"ЭйрЮнион" может получить дополнительное топливо из государственных запасов, а об оздоровлении компаний должны подумать госкорпорация "Ростехнологии", заявил вчера премьер-министр Путин. Впрочем, пока окончательный вариант оздоровления альянса не выбран и говорить о каком-то решении преждевременно, уточнил глава правительства.
Ранее, напомним, уже было подписано распоряжение о выделении альянсу 24 тысяч тонн керосина под гарантии "Ростехнологий". Этого запаса должно было хватить до 14 сентября. Но самолеты альянса по-прежнему на приколе. Такое впечатление, что керосин развозят по всей стране канистрами.
Нет свежих новостей и с заседания совета директоров головной компании альянса "Крас Эйр". В понедельник его участники взяли тайм-аут из-за того, что срочно надо было разруливать уже стандартную ситуацию с задержкой рейсов. Вчера в мин трансе не стали комментировать даже то, собрались ли члены совета во вторник. Однако, по данным "РГ", заседание советов директоров "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний" пройдут сегодня.
Оба совещания, скорее всего, пройдут в закрытом режиме. Но, по мнению некоторых источников, разговор будут вести о созыве внеочередных собраний акционеров и смене менеджмента компаний. Эксперты полагают, что лучшим выходом из ситуации может стать введение процедуры банкротства. Минтранс в таком исходе не заинтересован. "Ростехнологии" будут искать пути оздоровления альянса в соответствии с поручением премьер-министра, сказали корреспонденту "РГ" в госкорпорации. Других комментариев там пока не дают.
Между тем ранее в официальном пресс-релизе госкорпорация уточняла, что пока "Ростехнологии" не являются акционером альянса. Процедуры по передаче госпакета акций не завершены. По информации пресс-службы Рос имущества, в ведомстве сейчас идет подготовка к процедуре оценки госактивов альянса. Когда будет начата и завершена оценка, неизвестно. Но, похоже, госкорпорации придется принимать активное участие в судьбе компаний еще до завершения всех формальностей.
Как отмечают эксперты, дело обстоит совсем не просто, и приводят интригующие подробности о происхождении долгов в миллиард долларов. Авиакомпания в первую очередь старалась выплачивать дивиденды и отчитаться о прибыли в Росимуществе, а за керосин предпочитала не платить, говорит эксперт Олег Пантелеев. Топливники были терпеливыми, но после того как "Ростехнологии" показали себя как наследника долгов, решили взять свое.
Началась цепная реакция по классической схеме банкротства банка. Все держатели долгов захотели забрать свои деньги, но почти ничего не получили. Если все обстоит так, как предполагает эксперт, то ряд вопросов возникает к госпредставителям, которые были участниками этих решений. Теперь же директора должны найти тех людей, которые способны будут управлять авиакомпаниями в крутом пике. Аналитики не исключают, что и об этом сейчас идет разговор на советах директоров.
Нервная обстановка царит и в самих компаниях. По информации "РГ", некоторые сотрудники всерьез стали задумываться о поиске другого места работы еще пару недель назад. В понедельник, например, стало известно, что пресс-служба "ЭйрЮнион" уже лишилась своего руководителя.
Тем временем в нынешней ситуации лучшим выходом для всех могло бы стать введение процедуры банкротства, полагает президент Ассоциации частных и приватизированных предприятий Григорий Томчин. Это должно быть профессиональное, а не политическое решение, и чем раньше оно будет принято, тем лучше, замечает эксперт. Причем на процедуру банкротства может подать само государство как владелец контрольного пакета акций. У такого исхода есть несомненные плюсы.
Компании избавляются от нежелательных социальных последствий для сотрудников - на выплату всех долгов накладывается мораторий. Параллельно вводится внешнее антикризисное управление, принимается программа оздоровления бизнеса, которая согласовывается со всеми кредиторами, и антикризисный менеджмент детально разбирается в причинах кризиса.
Есть еще один путь - государство либо госкорпорация "Ростехнологии", которая в ближайшее время должна стать собственником госпакета, может выкупить долги компании. Но при этом надо оценить, насколько эффективно такое решение, сможет ли в дальнейшем работать компания и приносить прибыль. Если же решение о процедуре банкротства будет откладываться, то по сути это будет означать медленную смерть для альянса: в результате пострадает и коллектив, и кредиторы.
По сообщениям прессы, напоминает эксперт, некоторые банки могут объявить кросс-дефолт по акциям альянса. А это значит, что банки не считают акции ликвидными, и их цена резко упадет.
Впрочем, нынешнюю стоимость активов компании затрудняются назвать даже многочисленные эксперты. По их данным, Росимущество оценивало последний раз стоимость активов более года назад, до подписания указа президента РФ о создании альянса. Но в связи с изменением структуры сделки оценку активов нужно проводить вновь.
|