Совладелец швейцарского нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко написал письмо в газету Financial Times, в котором отрицает политическую поддержку своего бизнеса. Письмо опубликовано в сегодняшнем номере газеты.
Gunvor основана в Женеве в 1997 г. Тимченко и шведом Торбьорном Торнквистом. У них есть третий партнер, имя которого не раскрывается. За 10 лет трейдер стал третьим в мире: в 2007 г. он экспортировал 83 млн т нефти и нефтепродуктов на $43 млрд. Через Gunvor проходит около 30% морского экспорта нефти и нефтепродуктов из России.
Таких результатов Gunvor достигла благодаря дружбе Тимченко с президентом Владимиром Путиным, убеждены собеседники «Ведомостей». О третьем партнере Gunvor заговорили в начале 2004 г., после открытого письма кандидата в президенты Ивана Рыбкина. Он назвал Тимченко и братьев Ковальчуков «людьми, отвечающими за бизнес Путина». Несколько знакомых Тимченко говорили «Ведомостям», что он вместе с Путиным служил в КГБ и занимался дзюдо.«У нас отличные связи», — подтверждал FT Торнквист, оговариваясь, что «вовлекать в этот разговор г-на Путина или кого-то из его администрации — это спекуляция».
Неделю назад FT опубликовала статью о Gunvor, где, в частности, говорилось, что «Золотые ворота» — единственная компания, где официально участвовали Путин и Тимченко. Комитет по внешнеэкономическим связям мэрии Петербурга, возглавляемый Путиным, зарегистрировал ее в январе 1992 г., комитету принадлежало 20%; нефтетрейдеру «Киришинефтехимэкспорт», совладельцем которого был Тимченко, — 5%.
Тимченко в своем письме опровергает все выводы журналистов — как западных, так и российских: «Вы ошибочно предполагаете, что связь между мной и бывшим президентом России Владимиром Путиным лежит в основе успеха Gunvor. На самом деле, предположения СМИ о масштабах связей между мной и Владимиром Путиным сильно преувеличены», — пишет он.
«Моя связь с “Золотыми воротами” была столь незначительной, что ее можно назвать практически несуществующей», — пишет Тимченко. По его словам, в тот период он работал в госкомпании «’Киришинефтехимэкспорт», которая наряду с мэрией Санкт-Петербурга владела пакетом акций «Золотых ворот».
Участие в проекте Тимченко выразилось лишь в том, что он рассказал группе сотрудников мэрии, среди которых был Путин, о возможностях реконструированного Киришского НПЗ, утверждается в письме.
«В статье [FT] утверждается, что я и Владимир Путин стали «настолько близки», что вместе основали клуб дзюдо. И вновь не совсем верно. Действительно, я и еще три бизнесмена спонсировали клуб дзюдо, почетным президентом которого стал Владимир Путин. И это все. Однако СМИ опять приходят к ложному выводу о том, что связь через клуб дзюдо означает мою «близость» с Владимиром Путиным «близки», а затем переключаются в режим «теории заговора», — говорится в письме.
Тимченко опровергает утверждения о том, что «Сургутнефтегаз» продавал по заниженным ценам нефть трейдеру «Кинэкс», долей в котором владел предприниматель. «Этого никогда не было. Цены были справедливыми», — заявил он.
«Моя более чем 20-летняя карьера в нефтяной отрасли строилась не на преференциях или политических связях. Gunvor — эффективный нефтетрейдер, который более 10 лет строящий свой успех на отличной логистике, транспортировке, надежности и цене. Что касается цены — спросите наших конкурентов и изучите историю нашего участия в открытых тендерах», — резюмировал Тимченко».
Статья написана корреспондентом газеты «Ведомости» специально для сайта vedomosti.ru.
|