В Красноярске разгорается очередной топливный конфликт. «Сибирь Авиа Сервис» (САС), которая давно и добросовестно предоставляет услуги по заправке самолетов в аэропорту Красноярска требует от авиакомпании «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр») погашения долга в 200 млн. рублей. Ситуация усугубляется тем, что «КрасЭйр», которой руководят братья-бизнесмены Борис и Александр Абрамовичи, является в Красноярске фактически монопольным перевозчиком. САС поставлена в ситуацию ежедневного шантажа: не заправите самолеты – красноярские пассажиры не смогут улететь. И так продолжается уже более года. Но сколько можно наливать в долг?
В итоге руководство «Сибирь Авиа Сервиса» было вынуждено обратиться за помощью к руководителю Росавиации Евгению Бачурину.
«Все предпринимаемые нами попытки добиться от авиакомпании сокращения и погашения задолженности результатов не дали. Растет задолженность и других авиакомпаний, входящих альянс «Эйр Юнион» (ОАО «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» и ОАО «Сибирская авиатранспортная компания»),- отмечается в открытом письме в Росавиацию.- Все это говорит о том, что ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» не желает или не способна обеспечить финансирование своей авиационной деятельности. В свою очередь, отсутствие источников финансирования у авиакомпании не способствует поддержанию летной годности и возможности безопасно эксплуатировать авиационную технику, что противоречит требованиям Федеральных авиационных правил и создает угрозу для жизни и безопасности пассажиров.
Только после этого письма (а также обращений - в Министерство транспорта РФ, в корпорацию «Ростехнологии», в Федеральное агентство воздушного транспорта, в администрацию Красноярского края, в Енисейскую транспортную прокуратуру) ситуация по словам руководства САС стала немного выравниваться. «КрасЭйр» постепенно начал погашать свою задолженность, но ее едва хватает на то, чтобы заправить утренний, вылетающий из Красноярска рейс. Всего авиакомпания перечислила порядка 85 млн. рублей., но если не будет полной предоплаты за поставляемое топливо, мы будем вынуждены прекратить его поставку авиакомпании-должнику».
Для «Сибирь Авиа Сервис» это действительно вынужденная мера, дело в том, что компания сама не производит топливо, а покупает его у нефтяных компаний, исправно им платя. Важно отметить, что САС не является заправщиком монополистом в сибирском регионе, но при этом умудряется заправлять самолеты по самым дешевым ценам на российском рынке. «В сложившейся ситуации, компания не может выполнить требования по обязательному пятидневному резервированию топлива, что грозит для нас отбором лицензии», — отмечают в САС. Не проще ли в таком случае отобрать лицензию у авиакомпании – злостного неплательщика? В том же письме Евгению Бачурину, САС просит приостановить действие сертификата эксплуатанта «КрасЭйр», предлагает «обязать аэропорт в кратчайшие сроки предоставить слоты другим авиакомпаниям на выполнение рейсов в аэропорт Красноярска. Это даст возможность компенсировать недостаток рейсов, который может возникнуть после прекращения заправки воздушных судов ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» и максимально снизить риск возникновения сбоев в регулярных перевозках пассажиров и грузов в период летних отпусков.» И действительно, не может «КрасЭйр» выполнять обязательства перед партнерами, а главное пассажирами – пусть уступит местно добросовестным авиаперевозчикам. Например, тому же «Аэрофлоту».
Это не первый случай, когда из-за долгов поставщики топлива перестают заправлять воздушные суда «КрасЭйр» и созданного на его базе альянса «ЭйрЮнинон». Никто из поставщиков не хочет рисковать, зная огромную кредиторскую задолженность и отрицательные финансовые показатели деятельности альянса братьев Абрамовичей.
«Аэрофьюэлз Групп» с начала 2008 года сократила поставки «ЭйрЮнинон» на 90%. ТЗК в аэропорту Елизово (Петропавловск-Камчатский) прекратила заправлять топливом рейсы авиакомпании «Домодедовские авиалинии», которая также входит в альянс «ЭйрЮнинон», вылетающие в Москву. По итогам проверки транспортной прокуратурой региона выяснилось, что ДАЛ задолжали поставщикам топлива на полуострове 30 млн руб.
«В 95% случаев, если топливозаправщики отказывают в обеспечении керосином, вина лежит на авиакомпании, так как это вызвано тем, что она превышает все лимиты отпуска топлива в долг. Прекращение поставок керосина авиакомпании - общемировая практика, которая достаточно широко применяется иностранными нефтяными компаниями с целью принуждения авиакомпаний к финансовой дисциплине», - считают в «Аэрофьюэлз Групп».
Однако бизнесмены Абрамовичи, видимо, не собираются полностью погашать свой огромный долг и обороняются до последнего, разворачивая в Красноярском крае настоящие информационные войны, которые докатываются до Москвы.
Благодаря открытому письму САС в Росавиации уже знают, что «руководство ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», используя различные рычаги административного воздействия в качестве аргументов при разрешении хозяйственных споров, оказывает беспрецедентное давление на ЗАО «Сибирь Авиа Сервис». В качестве мер административного давления на предприятие, под различными предлогами, направлены всевозможные внеплановые инспекционные комиссии и проверки различных государственных контролирующих и надзорных органов. Оперативная работа предприятия практически парализована необходимостью подготовки объяснений и предоставления документов проверяющим органам по несуществующим фактам нарушений законодательства».
Видимо, владельцы «КрасЭйр» братья Абрамовичи продолжают вести свой бизнес по криминальным меркам 90-х годов, когда они и начали свое «летное дело» в Красноярске?
Так продолжаться не может. Альянс уже должен практически всем своим партнерам. Госкорпорация «Ростехнологии», которая сейчас проводит аудит альянса «ЭйрЮнинон», уже признала, что общая задолженность всех пяти авиакомпаний превышает 1 млрд долларов! Красноярские бизнесмены не платят по долгам "Ингосстраху", Собинбанку, банку "Петрокоммерц»…
Кроме того по неофициальным данным, авиакомпания должна за обслуживание аэропорту Домодедово около 1 млрд рублей.
Другой поставщик топлива, Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) направил 30 июня 2008 года 13 исков к «Домодедовским авиалиниям». ТОАП требует от перевозчика 18 млн руб. за поставки керосина. Торговый дом перестал заправлять самолеты «Домодедовских авиалиний» в кредит еще полтора года назад. Всего альянс перед ТОАП имеет задолженность в 3,5 млрд рублей.
Еще один поставщик топлива ОАО «Русская нефтяная группа» (РНГ) 11 июля 2008 года подала к ДАЛ иск на 5,4 млн руб. Всего же перевозчик задолжал РНГ 101 млн руб. Судебная тяжба между компаниями началась в прошлом году, когда долг ДАЛ превысил 150 млн руб.
И совсем абсурдная ситуация возникла у лизинговая компании «Илюшин финанс и Ко» (ИФК), которой «КрасЭйр» не возвращает 2 самолета (их братья Абрамовичи взяли в лизинг в 2004 году на 15 лет). Суть претензий - задолженность по лизинговым платежам и техобслуживанию двух пассажирских самолетов Ил-96-300. С 2005 компания задолжала за эксплуатацию этих лайнеров 17 млн долларов.
В результате ИФК обратилась в суд с требованием возврата самолетов, находящихся в эксплуатации авиакомпании. Судебные органы признали требования лизинговой компании обоснованными. 25 июня и 3 июля 2008 года Московский Арбитражный суд обязал авиакомпанию возвратить самолеты владельцу – «Ильюшин Финанс Компани». Однако до сих пор, несмотря на возрастающую задолженность, «КрасЭйр» продолжает эксплуатацию воздушных судов.
Вот такой вот «бизнес» в стиле лихих 90-х годов. А красноярские пассажиры продолжают оставаться заложниками финансовой несостоятельности авиакомании-должника.
|