться.
– Чиновники, чьим бытом и организацией комфортной работы занимается Управделами, ничего не платят из собственного кармана. Как раньше, так и теперь в бюджете на всё отведены специальные статьи расходов. При прежней схеме работы Кожину было невыгодно выбивать лишнее финансирование, а теперь ему есть за что бороться, – объяснил нам источник в администрации президента. – Но и за его место теперь борьба пойдет отчаянная. Это же полноценное государство в государстве. И коммерческий, и политический вес руководителя Управделами президента вырос в разы.
|