Богучанская история
Выступление первого вице-премьера Дмитрия Медведева в Красноярске, в котором он обозначил свое видение перспектив социально-экономического развития страны и его приоритетов, имело вполне конкретную региональную привязку. Дело в том, что именно Красноярский край сегодня во многом символизирует не только декларируемые перемены в экономической политике, но и саму активную деятельность региональных властей в этом направлении. Речь прежде всего идет о реализации проекта комплексного развития Нижнего Приангарья, который по праву может считаться прорывным не только для Восточной Сибири, но и страны в целом. И не только по объему осваиваемых средств и ресурсов, но и по самим управленческим решениям и методам работы
Инвестфонд для региона
Начнем с того, что сам этот проект подтолкнул создание того самого инвестиционного фонда, вокруг которого еще некоторое время назад бушевали столь бурные экономические и политические дискуссии.
Впрочем, если быть уж совсем точным, вначале этот проект называли проектом Ангарского промышленного узла, который, по замыслу его проектантов, включал бы в себя Богучанскую ГЭС, алюминиевый завод и целлюлозно-бумажный комбинат.
Еще несколько лет назад, как свидетельствуют архивы деловой прессы, созданием этого узла вплотную занялась небезызвестная корпорация Олега Дерипаски совместно с РАО «ЕЭС». Кстати, после того, как Президент Владимир Путин встретился с ним, пресса стала высказывать предположения, что Дерипаска просил у Президента федеральных инвестиций для того, чтобы реализовать этот проект. Правда, после этого официальные представители холдинга выступили со специальным заявлением, в котором утверждали, что «компания никогда не претендовала на средства фонда для данного проекта» и что «в процессе его реализации планирует задействовать собственные и заемные средства». И в этой связи чуть ли не сенсационным стало заявление тогдашнего министра экономики и торговли Германа Грефа о том, что «если государство не профинансирует, проекта не будет». По его словам, государство намеревалось закрыть треть общего объема необходимых вложений в Приангарский промузел, построив за свой счет дороги, мосты и линии электропередач.
Получалось, что государство чуть ли не навязывало свои инвестиции частной корпорации. И это в условиях, когда у руководства Красноярского края, где предполагалось реализовать проект, оказались представители другой корпорации, которая вполне могла бы быть отнесена к числу конкурирующих.
Но скромность алюминиевого холдинга, как оказалось впоследствии, не была столь долгой. Как скоро выяснилось, она была не по карману даже столь состоятельным игрокам отечественного бизнеса. Слишком, как оказалось, велик объем необходимых средств, слишком сложны сопутствующие задачи, которые требуют самого пристального государственного внимания и участия.
Впрочем, по мнению аналитиков, создание самого общегосударственного инвестиционного фонда стало возможно благодаря тем политическим изменениям, которые произошли в стране в целом и в системе взаимоотношений государства и бизнеса. С другой стороны, сыграл свою роль и тот факт, что к тому времени уже были созданы общие контуры столь масштабного проекта, как Нижнее Приангарье. Все это позволяло надеяться, что от государственно-частного вложения будет реальная отдача в виде роста налоговых поступлений во все бюджетные уровни, создания новых рабочих мест, что в условиях сокращения численности сибирского населения является весьма актуальной задачей.
И дело пошло. Теперь уже есть правительственная программа, по которой в течение четырех лет Красноярский край получит 34 миллиарда 410 миллионов рублей. Более того, в этой программе включено условие, согласно которому выделенные средства будут индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. На эти деньги будут построены линии электропередачи для выдачи мощностей Богучанской ГЭС, железнодорожная ветка, автомобильная дорога Канск-Абан-Богучаны-Кодинск и комбинированный мост через Ангару в районе деревни Ярки. Кроме того, в инвестиционном соглашении также прописаны обязательства компаний «Русский алюминий» и РАО «ЕЭС России» вложить 179,7 миллиарда рублей в достройку гидроэлектростанции и строительство крупного алюминиевого завода.
Достройка века
Вообще-то сам нижнеангарский проект вряд ли бы появился, если бы не одно обстоятельство. Речь идет о достройке Богучанской гидроэлектростанции, которая была спроектирована еще в советские времена. Масштабы ее были сродни всем грандиозным стройкам тех лет, а уровень проработки для того времени весьма высоким. По мнению экспертов, Богучанская ГЭС по своим параметрам должна была стоять в одном ряду с Саяно-Шушенским и Братским энергетическими узлами.
По официальным данным, сегодня только на строительстве Богучанской ГЭС работает около пяти тысяч человек. Для сравнения - еще полгода назад здесь трудились только тысяча двести человек. Впрочем, как оказывается, проблема квалифицированных трудовых ресурсов становится все более актуальной и выходит чуть ли не на первый план. По данным краевой администрации, сейчас более половины строителей Богучанской ГЭС – жители близлежащего красноярского городка Кодинск. Как утверждают энергетики, это – предел для роста трудовых ресурсов на местном уровне. В Кодинске уже исчерпан лимит работников, обладающих необходимой квалификацией.
В ближайший год численность персонала, занятого на строительстве гидроэнергетического узла, должна составить уже около восьми тысяч человек. Этого требуют интересы развития производства и реализации комплексной программы освоения Нижнего Приангарья.
С другой стороны, у руководства строящейся Богучанской ГЭС существует договоренность с администрацией о первоочередном приеме на работу жителей Красноярского края. Однако энергетики говорят о том, что красноярцы, в том числе и жители краевого центра, не спешат заполнять появляющиеся рабочие вакансии. Жители же других регионов страны не ждут приглашений, а сами проявляют настойчивость. По данным дирекции строительства Богучанской ГЭС, здесь уже работают специалисты из Хакасии, Дальнего Востока и даже Нижнего Поволжья. По сути речь идет о неком подобии бывших комсомольских ударных строек, только на новой рыночной основе. И добавим – возникшими на этой основе спонтанными перетоками трудовых ресурсов.
Впрочем, о привлечении рабочих из бывших советских республик и Китая вопрос пока не стоит. И, как сообщает местная пресса, руководство гидростанции еще раз заверило губернатора, что «непременным условием для всех подрядных организаций будет прием на работу в первую очередь жителей Красноярского края».
Развитие гидроэнергетики будет органично сочетаться с развитием железнодорожной инфраструктуры района Нижнего Приангарья. По словам президента ОАО «РЖД» В. Якунина, планируется в рамках собственной инвестиционной программы с 2007 по 2010 год вкладывать значительные средства в реконструкцию участка железной дороги в Нижнем Приангарье - от станции Решоты до станции Карабула. За счет этого, а также строительства на выделенные средства из инвестфонда следующего отрезка дороги - от Карабулы до Ярков, как свидетельствует руководство РЖД, «район Нижнего Приангарья получит новую, отвечающую всем стандартам грузовых и пассажирских перевозок транспортную артерию, необходимую для запланированного интенсивного промышленного развития».
Затопление по-соседски Реализация этого проекта и особенно строительство новой гидроэлектростанции повлечет за собой создание нового для этого региона водохранилища. И, как показывают предварительные исследования, его значительная часть будет располагаться на территории соседней Иркутской области, где уже сегодня среди населения районов, подлежащих затоплению, есть обоснованная тревога, которая выливается и в публичные акции недовольства. Тем более, что здесь в памяти старшего поколения остались примеры ущерба, который нанесло северным районам области создание Братского водохранилища.
В более поздней, еще советской истории остались экологические и социальные проблемы, вызванные созданием Рыбинского водохранилища в Ярославской области.
Как показывает практика последнего времени, одной разъяснительной работы, какие экономические блага повлечет за собой реализация комплексной программы развития Нижнего Приангарья, оказывается недостаточно. Тем более, что руководство Иркутской области вынуждено считаться с настроениями людей по этому поводу. Здесь в октябре этого года пройдут выборы в Законодательное собрание объединенного субъекта - Иркутской области, включающего в себя саму область и бывший Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. И тема водохранилища и компенсаций может стать в ходе них одной из ведущих.
Да и в самом Красноярском крае возникают проблемы, которые, создается впечатление, вполне можно было бы предусмотреть на стадии проектирования. Например, уже в этом году планируется закрыть шлюз плотины Богучанской гидроэлектростанции. Через него сегодня сплавляется древесина, которая заготовляется выше по течению Ангары. Более того, уже в 2009-м, после наполнения водохранилища, переваливать сырье через шлюз станет вообще невозможно. Речь идет о более чем 700 тысяч кубометров древесины в год, которые поступают на предприятия Красноярского края. А это - и производственные объемы, и налоги в краевой и местные бюджеты, и те же самые рабочие места. Теперь в оперативном порядке к 2009 году необходимо построить объездную дорогу и создать перевалочную инфраструктуру для переброски древесины через шлюз после заполнения водохранилища.
|