Съезд Российского народно-демократического союза (РНДС) в минувшие выходные собрал под крышей гостиницы «Космос» все сливки российской оппозиции. Соратники Михаила Касьянова объявили себя «единственной силой, противостоящей Кремлю», приняли «программу демонтажа путинского режима» и выдвинули своего лидера в президенты России.
Открытая для журналистов часть началась вполне традиционно. Несколько активистов движения «Россия молодая», вооруженные файерами и транспарантом, взобрались на один из гостиничных подъездов. Молодежь разбрасывала листовки, называвшие Касьянова «нефтяным вампиром».
Происходящее внутри здания напоминало столпотворение. На съезд РНДС прибыли все VIP-персоны «Другой России», включая перехватившего у экс-премьера титул кандидата в президенты объединенной оппозиции, председателя совета директоров ЮКОСа Виктора Геращенко. Сам Касьянов позировал перед телекамерами и бойко раздавал комментарии на английском языке. Из глубины зала, засасывающего представителей РНДС, доносилось: «Нам нужна другая Россия!» Чувствовалось, что в этот день действительно произойдет нечто революционное.
Выступление Касьянова стало, по сути, генеральной репетицией предвыборной речи кандидата в президенты. Его монолог растянулся на целый час, но это зрелище оказалось отнюдь не скучным. Взяв с места в карьер, экс-премьер сравнил современную Россию со сталинским государством образца 1937-го. «Вновь из нас собираются делать послушных совков!» – отметил оратор. По его мнению, Россия «катится в тоталитарный тупик». Спасти ее можно немедленной «работой над ошибками».
Программа РНДС, озвученная Касьяновым, представляла собой причудливый сплав правой и левой риторики. Неискушенному зрителю могло даже показаться, что он ошибся дверью и попал на съезд «Справедливой России» – настолько похожей была рисуемая экс-премьером картина социального благополучия. Оппозиционер обещал переселить четверть населения в новые дома, вернуть гражданам бесплатное образование и здравоохранение, ликвидировать детские дома и отменить призыв в армию. «Мы увеличим текущие пенсии не на 20% за три года, как лениво пытается обещать нынешняя власть, а на 120%! Мы знаем, как это сделать!» – не утихал экс-премьер. Бонусом он пообещал, в случае своего прихода к власти, наделить народ правом избирать губернаторов, сенаторов и судей.
Покорив левый электорат, Касьянов принялся за правый. По его словам, необходимо резко снизить давление государства на малый и средний бизнес. Продать непрофильные активы «Газпрома», а также имущество, «принадлежащее никчемным ГУПам и МУПам». Добиться введения безвизового режима с ЕС. Решить проблему пробок в Москве. В праздничный день Касьянов не обещал разве что восстановить озоновый слой. Все произносимое лидером РНДС зал встречал аплодисментами.
Подводя итоги, Касьянов пообещал за 100 дней провести такие реформы, что движение страны в обратном направлении станет невозможным.
Заместитель председателя президиума РНДС Ирина Хакамада, разрабатывавшая социальный блок программы, ликовала: «Михаил Михайлович, если бы ваша речь была показана на Первом канале, рейтинги преемников улетели бы ниже плинтуса!» «Как можно сравнивать вас с жалкими тенями, блуждающими по кремлевским коридорам!» – вторил глава ОГФ Гарри Каспаров. Собравшиеся в зале сошлись на том, что Касьянов – «лучший премьер-министр послевоенной России». Затем среди гостей съезда завязалась небольшая идеологическая дискуссия. «Больше красного!» – требовал член политсовета «Другой России» Эдуард Лимонов. «Меньше дешевого красного! – парировал член политсовета СПС Борис Немцов. – Наш народ не настолько пластилиновый, что ему можно втюхать что угодно».
Место Григория Явлинского пустовало. Как поступят с лидером «Яблока» в случае конфронтации с Касьяновым, стало ясно из выступлений представителей «Другой России»: силы, не поддержавшие экс-премьера, будут признаны «находящимися вне орбиты оппозиционности».
Покончив с дебатами, съезд выполнил свое предназначение, избрав Касьянова кандидатом в президенты. Заиграла «Патриотическая песня» Глинки, активисты РНДС закричали «Россия!», новоиспеченный кандидат принялся пожимать руки своим соратникам. Победный аккорд был смазан лишь заявлением о том, что несколько оппозиционных кандидатов в президенты – это «позор и безобразие». Не обсуждались и реальные шансы Касьянова одержать победу в президентской гонке.
После революционного выступления на съезде экс-премьер ушел в тень, по всей видимости, дожидаясь реакции официальных властей. Вчера на предложение «НГ» взять интервью у кандидата в президенты пресс-секретарь Касьянова ответила категорическим отказом. По ее словам, экс-премьер «на все вопросы ответил на съезде».
|