27 августа 2008 г.
Вчера в аэропорту «Домодедово» в ожидании вылета скопилось 878 пассажиров с билетами на 15 отложенных рейсов авиакомпаний альянса AirUnion. Перевозчики вновь на сутки задержали вылеты по целому ряду маршрутов. Масла в огонь подлил отказ возвращать деньги пассажирам. Независимые эксперты убеждены, что госструктурам было давно известно о задолженностях и финансовых трудностях альянса.
В экспертном сообществе на судьбе альянса авиаперевозчиков уже поставили крест. Еще в пятницу Росавиация запретила пяти входящим в него компаниям продажу билетов на зимний период, дав понять, что к концу осени AirUnion может прекратить существование. Вчера премьер Владимир Путин поручил Госрезерву с 26 августа по 14 сентября выделить компаниям 24 тонны топлива под гарантии госкорпорации «Ростехнологии» на условиях последующей компенсации затрат. Это позволит людям добраться туда, куда они собирались лететь, но проблему не решит, полагают независимые эксперты.
«Ростехнологии» здесь при том, что в настоящее время идет процесс передачи акций AirUnion, находящихся в государственной собственности, в эту госкорпорацию.
Перевозчики альянса задолжали кредиторам более 1 млрд. долларов, поэтому новому владельцу такой «актив» явно не представляется лакомым кусочком. Видимо, поэтому в официальном сообщении, которое госкорпорация распространила в конце прошлой недели, сказано, что она не является акционером пяти авиакомпаний, входящих в альянс, и, следовательно, не имеет юридических оснований для «осуществления финансово-хозяйственной деятельности».
«Ростехнологии» «считает невозможным гарантировать исполнения накопленных и текущих обязательств авиакомпаний перед контрагентами и пассажирами в рамках летнего расписания». Вместе с тем глава Минтранса Игорь Левитин поспешил сообщить вчера, что «правительство не заинтересовано в ухудшении финансового состояния и банкротстве компаний AirUnion». Будущее же альянса, по его словам, зависит от «Ростехнологий».
Запутанный конфликт нельзя рассматривать без учета будущей прокладки нефтепровода под аэропортом «Домодедово», считает председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«В авиаальянсе очень рассчитывали на смену поставщиков топлива, думали, что «горючка» будет стоить дешевле, поэтому они долго не платили по текущим счетам. Естественно, кредиторам такие задержки не понравились, и им пришлось принимать жесткие меры», – сообщил «НИ» эксперт. По его мнению, финансовые проблемы у AirUnion начались давно, и в госструктурах об этом знали, однако уповали на то, что «нефть подешевеет».
«В госкорпорациях напрочь отсутствует толковый антикризисный менеджмент. Неприятности у авиаальянса начались не вчера, многие знали об этом, но никто не удосужился принять меры», – отметил г-н Делягин.
Между тем еще один удар по пассажирам нанесла Транспортная клиринговая палата (дистрибьютор билетов AirUnion), запретив своим агентам возвращать клиентам авиаальянса деньги за проданные билеты, независимо от того, добровольно или вынужденно человек отказался от полета.
Председатель Союза потребителей России (СПР) Петр Шелищ рассказал «НИ», что согласно статьям 27 и 28 закона о защите прав потребителей, пассажир смело может отказаться от полета и требовать полного возмещения убытков, да еще и с 3% неустойкой за каждый час просрочки. Есть и другой вариант: купить билет на рейс другой авиакомпании, но при этом потребовать от недобросовестного исполнителя услуг оплатить этот полет. Так или иначе, но в случае расторжения договора, недобросовестная авиакомпания по закону обязана вернуть клиенту полную стоимость билетов.
«Пассажир заключает договор на перевозку с авиакомпанией. Ответственность несет та сторона, которая оказывает услугу, а клиринговая компания – всего лишь агент, и в суде она может быть привлечена лишь в качестве третьей стороны», – пояснил г-н Шелищ.
|