Поставку продукции ООО «Завод сварочного оборудования Искра» (директор - Ивана Замятин, зять Язева В.А.) помог организовать Валерий Язев – Председатель комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, видный «единоросс» и собственник завода «Искра», договорившись с руководством «Транснефти».
Зачем госдепу Язеву аварии на нефтепроводе?
«ОАО «Сибнефтепровод» является подразделением ОАО «АК Транснефть» и занимается обслуживанием и ремонтом сибирского участка магистральных нефтепроводов. Дело, как понимаете, очень ответственное, и потому существуют строгие технологические правила. Согласно этим правилам, при проведении сварочных работ категорически запрещается использовать сварочное оборудование, не аттестованное ООО «Институт ВНИИСТ» и аттестационным центром «Национальной ассоциации контроля и сварки» («НАКС»).
В конце нынешнего лета Евгений Гонихин, главный сварщик ОАО «Сибнефтепровод», был чрезвычайно озадачен. Предприятие, где он работает, получило не заказанное главным сварщиком оборудование, а другое, которое просто нельзя использовать на столь ответственных работах.
Рвется там, где тонко
Жесткий контроль за технологическими процессами при работах на нефтепроводах необходим, ведь их нарушения могут привести к серьёзным авариям. Непосредственным виновникам обеспечены суровые наказания, а компаниям, которые они представляют, – масштабные финансовые и репутационные потери. Поэтому технологи «Сибнефтепровода» невольно озадачились вопросом – «Почему поступили сварочные агрегаты производства завода «Искра», на которых нельзя проводить работы на нефтепроводах?», так как:
1. Они не аттестованы ООО «ВНИИСТ» и АЦ «НАКС».
2. По конструктивным особенностям на «искровских» агрегатах невозможна качественная сварка наиболее ответственного слоя – корневого слоя шва неповоротного стыка нефтепровода.
3. Поступившие агрегаты некомплектны.
Со слов Евгения Гонихина, руководство ОАО «Сибнефтепровод» направило претензию поставщику-посреднику ОАО «АК Транснефть» на поставку не соответствующих требованиям агрегатов вопреки их заявке, а девятнадцать «искровских» агрегатов так и остались стоять невостребованными на головном складе «Сибнефтепровода».
ОАО «Сибнефтепровод» уже много лет заказывает и использует сварочные агрегаты производства ЗАО «Уралтермосвар». Длительная работа на них показала высокую надёжность получаемых сварных соединений на нефтепроводах. Эти агрегаты испытаны и аттестованы АЦ «НАКС», ООО «Институт ВНИИСТ» и разрешены к применению на объектах ОАО «АК Транснефть» инструкцией по строительству и ремонту нефтепроводов № РД-08.00-60.30 от 2005 года. Именно эти агрегаты заказывали технологи ОАО «Сибнефтепровод».
Со слов генерального директора ООО «Завод сварочного оборудования Искра» Ивана Замятина (зятя Язева В.А.), поставку «искровской» продукции помог организовать Валерий Язев – Председатель комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, видный «единоросс» и собственник завода «Искра», договорившись с руководством «Транснефти».
Такое использование административного ресурса в конкурентной борьбе не ново руководству ЗАО «Уралтермосвар». Иван Замятин давно и не раз обещал «перекрыть кислород» поставкам «термосваровских» агрегатов в ОАО «Транснефть», ОАО «Газпром» и в другие нефтегазодобывающие компании с помощью связей своего московского покровителя.
«Искренние» перспективы
Завод «Искра», расположенный под Первоуральском в поселке Новоуткинск и специализирующийся на выпуске электросварочного оборудования, с середины 90-х годов прошлого века контролируется семьей Язевых. За время хозяйствования на заводе этого семейства предприятие дважды банкротилось и системно разорялось. Сейчас основные акционеры «Искры» пытаются восстановить производство путем рейдерского присоединения к нему весьма успешного профильного завода, принадлежащего другим собственникам.
Ветераны «Искры» рассказывают, что глава корпорации «Ява» Валерий Язев «положил глаз» на этот завод еще в начале 90-х, когда его фирма выступила посредником в сделке по реализации нефтяникам сварочной продукции этого предприятия. Сделка была удачной, покупатели проявили высокий интерес к постоянным поставкам выпускаемого «Искрой» оборудования, развитие партнерских отношений сулило изрядные перспективы.
Вероятно, именно этот момент и стал отправной точкой в активном приобретении «Явой» ценных бумаг новоуткинского завода. Да и зачем зарабатывать на суетливом посредничестве, если можно «снимать пенки», будучи собственником? Зимой 1996 года Валерию Язеву лично принадлежало около 10% акций заинтересовавшего его предприятия. Часть ценных бумаг «Искры» контролировалась через структуры, связанные с корпорацией «Ява». Фактически завод перешел под контроль семьи Язевых.
Новый хозяин пообещал трудовому коллективу погашение зарплатной задолженности, рост производства, активное технологическое развитие и гарантированное светлое будущее. Поскольку в поселке Новоуткинск «Искра» – предприятие градообразующее, то обещания нового владельца пришлись по сердцу как властям, так и трудовому коллективу.
Завод к тому времени увязал в долгах, потому приход на территорию известного на Урале предпринимателя был воспринят как скорейшее решение кризисных проблем «Искры» (программа-минимум) и как грядущая спонсорская помощь муниципалитету (программа-максимум). Валерий Язев, становившийся тогда политиком федерального масштаба, пообещал закрыть бюджетные задолженности завода в общей сумме 18 млн. рублей и поставил на пост гендиректора «Искры» Сергея Боровлёва, якобы должного исполнить все посулы хозяина корпорации «Ява».
У кормила.
Обещанного, как известно, три года ждут. Коллективу «Искры» не пришлось ждать так долго, чтобы понять, что обещания не пойдут дальше их словесного выражения. Долги бюджету продолжали расти, обещанные инвестиции оказались мыльными пузырями, продукция предприятия уходила с завода через фирмы-посредники, к которым, к тому же, добавился мощный торговый дом корпорации «Ява».
Пострадал даже Новоуткинск. Например, с «легкой руки» заводского руководства куда-то «испарились» десять вагонов мазута, предназначенного для отопления поселка.
В результате подобного хозяйствования, а также из-за низкой заработной платы, выдаваемой с опозданием, с предприятия начали активно уходить квалифицированные сотрудники, а оставшиеся периодически сокращались приказами директора. Наиболее квалифицированные уволившиеся специалисты даже создали предприятие аналогичного профиля – завод «Уралтермосвар», успешно организовав фактически с нуля выпуск сварочного оборудования.
В начале 1997-го года менеджмент «Искры» увлекся модными в те времена управленческими процедурами: внешним и конкурсным управлением, переформированием структуры хозяйствования, преобразованием формы собственности. В июне 1997 года на заводе было введено внешнее управление. В феврале 99-го было введено конкурсное управление.
Для предприятия особой пользы от этого не случилось – внешним и конкурсным управляющим оставался все тот же бывший генеральный директор Боровлев С.И., оставивший прежнюю «внешнюю» должность за два дня до назначения на новую – «конкурсную». Странно, но арбитраж при выборе кандидатур этой «мелочи» не заметил. Забавно, что одним из аргументов введения арбитражного управления была слезная мольба к государству от тружеников «Искры», надеявшихся отстранить от заводского кормила ставленников акционеров, будто «растаскивающих» продукцию.
В начале конкурсного управления стартовая стоимость кредиторской задолженности завода составляла 130 млн. рублей. Исходя из обозначенной суммы, прошли, как и положено, торги, в ходе которых, как обычно и случалось в те времена, посторонних покупателей не обнаружилось. Поэтому изрядную часть заложенного оборудования «Искры» пришлось продать фирме ООО «Электропромоборудование». Но без особой печали, так как эта структура по какой-то странной случайности оказалась аффилированной с «Явой».
К моменту завершения конкурсного управления странности продолжались – нереализованные активы были также переданы за долги корпорации «Ява». Долги эти были умело созданы во время внешнего управления внешним управляющим Сергеем Боровлёвым и поставщиками из корпорации «Ява», так как поставки шли по специально завышенным ценам. Завод оказался в руках единого собственника, изменил форму собственности – как и положено.
Впрочем, к этому все и шло еще с 97-го года. Оборудование продавалось или сдавалось в аренду фирмам, сочлененным с «Явой», активы отдавались под залог на тех же условиях, а затем случалась переуступка производственных площадей и прочего имущества.
В январе 2001 года конкурсное производство было завершено, а ОАО «Искра» как юридическое лицо было ликвидировано. Появилось ЗАО «Искра», принадлежащее корпорации «Ява», генеральным директором стал всё тот же Сергей Боровлёв. Но к 2003 году ЗАО «Искра» из-за неумелого управления и отсутствия инвестиций в производство вновь накопило многомиллионные долги бюджету и внебюджетным фондам. Хозяин корпорации «Ява» долги «Искры» гасить из прибыли других многочисленных предприятий корпорации не стал, и ЗАО «Искра» было вновь обанкрочено по уже обкатанной технологии. На месте ЗАО «Искра» появилось новое юридическое лицо – ООО «Завод сварочного оборудования Искра», хозяин, конечно же, не изменился. Сейчас этот процесс называется «белым рейдерством» по-российски. Все как бы по закону.
И хотя эксперты федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству еще в марте 2001 года вынесли заключение, что новейшая история «Искры» имеет множество признаков преднамеренного банкротства, скандала не случилось. Возможно, потому, что Валерий Язев – фигура весомая.
Пока шел столь интригующий передел собственности, на «Искре» отмечался резкий спад производства, отток кадров (сегодня на предприятии трудится всего лишь около 400 человек, в 1995 году было 1750) и технологический крах, обусловленный развалом конструкторского и технологического бюро.
Бремя хозяйское
После того как завод «Искра» стал абсолютной собственностью корпорации «Ява», хозяева явно озадачились рентабельностью предприятия. Вероятно, вспомнили о том, что стартом для затеи с предприятием десяток лет назад послужил тот очевидный факт, что такая продукция, как сварочное оборудование, имеет высокий спрос у нефтяников и газовиков. А спрос – это уже прибыль. Учитывая стоимость пресловутого барреля, – возможно, и сверхприбыль.
Но с предприятия, траченного, как молью, двумя банкротствами и многочисленными переводами активов при неумелом управлении, сразу многого не возьмешь. Необходимо прилагать управленческие усилия и вкладывать немалые деньги. Восстанавливать изничтоженное производство. Искать и возвращать потерянные кадры, наконец! А это занятие хлопотное.
Вероятно, поэтому взор хозяев «Искры» упал на завод «Уралтермосвар», созданный коллективом специалистов, ушедших с новоуткинского предприятия в момент начала управленческих судорог. Базирующийся в Первоуральске и Богдановиче «Уралтермосвар» не только набрал высокие обороты, но обзавелся современной технологией и создал уникальную продукцию, с которой вышел на передовые позиции в соответствующих сегментах рынка.
Даже непосвященным понятно, что вариант возвращения столь успешных «отщепенцев» в искровские «пенаты» с одновременным присоединением созданных ими активов – это самый дешевый способ реанимации хитроумно заполученного «Явой» сварочного завода. Из этих соображений, скорее всего, владельцы «Искры» и начали проявлять усиленное внимание к преуспевающим конкурентам.
В 2004 году ЗАО «Уралтермосвар» со стороны руководства ООО «Завод сварочного оборудования «Искра» посыпались предложения продать предприятие или произвести слияние активов. Собственники ЗАО «Уралтермосвар» от этих предложений отказались. В отместку за это грянули силовые проверки, носящие очевидные признаки «заказа», черный и лживый пиар в СМИ, подконтрольных Язеву В.А.
Запахло заурядным «черным рейдерством». Проверки удалось стоически перенести, хотя потрепаны были не только нервы собственников «Уралтермосвара», но и предприятие понесло ощутимые убытки. Явно сказывалось харизматическое влияние Валерия Язева, создателя корпорации «Ява», завзятого депутата Госдумы РФ, активиста «Единой России» и руководителя стратегически значимого госдумского комитета.
Попытками рейдерского захвата с использованием административного и силового ресурса на Урале никого не удивишь – этим промышляют многие влиятельные господа и считают подобный промысел отнюдь не зазорным, а труженики правоохранительных органов с энтузиазмом берутся за решение поставленных задач.
Бывает, что случаются накладки. Так произошло в случае с ЗАО «Уралтермосвар» – в ходе проверки общества Главным Управлением МВД по Уральскому федеральному округу проверяющие оперуполномоченные сами попали под проверку работниками отдела службы внутренней безопасности Главного Управления МВД по УрФО, после которой оперуполномоченный Бочарников И.А. был уволен из рядов МВД из-за заказного характера проверочных мероприятий со стороны известного конкурента «Уралтермосвара». Кстати, случай крайне редкий.
Но рейдеры не остановились на достигнутом. И придумали «ноу-хау»: предложили собственнику «Владимирского моторно-тракторного завода», давнего партнера «Уралтермосвара», прекратить поставки двигателей, крайне необходимых для производства сварочных агрегатов ЗАО «Уралтермосвар», а поставлять все двигатели в «Искру», которая обещала щедрое кредитование. До сего дня на Урале ничего подобного не наблюдалось. Вновь проявилась харизма председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева. Время эмбарго на поставку двигателей тяжело сказалось на состоянии производства и финансов ЗАО «Уралтермосвар», с предприятия начали увольняться квалифицированные кадры. Руководству пришлось в трудных условиях перестраивать производство на применение нероссийских двигателей.
Впрочем, нет смысла углубляться в рейдерские технологии. Поскольку более интересен процесс формирования бизнесс-стратегии семейства Язевых в части развития сварочного производства. Настойчиво, внешне, конкурсно и напрямую управляя предприятием «Искра», попутно дважды обанкротив его, столь эффективные собственники намерены похозяйничать еще на одном заводе, создающем уникальную сварочную технику. При этом очевидно настойчивое упорство. Чего ради? Не исключено, что всего лишь ради реализации стародавней идеи Валерия Язева стать монополистом по производству и поставке сварочных дизельных агрегатов, остро необходимых нефтегазодобывающему комплексу, да и другим потребителям. Той самой идеи, из-за которой Валерий Язев пришёл на «Искру» (для справки: в России только два крупных производителя сварочных агрегатов – «Искра» и «Уралтермосвар»).
Председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев давно показал, как продуктивно и искусно можно использовать свое служебное положение для расширения личного бизнеса. Зря удивляется главный сварщик ОАО «Сибнефтепровод» поставке заведомо непригодного для ответственных работ сварочного оборудования, ведь чем больше аварий на нефтепроводах, тем больше потребность в сварочных агрегатах. Может, в этом и состоит вторая «искренняя» идея Валерия Язева?»
|