Один из прародителей современной демократической цивилизации Бенджамин Франклин сказал: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя". Между прочим, у этой сентенции имеется и вполне экономический смысл. Есть весьма конкретная отрасль российского бизнеса, куда "непатриоту" путь заказан. А иной бизнесмен с личиной "патриот" может стричь купоны такого размера, какие иному жулику в других отраслях даже не снились.
Догадались? Речь пойдет о военно-промышленном комплексе - ВПК. Знаете ли вы, что в этой отрасли тоже есть свой серый кардинал? По мнению экспертов, им является Борис Николаевич Кузык - отец-основатель и владелец компании "Новые программы и концепции", которой удалось под себя подгрести многомиллионные заказы на изготовление военных кораблей, самолетов, радиооборудования для ракетных зенитных систем, ракетные и противоракетные зенитные комплексы и даже целое пароходство. Однако за весьма патриотичным фасадом этой бизнес-структуры скрываются весьма корыстные интересы людей из прошлого, основная способность которых - раньше других суметь взять то, что плохо лежит.
Так, злые языки поговаривают, что лишь за счет операции вокруг одной из сделок ОАО "Северная верфь" Борису Кузыку удалось облегчить карманы государства на 300 миллионов долларов. Неужели махинации таких масштабов возможны? Еще как возможны! Впрочем, обо всем по порядку.
с Оружие ведь, а тем более высокоточное и высокотехнологичное, всегда имеет спрос как на международном рынке, так и у наших генералов. Кроме того ВПК - это десятки и сотни населенных пунктов, социальная жизнь которых зависит от военных заказов. Так что, без сомнения, эта отрасль всегда будет привлекать к себе "любящих сладкое" бизнесменов, которые не прочь поиграть ради этого в "патриотов". И потом, игра в патриотизм всегда беспроигрышна: разве найдется хоть один чиновник, который будет ставить палки в колеса обороне страны? Талант нашего героя - Бориса Кузыка - как раз и состоит в том, что он сумел все это использовать. И в результате получился бизнес. И очень даже выгодный.
Например, когда происходила приватизация завода в Санкт-Петербурге "Судостроительная верфь", Борис Кузык, как истинный патриот, оставил долги предприятия государству, а сам приватизировал "чистые" активы. Государственное предприятие "Северная верфь" было доведено до банкротства, а "живые" деньги и активы достались Кузыку и его ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". Блестящая комбинация, не правда ли?
Конечно же, мотивы у таких действий были самые благородные: несмотря на "деструктивные действия приватизаторов", несмотря на "происки Чубайса", надо было спасать наш ВПК. Спасли - пришив его к карману Бориса Кузыка. Государственное предприятие осталось с долгами и было обанкрочено, а на его останках создали новое - ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". При этом государство потеряло 152 миллиарда рублей в ценах 1992 года. Скажем правду: самые известные в прошлом олигархи о подобных комбинациях в те годы даже и мечтать не могли!
Совершенно очевидно, что потеря государством такой внушительной суммы, да еще и 52 процентов акций предприятия в придачу свидетельствует о весьма высокой квалификации "патриотов", которые осуществляли подобные операции. Понятно, что такого рода "талант" должен был проявиться еще и еще раз.
Так оно и случилось. В 1997 году государство в лице правительства РФ и Министерства финансов решило пересчитать доходы-расходы от одной крупной сделки, совершенной с участием Кузыка. Речь шла о строительстве по заказу Китая эскадренных миноносцев. Причем прежде чем за проект взялся Кузык, один из кораблей был построен на 30%, а другой аж на 70%, на что были затрачены сотни миллионов долларов из государственной казны. Однако при передаче эсминцев фирме, за которой, по мнению экспертов, уже тогда стоял Кузык - ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", государство получило от Кузыка за них лишь 540 тысяч долларов, естественно, в рублях по курсу. Кузык корабли достроил и получил за них от Китая... 610 миллионов долларов.
На одной только этой сделке Борис Кузык "удержал" из госказны порядка 300 миллионов долларов. И это не предел. Так вот, Борис Кузык не так давно сделал, по сути, программное заявление о том, что "геополитическая платформа России" держится прежде всего на взаимоотношениях со странами, входящими в "некую дугу, совпадающую с условной географической параллелью к югу от России: Япония-Китай-Индия-Иран-Сирия-Египет-Алжир".
Интерес нашего героя к столь мудреным концепциям в стиле Льва Гумилева объясняется просто: "Иран является перспективным партнером холдинга и ключевым звеном в транспортном коридоре "Север-Юг". Продемонстрировав "экспортный вариант" корвета, изготавливаемого на "Северной верфи" (стоимость более 150 млн. долларов) заместителю министра обороны и поддержки вооруженных сил Ирана контр-адмиралу Мирхамиду Наслпаку, Кузык пролоббировал заключение широкомасштабного договора между Россией и Ираном в области военно-технического сотрудничества. А стоит ли вообще допускать подобных бизнесменов к геополитике?
Конечно же, параллели между патриотической деятельностью Кузыка и поступками некоторых политиков прошлого если и просматриваются, то они совершенно случайные. Ведь у Кузыка совсем другой масштаб: крупный, мощный, государственнический. В планах Кузыка - организовать "совместное производство высокотехнологичной продукции", то есть вооружения, в самом Иране.
Дело пахнет миллиардами. И тут уж нашего патриота остановить будет трудно. Патриотизм, как известно, требует жертв. Не от подобных патриотов, правда, а от горячо любимого ими народа.
Да, российский ВПК по-прежнему мощнейшая наша отрасль, способная двигать экономику России к новым вершинам. И это прекрасно понимает новый президент, руководство страны - ведь на одних только нефти и газе современную державу не построить. Без уникального кадрового и производственного потенциала ВПК явно не обойтись. Но важно понять и другое: новые задачи должны решать новые кадры, с чистыми, не запятнанными сомнительными сделками руками. Иначе ВПК снова превратится из донора в захребетника, отбирающего у народа последнее. В том числе и надежду на возрождение России.
|