В «Домодедово» продолжается сериал под рабочим названием «Черта с два вы отсюда улетите». В смысле - опять отложено 19 рейсов авиакомпаний «ЭйрЮнион». Народ живет в зале ожидания. На досуге вынашивают план мести: как бы отсудить денег у авиакомпании за такое хамство. - Есть два способа возместить убытки, - поясняет гендиректор юридической консультации «Визит» Анна ГЛАДУН. - Первый - это претензия, которую пассажиры могут подать в офис авиакомпании. В таком случае люди здорово экономят на услугах адвокатов. Перевозчик обязан отреагировать на жалобу в течение 10 дней. Результат обычно положительный. Перевозчику неохота доводить дело до суда и рисковать своей репутацией. Однако «ЭйрЮнион» уже поздно заботиться о репутации. Поэтому я сомневаюсь, что люди получат какую-то компенсацию. - Второй способ - подать иск в суд, - продолжает глава правления Конфедерации общества защиты прав потребителей Дмитрий ЯНИН. - Согласно Воздушному кодексу авиакомпания обязана заплатить три процента от стоимости билета за каждый час задержки рейса. Кроме того, по словам юристов, человек может требовать компенсацию расходов, которые понес в аэропорту: покупка еды, номер в гостинице и т. д. Что касается размера морального ущерба, то его определяет суд. Обычно это не более 20 тысяч рублей. Примерно во столько же обойдутся услуги столичных адвокатов. Если выиграете дело, проигравшая сторона все оплатит. Но... - Судиться с государством - гиблое дело, - уверяет Дмитрий Янин. - А учитывая, что большинство акций альянса (51%. - Aвт.) принадлежит государству, в данном случае вы судитесь именно с ним. И даже если выиграете дело - денег не получите. Де-факто альянс обанкротился. Там даже судебным приставам нечего получить: все самолеты взяты в аренду и соответственно не являются собственностью альянса. А накладывать арест на имущество учредителей по закону нельзя. Даже если альянс найдет какие-то деньги, в первую очередь они пойдут на погашение долгов перед юридическими лицами, а это порядка 30 миллиардов рублей. Сколько жалоб накатали пассажиры, пока неизвестно. Альянс держит эту информацию в секрете. Впрочем, учитывая, что из-за задержек рейсов пострадало по всей стране более 70 тысяч человек, претензий должно быть выше крыши. Другое дело, что эти бумажки вряд ли превратятся в деньги... МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Во всем виноваты чиновники Что в итоге ждет авиакомпании, входящие в альянс AirUnion? Ведь билеты на их рейсы все еще продаются. А не за горами январские каникулы россиян, которые любят летать за границу. - Для авиакомпании все дело идет к банкротству, - рассказал «КП» Алексей КАШИРСКИЙ, зам. гендиректора турфирмы «Нева». - Ситуация тупиковая, решения которой, несмотря на заверения вице-премьера Сергея Иванова, не видно. Есть только один вариант: обанкротить альянс и собрать новую авиакомпанию, пускай даже под тем же названием. Авиаальянс AirUnion был создан в 2005 году, и уже тогда его структура была крайне сложная и запутанная. За прошедшие годы единой авиакомпанией он так и не стал - все входящие в альянс перевозчики до сих пор сохраняют самостоятельность. При этом весной этого года выяснилось, что AirUnion покупает государственный холдинг «Ростехнологии». Возможно, именно эта чехарда и стала причиной того, что менеджеры не смогли нормально управлять перевозчиком. Они умудрились набрать долгов на миллиард долларов и теперь не знают, как из них выбраться. Куда, спрашивается, смотрели представители государства в Совете директоров AirUnion? Ведь половина альянса под госконтролем? - События последнего времени показали крайнюю неэффективность государства в качестве собственника и управленца в авиабизнесе, - считает Олег ПАНТЕЛЕЕВ, глава аналитической службы агентства «Авиапорт». В ближайшее время рынок перевозок ждет кризис из-за резкого роста цен на топливо и проблем у одного из самых крупных игроков. Однако большинство экспертов считают, что до такой ситуации, как в AirUnion, дело не дойдет.
|