Решение о кредите в 4 млрд. евро для обанкротившейся Исландии, которую не спасут даже 100 млрд., российский Минфин может принять в ближайший вторник. Основанием для такого скандального решения может быть демонстрация финансовой мощи РФ или желание использовать «исландскую карту» в будущих спорах о морских ресурсах. Не исключены и коррупционные мотивы: кредит позволит вытащить заинтересованным лицам из исландского офшора зависшие там средства.
Тема выделения Россией Исландии кредита в 4 млрд. оказалась в центре внимания отечественных и зарубежных СМИ. Переговоры по этому вопросу пройдут в ближайший вторник. Положительный исход их практически предрешен – вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин накануне заявил, что правительство позитивно относится к этой заявке. В то же время независимые эксперты отмечают, что экономической целесообразности в выделении крупной суммы крохотному государству, расположенному на северных задворках Европы, нет. Зато налицо политические выгоды, которые надеется получить Москва.
Вчера высокопоставленный источник в Минфине РФ подтвердил «НГ», что в настоящий момент проводится «техническая работа по подготовке переговоров» с исландцами о выделении кредита. По словам чиновника, с российской стороны в них не обязательно будет участвовать лично Алексей Кудрин. «Принять решение по данному вопросу полномочен и кто-то из заместителей министра финансов», – подчеркнул источник. А установка на положительное рассмотрение просьбы Рейкьявика практически дана. «Исландия известна строгой бюджетной дисциплиной, и мы позитивно относимся к такой заявке», – заявил Кудрин.
Зачем это нужно Исландии, которая, по словам главы Центробанка Исландии Дэвида Оддссона, «не смогла получить поддержки у очень хороших друзей в Западном полушарии», понятно. Для поддержания ликвидности банковской системы этого государства не хватает 100 млрд. евро. Несмотря на госгарантию частных сбережений и ипотечных кредитов, объявленную правительством, тревога среди населения нарастает.
В минувший понедельник у стен исландского парламента состоялся массовый по масштабам страны митинг обеспокоенных граждан. А вот какие дивиденды извлечет Москва – не очевидно.
Независимые эксперты говорят о некоторых мотивах, которыми может руководствоваться российская сторона. Например, спасение денег неких российских вкладчиков, зависших на счетах исландских банков. Если это так, то россияне не оригинальны. Множество юридических и физических лиц из европейских государств, соблазнившись высокими процентами и репутацией Исландии как одного из традиционных международных офшоров, активно используемых для отмывания денег, размещали там капиталы.
Чтобы защитить своих вкладчиков, правительства Великобритании и Нидерландов, например, приняли решение об аресте активов филиалов исландских банков, расположенных на их территориях. Причем англичане впервые применили закон о противодействии терроризму, принятый после терактов в США 11 сентября 2001 года, заморозив активы банка Icesave, принадлежащего исландскому Landsbanki. 300 тысячам частных вкладчиков банка, владеющих депозитами, в общей сумме равным 4,6 млрд. фунтов, будет выплачена частичная компенсация в общем размере 2,2 млрд. фунтов. Но юридическим лицам, в числе которых муниципалитеты, отказано в компенсации как «информированным вкладчикам».
Москва, лишенная такой возможности, готова помочь деньгами государству, стоящему на грани банкротства, чтобы защитить вклады своих граждан. «Теоретически такое можно предположить», – говорит научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. В то же время он больше склонен думать, что в истории с исландским кредитом у российского правительства преобладает желание «показать, какие мы крутые», хотя бы и выбрасывая деньги на ветер.
«Эта очень дорогостоящая демонстрация, – подчеркнул эксперт. – Наши власти, видимо, не понимают глубины кризиса, вернее, рецессии. 4 миллиарда евро помогли бы нашей экономике, спасли бы чьи-то жизни».
«Никакой экономической целесообразности в выделении кредита Исландии нет. Вопрос абсолютно политический», – считает бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко. Он убежден, что ничего, кроме лозунга: «этот шаг укрепит позиции России на международной арене», здесь нет.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин также согласен, что здесь преобладает политика, но дает оценку со знаком плюс. «Это – хороший шаг, полезный для России и укрепления ее позиций в мире», – заявил он, выразив надежду, что чиновники «шкурными интересами в данном случае руководствуются во вторую очередь». Кроме того, отметил Ясин, выделение финансовой помощи иностранному государству покажет нашим гражданам, что ситуация в России не такая плохая и мы способны справиться с кризисом.
У замгендиректора Института океанологии РАН Леопольда Лобковского своя трактовка событий. Он считает, что, ссужая 4 млрд. евро Исландии, Россия могла бы получить взамен контроль над Северной Атлантикой – «кухней погоды».
«Мы им – кредит, они нам – территории для научного освоения пространства. Неплохая цена», – полагает ученый. Вдобавок к этому Москва могла бы рассчитывать на поддержку Рейкьявика в решении проблемы раздела континентального шельфа Арктики, отметил Лобковский. Впрочем, эта поддержка может быть только пассивной, с учетом малого политического веса Исландии на международной арене и отсутствием у нее прав на арктический шельф, богатый углеводородами и другими полезными ископаемыми.
|