Госдепартамент США выступил с заявлением, жесткость которого превосходит все его заявления в адрес России, сделанные за последнее время. Он подверг серьезному сомнению верховенство закона в России, а также независимость судов, защиту прав собственности и предсказуемость налогового режима -- в конечном итоге и саму ее принадлежность к демократическим государствам. Это следует из сделанного вчера официального заявления госдепа в связи с предъявлением в понедельник нового обвинения Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву в присвоении и отмывании 25 млрд долл. А в Чите сегодня местный суд будет выбирать в связи с этим меру пресечения экс-главе ЮКОСа, и исход заседания предсказать совсем несложно -- очевидно, что осужденного к восьми годам лишения свободы г-на Ходорковского под подписку о невыезде не отпустят.
«Продолжающееся преследование Михаила Ходорковского и демонтаж ЮКОСа ставят серьезные вопросы относительно верховенства закона в России», -- так заявил официальный представитель госдепа Шон Маккормак. При этом он прямо отметил, что российские власти стремятся сделать все, чтобы засадить опального олигарха на как можно больший срок. «Ходорковский и его партнер Платон Лебедев имели право просить о досрочном освобождении уже в текущем году, поскольку отбыли половину наказания. Новые обвинения, видимо, воспрепятствуют досрочному освобождению», -- продемонстрировал знание российского уголовного законодательства г-н Маккормак. В связи с чем у Вашингтона возник ряд серьезных вопросов к российскому государству. «Многие действия в деле против Ходорковского и ЮКОСа поставили серьезные вопросы относительно независимости судов, соблюдения контрактов и прав собственности, равно как и об отсутствии предсказуемости налогового режима», -- говорится в заявлении госдепа. Если все так и обстоит, то, по мнению американских властей, Россию нельзя больше считать демократическим государством, и относиться к нам, видимо, будут соответствующим образом. «Поведение российских властей в деле Ходорковского и ЮКОСа подорвало репутацию России и доверие к российским судебным и правовым институтам. Подобные действия в этом и других случаях ставят вопрос о приверженности России той ответственности, которую имеют все демократические страны со свободной рыночной экономикой», -- заявил г-н Маккормак. Он пообещал, что все эти вопросы будут заданы руководству России «в свое время и на соответствующем уровне».
Тем временем в Забайкалье адвокаты Ходорковского и Лебедева вчера взяли тайм-аут, чтобы попытаться хоть что-то понять из изложенных следователями Генпрокуратуры на 148 листах постановлений о привлечении их подзащитных в качестве обвиняемых по делу о хищении 25 млрд долл. «Там фигурирует очень много фамилий, разные даты, разные денежные суммы. И во всем этом мы пытаемся сейчас разобраться, -- рассказал «Времени новостей» адвокат Евгений Бару. -- Пока мы проверили представленные документы на наличие в них логической и стилистической логики и вынуждены констатировать, что с этим там не очень хорошо». По словам адвоката, понять общий смысл предъявленного обвинения можно будет только по окончании следствия. Источник Интерфакса в следственных органах заявил вчера, что это произойдет уже через месяц. «У нас таких источников нет, и нам о сроках никто ничего не говорит, -- сказал на это г-н Бару. -- На все наши вопросы нам дают весьма неопределенные ответы, даже сколько томов в новом уголовном деле, сказать не могут, никто не хочет брать на себя ответственность за сказанное. Все покрыто мраком».
Впрочем, адвокаты не исключают, что новое уголовное дело, по сути, как раз то самое, которое сейчас рассматривает в Москве Басманный суд, -- о хищении и отмывании денежных средств через аффилированные с ЮКОСом компании. По логике следствия и предъявленного обвинения получается, что гендиректора этих зарегистрированных в офшорных зонах компаний -- «Ратибор» и «Фаргойл» -- Владимир Малаховский и Антонио Вальдес Гарсиа похищали денежные средства в особо крупных размерах как раз по указанию Ходорковского и Лебедева, а те в свою очередь их себе присваивали. Правда, разобраться в «украденных» денежных потоках, размеры которых, согласно последней "редакции", приблизились к размерам бюджета страны на то время, действительно весьма сложно. И сами обвиняемые, и их адвокаты по-прежнему недоумевают, откуда взялись эти астрономические суммы.
Сегодня же в Чите состоится довольно комичное заседание местного суда -- Михаилу Ходорковскому будут выбирать меру пресечения. Комично оно потому, что Ходорковский и так уже сидит, а его переезд из колонии в Краснокаменске в читинскую тюрьму сопровождался отрядом ОМОНа и спецназа, которые и сейчас настороженно следят, как бы чего не случилось со столь важной персоной. Однако закон предписывает с появлением нового уголовного дела избирать и новую меру пресечения. Поэтому сегодня суд внимательно выслушает доводы прокуратуры за арест и доводы защиты против ареста, а потом отправит Ходорковского обратно в камеру. То же самое в четверг произойдет и с Платоном Лебедевым. Хотя, возможно, предстоящий арест арестантов можно рассматривать как своеобразную подстраховку. А вдруг Ходорковский и Лебедев каким-то немыслимым способом смогут добиться условно-досрочного освобождения? Тогда их можно будет спокойно не выпускать из тюрьмы, объясняя это новым делом и новой вынесенной по нему мерой пресечения.
|