Проблема из региональной уже переросла во всероссийскую. Авиакомпании альянса "ЭйрЮнион", а в него входят, помимо "КрасЭйр", еще и "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара", перестали летать из московского аэропорта Домодедово, Омска, Петропавловска-Камчатского. Причина - долги за топливо.
Вчера к середине дня из аэропорта Домодедово не смогли вылететь почти две с половиной тысячи человек. А вот задержанные в Красноярске почти тысяча человек на авиарейсах "КрасЭйра" разлетелись в пункты назначения.
Однако проблема из региональной уже переросла во всероссийскую. Авиакомпании альянса "ЭйрЮнион", а в него входят, помимо "КрасЭйр", еще и "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара", перестали летать из московского аэропорта Домодедово, Омска, Петропавловска-Камчатского. Причина - долги за топливо. Уже во второй половине дня глава Росавиации Евгений Бачурин выступил с обнадеживающим сообщением: достигнута договоренность с поставщиками авиатоплива, которая позволит возобновить полеты самолетам альянса. Только "КрасЭйр" задолжал за керосин более 200 миллионов рублей.
За сутки до этого глава ведомства Евгений Бачурин допустил, что, если задержки рейсов будут продолжаться и впредь, авиакомпанию лишат свидетельства эксплуатанта. Попросту говоря, запретят летать.
Впрочем, в это трудно было поверить. "ЭйрЮнион" за год перевозит порядка 8 процентов всего российского пассажиропотока, но регулярные рейсы совершает в основном на внутренних линиях. Здесь его доля гораздо выше. Как считает аналитик отраслевого рынка Олег Пантелеев, смена перевозчика безболезненной не будет. Возникнет дефицит самолетов и ажиотажный спрос на билеты.
В Росавиации стремились выйти из ситуации с минимальными потерями. Был создан оперативный штаб по урегулированию ситуации. На исполнения предписаний компаниям-должникам был отведены сутки. Однако на комплексное решение проблемы этого срока явно не хватит - у нее глубокие корни.
Официально причина коллапса общеизвестна: альянс "ЭйрЮнион" задолжал поставщикам топлива за керосин. Общий же долг пяти компаний превышает, по предварительным оценкам, 1 миллиард долларов. Добиваясь оплаты, поставщики топлива перестали заправлять самолеты альянса.
Однако некоторые эксперты утверждают, что это не единственная причина возникших проблем. При нынешних высоких ценах на авиакеросин практически все авиаперевозчики летают в долг. И заправщики идут на это. А кран перекрыли пока только компаниям, входящим в "ЭйрЮнион". Которые, кстати, накапливали задолженность в течение последних двух лет и при этом достаточно исправно выполняли свои рейсы. Что исключительного произошло именно сейчас?
В настоящий момент государственные пакеты акций входящих в "ЭйрЮнион" компаний на основании указа президента передаются в госкорпорацию "Ростехнологии". Пресс-секретарь Росимущества Александр Комаров сообщил "РГ", что сейчас определяется способ оценки пакета. Комаров сообщил также, что задержки рейсов не связаны с действиями Росимущества.
По неофициальной информации, в итоге госкорпорации "Ростехнологии" будет принадлежать 51 процент "КрасЭйр", чуть больше половины пакета акций "Домодедовских авиалиний" и 46,5 процента "Самары". Вторым крупным акционером остаются братья Борис и Александр Абрамовичи. Некоторые эксперты полагают, что обострение ситуации вокруг "ЭйрЮнион" может быть связано именно с распределением долей в компании. По замыслу, она должна стать еще одной национальной компанией наряду с "Аэрофлотом".
На прошлой неделе глава госкорпорации Сергей Чемезов охарактеризовал состояние альянса как "безрадостное". В настоящее время там проходит аудит состояния компаний, в том числе и финансовый. Процедура может занять 1,5-2 месяца. Госкорпорация направила в альянс своих финансиста и авиаспециалиста.
Однако связь между этим фактом и "долговым кризисом" не прослеживается - рейсы альянса задерживались и раньше. Так, 10 августа самолеты "Домодедовских авиалиний" улетели из Петропавловска-Камчатского в Москву только после того, как авиакомпания частично погасила свои долги. В действиях поставщика топлива прокуратура нарушений не усмотрела. К слову, вчера на Камчатке в той же ситуации оказались самолеты "КрасЭйр". Так что Красноярский "затор" был далеко не первым в стране.
По словам замруководителя пресс-службы госкорпорации "Ростехнологии" Александра Ужанова, все стороны заинтересованы в том, чтобы быстрее выйти из возникшей критической ситуации. При этом, уточняет Ужанов, пока госкорпорация не является акционером альянса. А потому не вправе вести какую-либо финансово-хозяйственную деятельность в отношении авиакомпаний и альянса в целом. То есть вопрос, будет ли госкорпорация платить по долгам AirUnion, остается открытым.
По мнению другого источника, близкого к "Ростехнологиям", речь, скорее всего, будет идти о реструктуризации долгов - их отсрочке под предоставление каких-либо гарантий либо получение крупного кредита. Комментарии
Евгений Островский, Президент Торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов":
-Два года назад у альянса "ЭйрЮнион" поменялась денежная политика. Грубо говоря, платили под серьезным нажимом. Деньги куда-то явно аккумулировались, но куда - не знаю. Остальные же компании и летают, и платят. Сегодня ничего острого не случилось, долги есть у всех.
"ЭйрЮнион" летал на коротком поводке у всех поставщиков топлива, но как-то летал, выкручивался. Только в Красноярске за топливо должны платить 10-12 миллионов рублей в день. Они умудрились испортить отношения с Красноярским ТЗК, с компанией, которая снабжает топливом в базовом порту. Начался конфликт, Красноярский ТЗК остановил поставки.
Всякий приличный заправщик работает в долг, организует товарное кредитование, и компании очень за это ему благодарны. Компаниям не столько цена топлива важна, сколько товарное кредитование. Совладельцы альянса братья Абрамовичи в последнее время стремительно теряют кредитный рейтинг. Единственное, что сейчас его подняло - это альянс с госкорпорацией "Ростехнологии". Когда начался скандал с Красноярской ТЗК, "Ростехнологии" выпустили пресс-релиз, в котором указали, что будут платить ежедневно по 10-12 миллионов за топливо, чтобы обеспечить текущие заправки. Все, кому должен "ЭйрЮнион", оживились и поняли, что путем остановки бортов можно выбить быстрые деньги. И в итоге получилось то, что получилось.
Дмитрий Янин, Председатель правления международной конфедерации обществ потребителей:
Перво-наперво люди, застрявшие в аэропортах, имеют право вернуть билет, получив от авиакомпании его полную стоимость, и попытаться улететь другим авиарейсом. Разницу в цене (очевидно, что заранее купленный билет дешевле, нежели приобретенный за час до вылета) клиент имеет право "стребовать" с "виноватого" в задержках перевозчика. Но тут ситуация осложняется тем, что в сезон отпусков "перекомпостировать" билетик, скажем, из Красноярска до Москвы, не так-то просто - скорее всего, все места в других самолетах уже давно заняты. Тем более что рейсов нужного направления может и не оказаться. Компания "ЭйрЮнион", создавшая скандальную ситуацию, является на многих направлениях по сути монополистом. И если вы не сможете вылететь ее рейсом, то есть риск не вылететь вообще. Например, до недавнего времени на маршрут Москва-Красноярск вообще "не пускали" других перевозчиков.
Сейчас эти перелеты совершает еще и "Аэрофлот", но согласитесь, что этого недостаточно, и у людей практически нет выбора. А это значит, что придется либо отказываться от отпуска, либо ждать вылета "до победного". И в этом случае пассажирам стоит помнить о своих правах и обязанностях авиакомпании. Через два часа ожидания перевозчик обязан вдоволь напоить (безалкогольными напитками) своих клиентов. Через четыре часа - накормить горячей пищей. Через 6 часов ночью или через 8 днем - за свой счет развезти людей в гостиницы и поселить там до вылета.
Если авиакомпания не придерживается нормативов, пассажиры могут сами себе купить воду и обед, заказать такси до гостиницы и поселиться в ней. Естественно, беря при уплате чеки и складывая их в "надежное место", ибо в дальнейшем они очень пригодятся для возмещения ущерба с компании. Кстати, добавиться к ним могут и другие - например, "пропавшие" из-за задержки авиарейса билеты на поезд, путевки. Имеют пассажиры право и потребовать выплаты "неустойки" за задержку вылета.
Для того чтобы возместить все убытки, в том числе разницу в цене, если билет на задержанный рейс был сдан, а на конкурирующий оказался дороже, "неустойку" необходимо в произвольной форме написать и послать с уведомлением о получении письмо в авиакомпанию, где изложить все обстоятельства случившегося, приложить копии всех платежных документов и потребовать компенсации. Если в течение месяца ответа не последует, можете смело обращаться в суд. Добавив к уже имеющимся чекам требование выплатить моральный ущерб.
Дело стопроцентно выигрышное. Хотя есть несколько нюансов.
Первое - желательно в аэропорту получить справку о задержке рейса, времени его реального вылета или прилета. Она пригодится в том случае, если вас вовремя не накормили, не напоили и не расселили. И вам придется доказывать, что время предоставления этих услуг было просрочено и пришлось обеспечивать себя необходимым самостоятельно. Хотя отсутствие справки не смертельно - достаточно будет обменяться телефонами с такими же горе-пассажирами и попросить их выступить свидетелями в суде. Впрочем, это лучше сделать в любом случае.
Второе - между Законом "О защите прав потребителей" и Воздушным кодексом существуют противоречия, поэтому исход дела будет зависеть от того, по какому закону судья судить будет - созданному в защиту обычных людей или авиакомпаний. Разница в следующем. По Закону "О защите прав потребителей" "неустойка" за опоздание рейса составляет 3 процента от стоимости авиабилета за час задержки, но не более 100 процентов его цены. По Воздушному кодексу - 25 рублей за час.
Подаются иски в суд по Закону "О защите прав потребителей" по месту жительства пострадавшего, а по Воздушному кодексу - по месту расположения авиакомпании. В связи с этим мы бы настоятельно рекомендовали пассажирам судиться с перевозчиком, опираясь именно на Закон "О защите прав потребителей" и на его основании составлять заявление в суд.
И еще. Скорее всего, в ближайшие дни режим авиаперевозок не восстановится и по другим рейсам могут пойти задержки. Если кто-то в связи с этим передумал лететь, он может сдать билет. Если это будет сделано не меньше, чем за сутки до вылета, ему должны будут вернуть 100 процентов его цены.
Алексей Бондарев, Андрей Мармышев, Елена Кукол, Ирина Огилько, Марина Грицюк, Михаил Чкаников, Татьяна Шадрина "Российская газета" - Федеральный выпуск №4735 от 22 августа 2008 г.
|