«Эйрюнион» поставил вчера новый рекорд. Из «Домодедово» авиакомпании альянса не выполнили ни одного рейса. В ночь со вторника на среду там должно было собраться не меньше 3400 человек
Вчера кризис в «Эйрюнион» достиг пика. К середине дня в аэропортах Москвы, Самары, Барнаула, Южно-Сахалинска и Владивостока застряло сразу 16 рейсов, говорит директор пресс-центра «Эйрюнион» Ольга Трапезникова. Из регионов самолеты все же улетели, добавляет она. А вот из московского «Домодедово» в небо не поднялся ни один лайнер альянса. К часу ночи там должно было оказаться 3416 пассажиров с 22 бортов, говорит пресс-секретарь «Эйрюнион» Юлия Багрышева. По данным Трапезниковой, ночующих в «Домодедово» пассажиров должно было скопиться еще больше — 3800. И это рекорд для России.
Авиационный альянс «Эйрюнион» – «Красэйр», «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара», «Омскавиа», «Сибавиатранс». пассажиропоток – 3,6 млн человек (2007 г.). Суммарная выручка – 27,3 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Чистый убыток – 508,3 млн руб. Совладельцы: братьям Борису и Александру Абрамовичам принадлежит около 40% «Красэйр», 48,6% ДАЛ, около 50% «Самары», 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса»; государству – 51% «Красэйр», 50,04% ДАЛ и 46,5% «Самары».
Котировки облигаций «Эйрюнион» (1,5 млрд руб., погашение – в ноябре 2009 г.) на ММВБ с 15 по 25 августа снизились с 90,1% до 42% от номинала, а доходность к погашению выросла с 26,43% до 248,4% (данные Cbonds.ru). На новостях о помощи Росрезерва цена бумаг выросла до 50% от номинала. Поручитель по займу – «Красэйр». А Борис Абрамович заявлял, что и он лично ручается перед инвесторами.
Представитель «Домодедово» комментировать эти цифры не стал, отметив лишь, что ситуация в аэропорту «стабильная». Всем людям «по мере возможности» оказывается помощь, добавляет Трапезникова. Но еды и мест в гостинице все равно не хватает, говорит один из сотрудников «Эйрюнион». И конца кризису пока не видно: главные перевозчики альянса — «Красэйр» и «Домодедовские авиалинии» завалены исками от кредиторов, против обеих компаний поданы иски о банкротстве. Их самолеты не заправляют, и все больше аэропортов грозятся прекратить обслуживание из-за долгов, которые превышают $1 млрд.
Помощь альянсу уже поспешило оказать правительство. Премьер-министр Владимир Путин поручил Росрезерву выделить альянсу 24 000 т авиакеросина до 14 сентября под гарантии госкорпорации «Ростехнологии» (она должна стать акционером трех компаний «Эйрюнион»), сообщила пресс-служба правительства. Этого должно хватить примерно на две недели, говорит Трапезникова. Вчера Росрезерв начал отгрузку топлива в два базовых аэропорта альянса — «Домодедово» и красноярский «Емельяново», уверяет представитель ведомства.
А вице-премьер Сергей Иванов даже сообщил, что кризис в «Эйрюнион» будет преодолен «в ближайшие дни». «Мы сделаем все, чтобы не допустить банкротства альянса и наладить [его] эффективную работу, — заявил вице-премьер. — Ситуация тяжелая, но не безысходная». Однако к 21.00 МСК самолеты «Эйрюнион» так и не полетели, причину этого представители альянса и Росрезерва объяснить не смогли.
Что конкретно собираются предпринять правительство, «Ростехнологии» и менеджмент альянса для спасения авиакомпаний, их представители сказать вчера не смогли. Гендиректор авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев считает, что альянс после кризиса не восстановится. Потеряно «самое главное — лояльность клиентов», заявил он в интервью «Интерфаксу».
На следующей неделе пройдут внеочередные советы директоров основных компаний альянса — «Красэйр» и «Домодедовских авиалиний». Будут обсуждаться меры по выходу из кризиса, сообщил министр транспорта Игорь Левитин. «Ростехнологии» включатся в процесс, когда к ним перейдут контрольные пакеты авиакомпаний (а также 40% «Самары»), добавил он. По указу президента России «Ростехнологии» должны были получить акции в июне. Но когда это произойдет, представитель Росимущества уточнить вчера не смог.
Гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов считает, что «Эйрюнион» подкосили высокие цены на топливо и отсутствие новых самолетов. Возможные ошибки менеджмента, в том числе и в выборе стратегии, он ставит лишь на третье место. «Ситуация с Абрамовичами показывает, насколько близко государство дожало авиапредприятия до точки отрицательной рентабельности», — заявил Филев «Интерфаксу». Вопросы, переданные вчера «Ведомостями» Абрамовичу через представителя «Эйрюнион», остались без ответа.
|