Государственный газовый бизнес имеет два уровня. Официальный — тот, что на поверхности, с его магистральными газопроводами, эпохальными проектами и стратегическими задачами, и тот, что не афишируется, залегает глубже и имеет многочисленные сложные ответвления. Эти корни, так сказать, подпитывают крону, позволяя всасывать довольно большие средства. Контролируют процесс люди совершенно не публичные, а иногда одиозные и поэтому уязвимые. Одним из таких людей в российско-украинских газовых отношениях считался Семен Могилевич, который уже несколько лет числится в международном розыске, что, впрочем, не мешало ему свободно жить в России. Если он вдруг оказался в «Матросской Тишине», не значит ли это, что теневые газовые схемы выработали свой ресурс и будут заменены другими?
Арест известного российско-украинского предпринимателя Семена Могилевича (он же Сергей Шнайдер) в рамках дела «Арбат Престиж» совершенно затмил парфюмерную историю, будто бы связанную с уклонением от уплаты налогов. Весь букет ароматов этой сети вряд ли перебьет запах природного газа, с которым последние несколько лет ассоциируют Семена Могилевича. Бизнесмен, хотя и находится в международном розыске, инициированном американским ФБР, жил в Москве, почти не скрываясь, часто посещал кафе в Центре международной торговли и вдруг был арестован при помощи спецназа.
Эксперты исключают случайность подобного ареста и выдвигают разные версии. Одни склоняются к политической подоплеке и говорят о зачистке пространства от одиозных фигур перед выборами. Другие полагают, что Могилевич пострадал в результате бизнес-конфликта.
Однако то, чем Семен Могилевич занимался в последнее время, отодвигает на второй план тему косметики. Он числился консультантом фирмы «Эвергейт». А простое изучение связей этой фирмы (см. схему) приводит вовсе не к пудре и помаде, а к давним бартерным сделкам: газ в обмен на продовольствие и посредническим схемам поставок газа между Россией, Туркменистаном и Украиной.
В едином государственном реестре предприятий директором и учредителем консалтингового «Эвергейта» указана Мария Кашкина. До недавнего времени она была сотрудницей московского представительства «Элмстад Трейдинг Лимитед» (Кипр), компания поставляла товары в Туркменистан в обмен на газ для Украины.
В 2002 году Кашкина работала в «Элмстаде» под руководством Олега Пальчикова, который возглавлял представительство. Годом раньше он также был сотрудником созданной «Элмстадом» фирмы «Дженерал компани ресурс». Фирма примечательна тем, что одно время ее руководителем числилась Ольга Шнайдер — супруга Семена Могилевича. Теперь она тоже проходит по делу «Арбат Престижа» и загадочным образом исчезла.
Один из руководителей «Дженерал компани ресурс», с которым нам удалось связаться, рассказал «Новой» (аудиозапись есть в редакции), что в 2003 году компания покупала и продавала торговые марки, в частности некоему «Арбату». В чем смысл схемы и имел ли «Арбат» отношение к парфюмерной сети, руководитель не пояснил. В «Арбат Престиже» не прокомментировали ситуацию.
Поработав в «Дженерал компани ресурс» и «Элмстаде», Олег Пальчиков возглавил представительство «Еурал Транс Газ» (Eural Trans Gas) — эту компанию в декабре 2002-го зарегистрировали в венгерской деревне. А в 2003 году «Газпром» передал ей право поставлять туркменский газ в Украину, и оборот «деревенской» фирмы превысил 2 миллиарда долларов. По совпадению учреждал ЕТГ, в частности, Зеев (Авербух) Гордон — адвокат Семена Могилевича.
После того как на смену «Еурал Транс Газу» пришла компания «РосУкрЭнерго», сделавшись главным оператором не только туркменского, но и российского газа для Украины, Олега Пальчикова назначили одним из исполнительных директоров «РосУкрЭнерго». Он занимал этот пост до апреля прошлого года.
Отцом-основателем «Еурал Транс Газа» был Дмитрий Фирташ, который теперь контролирует 45 процентов «РосУкрЭнерго». Фирташ решительно отрицает какие-либо деловые контакты с Могилевичем. Связаться с Марией Кашкиной, а также с Олегом Пальчиковым и выяснить их мнение по поводу ареста Семена Могилевича не удалось.
– Эта история кажется мне очень странной, — заявил «Новой» адвокат Сергея Шнайдера (Семена Могилевича) Александр Погонченков. — Уголовное дело возбудили 23 января, тогда же состоялось задержание, а на следующий день — арест. Я не знаю других экономических дел, которые развивались бы так стремительно.
Адвокат полагает, что многие воспользовались ситуацией и, в частности, те, кто работает в газовой сфере Украины. Погонченков не думает, что Могилевич имеет отношение к поставкам газа, но считает, что его используют как одиозную «фигуру дискредитации» в различных играх. Адвокат обращает внимание на совпадение: скоро должен состояться визит в Москву украинского премьера Юлии Тимошенко.
— Уверен, что речь не идет о газовых делах, полагаю, что это спекуляции, — говорит адвокат владельца «Арбат Престижа» Александр Добровинский. — Думаю, Семена Могилевича арестовали исключительно, чтобы придать этому делу вес в обществе и сместить акценты.
— У «РосУкрЭнерго» никогда не было и нет контактов с Могилевичем, — заявил представитель «РосУкрЭнерго» Андрей Кнутов, а потому в компании не могут комментировать его арест.
Однако источник, близкий к руководству компании, полагает, что арест Могилевича могут попытаться использовать для изменения контроля над поставками газа, и обращает внимание, что не только в Украине наблюдается постоянная «суета» на этот счет (Юлия Тимошенко не раз заявляла о желании отказаться от посредника), но и в России среди газовых компаний есть силы, заинтересованные в изменении схемы газового сотрудничества. При этом источник подчеркивает, что многочисленные проверки «РосУкрЭнерго» и ее акционеров как в Европе, так и в России не выявили никаких связей с Могилевичем.
Бывший консультант российского правительства на условиях анонимности поделился мнением, что арест Могилевича можно рассматривать как зачистку пространства от одиозных фигур накануне президентских выборов. Политическое решение принято на самом верху: к моменту передачи власти не должно остаться ничего явно компрометирующего, чтобы у Запада не возникало поводов интересоваться нюансами, а тем более инициировать какие-либо расследования, затрагивающие стратегически важную сферу поставок российского газа.
— Не думаю, что это связано с зачисткой и политическим решением, — сомневается бывший генпрокурор Юрий Скуратов. — Скорее речь идет о бизнес-конфликте. Подобные конфликты нередко разрешают с помощью уголовных дел.
Где именно развивалось противостояние, судить сложно. По словам Скуратова, есть, к примеру, версия о рейдерских делах в Санкт-Петербурге, которые вышли Могилевичу боком. Проблемы в газовом бизнесе, по мнению бывшего генпрокурора, тоже могли стать причиной ареста. В этом выгодном деле многие претендуют на место посредников.
Представители силовиков полагают, что Семен Могилевич — это уникальный источник информации. Он много знает о схемах поставок газа и о том, как принимались решения. Если председатель совета директоров «Газпрома», первый вице-премьер Дмитрий Медведев действительно станет преемником российского президента, не исключено, что сведения Могилевича будут одним из ресурсов, позволяющих контролировать нового главу государства.
|