Борис Абрамович
Александр Абрамович
Владимир Путин 25 августа отдал распоряжение о немедленном наведении «абсолютного порядка» на рынке авиаперевозок. Спустя месяц можно не вполне уверенно констатировать, что оно в целом выполнено. Но наведен не совсем порядок, наведен не так, как следовало бы, и наведен он, разумеется, за счет пассажиров.
Входящие в авиальянс «ЭйрЮнион» и теперь разоренные «КрасЭйр», «Самара» и «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ) с 30 сентября прекращают существование.
Теперь в аэропортах застревают пассажиры «Дальавиа». Западно-Сибирская транспортная прокуратура проснулась и обнаружила, что в течение многих лет у нее под носом нарушали законодательство о лицензировании красноярские авиакомпании «КрасЭйр» и «Сибавиатранс». Кому на пользу запоздалое рвение?
Приходящая в Красноярск на смену «КрасЭйру» небольшая московская компания «Атлант-союз» уже отменяет ряд маршрутов, по которым летали красноярские самолеты. А Внуково, куда перевели рейсы «ЭйрЮниона» из Домодедова, вряд ли справится с наплывом пассажиров: рейсы там тоже задерживаются. Спасибо, что счет идет на часы, а не на сутки.
И главный (по нынешним временам) признак наведения «абсолютного порядка»: появление на госТВ разоблачительных репортажей о деятельности братьев Абрамовичей.
К этой картине добавлю несколько штрихов. Первый. Контролирующим органам, отслеживающим движение денег, вообще-то уже в течение многих лет известно о каждом рубле «КрасЭйра» - куда, в какой офшор он ушел и по какой схеме.
Второй. И «КрасЭйра», и образованный на базе «КрасЭйра» и еще нескольких компаний «ЭйрЮнион» никогда не были частными предприятиями, в них всегда присутствовало государство.
С мая, согласно указу президента, госактивы «ЭйрЮниона» передавались «Ростехнологиям». У этой госкорпорации, по плану, должен был находиться контрольный пакет авиахолдинга. Так вот, как неоднократно заявлялось, причиной задержек рейсов стала задолженность «ЭйрЮниона» перед поставщиками топлива. А заправщики, отказывающиеся давать топливо неплатежеспособной компании, в основном контролируются «Роснефтью». Еще одной госкорпорацией. Эти данные получены в РУ ФАС по Красноярскому краю.
Таким образом, с августа премьер приказывает навести порядок своей левой руке и правой - своим прямым подчиненным, управляющим госкомпаниями. Руки все никак не могли помириться и продолжали драться -доставалось вот только пассажирам.
Есть еще нюансы, усугубляющие клиническую картину. Например, один из немногочисленных российских госбанков профинансировал покупку Абрамовичами погрязшей в долгах венгерской авиакомпании Malev. В то самое время, когда участь «КрасЭйра» и «ЭйрЮниона» уже примерно была ясна. Именно это в первую очередь возмущает сотрудников «КрасЭйр». Мы с ними говорили на днях.
В отличие от «Красноярских авиалиний» «Венгерские авиалинии» работают в прежнем режиме и поныне (и сейчас, кстати, Malev проводит промоакцию «Удар по ценам»). Покупка была совершена при посредничестве президента и Правительства РФ.
В печальной истории бизнеса братьев Абрамовичей нет почти ничего от их индивидуальностей. В ней лишь характер современного государства. Но власть сама себя высечь не в состоянии. Поэтому в июне «КрасЭйр» признают «Лидером воздушного транспорта России», вручают Национальную общественную премию транспортной отрасли РФ «Золотая Колесница», учрежденную Госдумой и Минтрансом. А потом компанию закапывают.
Патриоты платят дважды
Братья-близнецы Абрамовичи организовали частную авиакомпанию «Сибавиатранс» в 1994 году. Ею заведовал Александр Абрамович, она и поныне обслуживает внутрикраевые маршруты. В 98-м Борис Абрамович возглавил «Красноярские авиалинии», которые позже стали «КрасЭйром». Контрольный пакет - у властей.
Абрамовичи последовательно долгие годы не пускали в красноярское небо «варягов» - будь то «Трансаэро», «Внуковские авиалинии», ДАЛ, S7 или «Аэрофлот». Не пускать чужаков, в общем, было несложно: аэропорт Емельяново принадлежал до недавнего времени «КрасЭйр». Немаловажно и то, что в боевые 90-е годы компания входила в сферу интересов бывшего теневого хозяина края Анатолия Быкова. Потом его империю разрушили, однако он продолжал живо интересоваться делами авиакомпании. А тревожить Быкова решался тогда далеко не всякий.
Издевкой из динамиков на борту звучало: «Спасибо, что вы выбрали для полета нашу компанию». И российские авиаторы знали, что вывеску «Добро пожаловать на воздушных воротах Красноярска следовало читать как «Посторонним взлет запрещен».
Абрамовичи умели находить понимание у региональных властей. Кто бы ни был губернатором: профессор Зубов, генерал Лебедь или менеджер Хлопонин. И какие бы силы ни преобладали в региональном Заксобрании. До недавнего времени если я видел братьев, то непременно в окружении вице-губернаторов. Они вместе играли в хоккей в спорткомплексе «Сокол» (оплачивали это удовольствие Абрамовичи), засиживались в ресторанах и кофейнях.
А потом чиновники предлагали оказать «КрасЭйру» помощь из бюджета. И депутаты соглашались. Предоставляли бизнесменам налоговые льготы. Спикер Александр Усс неизменно вставал на защиту «КрасЭйра», полагая, что власть должна защищать интересы местных компаний. Такая вот идеология «красноярского патриотизма», подразумевающая, в частности, патернализм в отношении пусть плохоньких, но «своих» предпринимателей.
При этом власти закрывали глаза на фантастический уровень цен на услуги «КрасЭйр», которыми вынуждены были пользоваться красноярцы. Впрочем, жители края, которым надо было в Москву, нашли выход. Вдвое дешевле оказалось доехать на поезде до Новосибирска (это почти тысяча верст) и уже оттуда улететь в Москву. Удивительно, но намного дешевле было даже улетать из Иркутска (это еще на тысячу верст от Москвы). Но представьте, если вам надо ехать с малыми детьми? А если вы на костылях? А если надо срочно? А если вам на похороны лететь?
Такой секс с небольшим городом, благословленный местной властью.
Гордиться, что отстояли от «московских захватчиков» свою авиацию, но летать при этом из соседних городов, можно, оказывается, долго. Но не очень. И патриотизм, и глупость - слишком дорогие удовольствия.
Удивительно ли то, что «КрасЭйр» была одной из самых проклинаемых в Красноярске бизнес-структур? Горожанам рассказывали сказки, что за счет дорогих авиабилетов в Москву удается дотировать убыточные маршруты в прочие города, однако это было не так. Красноярцы, втридорога летая в столицу, в реальности субсидировали амбиции Абрамовичей, захватывающих все новые маршруты за счет ценового демпинга. Дотировали то покупку президентского самолета для Лебедя, то международный авиакосмический салон «САКС», позволяющий патриотам величать его «нашим Ле-Бурже». То вот сейчас проект международного хаба (он же - особая экономическая зона в аэропорту Емельяново), который представлял Путину на инвестфоруме в Сочи губернатор Хлопонин.
Так что плача по «КрасЭйр» в Красноярске не услышать.
Абрамовичи не были бизнесменами. Они находились в услужении властям. Местным, федеральным. Чего изволите?
Слияние и сливание
В 2005 году Абрамовичи объединили пять авиакомпаний в альянс «ЭйрЮнион». Долю государства в его активах оценщики заявили в 42%. Росимущество это не устроило, перерасчет дал государству уже чуть более 50%. Затем последовали долгие переговоры, в результате весной 2007 года появился президентский указ о создании объединенной компании «ЭйрЮнион», в которой государству будет принадлежать не менее 45% акций.
Казалось, у Абрамовичей наконец наклевывается свой бизнес. Однако тот указ Путина выполнялся ничуть не лучше, чем его августовское распоряжение о наведении порядка на рынке авиаперевозок. Несмотря на обозначенный срок в полгода, слияние затянулось. И вот уже в этом году, в мае, новый президент подписал новый указ - о передаче госактивов «ЭйрЮниона» «Ростехнологиям». Сергей Чемезов заявил, что договорился с Абрамовичами: у государства будет контрольный пакет.
А ведь совсем недавно Герман Греф, занимавший еще пост министра экономического развития, приветствовал создание Абрамовичами частной компании, которая могла бы соперничать с «Аэрофлотом».
В общем, то ли чиновники подтолкнули, то ли сами по себе, но активы авиакомпаний начали уплывать в офшоры. В России от них остались проблемы. Сейчас эти проблемы объединяют в новую авиакомпанию. До следующего коллапса?
Новая госкомпания будет конкурировать со старой госкомпанией - «Аэрофлотом». Умно, нечего сказать.
Фабулы меняются, сюжет один и тот же: так отбирают бизнес. Пассажиры, застрявшие в аэропортах, - всего лишь издержки пищеварительного процесса. Слишком большой кусок проглочен. Однако такой бизнес, какой вели Абрамовичи, не жаль.
|