Официальная пропаганда не устает убеждать граждан России в том, что страна живет в основном на доходы от экспортно-сырьевых и околосырьевых ресурсов (нефть, газ, металлы, древесина, морепродукты).
Я утверждаю, что это ложь, и то, что создает такую иллюзию, является результатом манипуляций Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации. Валютно-финансовую политику, проводимую ими последние 5 лет, иначе как "аферой века" назвать нельзя.
Вот что происходит на самом деле. Возьмем для примера 2005 год. Экспорт России превысил 250 миллиардов долларов США. Владельцы этих средств — экспортеры — продали на внутреннем рынке около 220 миллиардов долларов за рубли по цене в среднем 27 рублей за один доллар США, в результате чего получили около 6 триллионов рублей. Если бы ЦБ РФ уже на протяжении последних 5 лет не вмешивался бы в процесс валютных торгов, валютный курс доллара складывался бы на свободной рыночной основе, он был бы значительно ниже 27 рублей за 1 доллар, и в 2005 году в среднем равнялся бы, например, 14 рублей за 1 доллар США. Экспортеры-сырьевики получили бы за проданную ими валюту не 6 триллионов рублей, а всего 3 триллиона. Для того, чтобы этого не произошло, ЦБ РФ регулярно проводит неконтролируемую российским обществом эмиссию, то есть печатает не обеспеченные товарами и услугами деньги и транжирит их на валютной бирже в качестве крупнейшего покупателя валюты.
Делается это в таком объеме, который обеспечивает, по меньшей мере, неослабление курса доллара США на валютном рынке. Например, в 2005 году ЦБ РФ пришлось для этого купить около 70 миллиардов долларов и заплатить за это около 2 триллионов рублей. Для этого понадобилось напечатать (эмитировать) порядка 1 триллиона рублей. Удержав валютный курс доллара на уровне 27 рублей, принудили всю страну покупать у сырьевиков доллары за двойную цену по сравнению с их рыночной ценой. То есть, помимо ЦБ РФ, население страны прямо или косвенно выкупило у сырьевиков еще 150 миллиардов долларов за 4 триллиона рублей, переплатив им таким образом 2 триллиона рублей. Заметим, что в покупке валюты участвуют не только те, кто непосредственно покупает валюту, но и практически все, когда оплачивают услуги и продукцию, при производстве которых были произведены валютные затраты. Например, закуплено импортное оборудование, ингредиенты, запчасти и т.д. Таким образом, в результате манипуляций ЦБ РФ экспортерам-сырьевикам в 2005 году было переплачено приблизительно 3 триллиона рублей.
Но это только половина беды. Кроме этого, цена на сырьевые и околосырьевые ресурсы внутри страны в этих условиях стремятся к уровню, в 2-3 раза превышающему тот, который должен был бы установиться на внутреннем рынке. Дело в том, что в условиях рыночной экономики одним из ограничителей цен на внутреннем рынке выступает цена аналогичного импортного товара. Например, если цемент в Болгарии стоит 50 долларов на 1 тонну при курсе доллара 14 рублей за 1 доллар, это бы составило 700 рублей за тонну цемента без учета транспортных расходов, импортной пошлины, налога на добавленную стоимость и прочих издержек, а вместе с ними, допустим, 1400 рублей за тонну, а при курсе доллара вдвое выше, соответственно, цена болгарского цемента на российском рынке с учетом заработка импортеров установится уже на уровне, превышающем 3000 рублей за тонну, что позволяет и отечественным производителям цемента предлагать его по цене 3000 рублей за тонну, что мы наблюдаем на практике. Более того, в силу некоторой специфики российского рынка (большие расстояния, искусственно поддерживаемый локальный монополизм, учет частных интересов закупщиков) бывает, что цена на тот же цемент может достигнуть в России и 4000 рублей за тонну.
Таким образом, в результате проводимой ЦБ РФ политики население на внутреннем рынке переплачивает сырьевикам в 2-3 раза, а то и в 4 раза. Причем люди часто этого не понимают, так как большую часть сырьевых или околосырьевых ресурсов они непосредственно не покупают. Поэтому в основном возмущаются ценами на автомобильный бензин. В то же время они значительно переплачивают за газ, электричество, минеральные удобрения и дизельное топливо при покупке продовольственных товаров, оплате коммунальных услуг. За авиакеросин при покупке авиабилетов, за целлюлозу при покупке книг, газет, бумажных изделий, за цемент и другие строительные материалы при покупке или строительстве жилья, за электричество при покупке железнодорожных билетов, за мазут и уголь при оплате за отопление и так далее.
В результате сложилась парадоксальная ситуация.
Если в мировом среднестатистическом продукте сырьевая составляющая не превышает 20% его стоимости, то в российском среднестатистическом продукте она порядка 50%. Это делает невозможной рентабельную работу перерабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства и многих производителей услуг. Предприятия разоряются, закрываются, люди теряют работу и заработки, производители — покупателей. Происходит разрушение, и даже обвал внутренней экономики, что ведет к деградации страны.
В результате на внутреннем рынке население переплачивает сырьевикам еще приблизительно 3 триллиона рублей, а значит, всего страна усилиями ЦБ РФ переплатила в 2005 году сырьевикам приблизительно 6 триллионов рублей, что составило более трети внутреннего валового продукта (ВВП) России за 2005 год.
После этого, собирая налоги из фактически подаренных сырьевикам всем населением страны 6 триллионов рублей, Минфин делает вид, что собирает эти налоги с результатов их деятельности и забирает у них, например, 4 триллиона рублей. Оставшиеся у сырьевиков "шальные" 2 триллиона рублей образуют их сверхприбыль и изображаются как результат их высокого предпринимательского искусства, а также якобы естественной выгодности деятельности в сырьедобывающих отраслях России.
Эти деньги практически в экономику не возвращаются, а рождают нездоровый бум лишь в некоторых отдельных точках экономики, таких, как фондовый рынок, рынок массовой недвижимости, что на самом деле лишь вредит экономике, так как создает в ней антирыночные перекосы.
В результате получается, что сырьевики, наносящие, в частности, огромный экологический ущерб стране, не только не платят никаких налогов, а наоборот, получают дотацию от изнывающего в безденежье, а часто просто в нищете, российского населения в размере приблизительно 6 триллионов рублей.
Еще 2 триллиона рублей Минфин РФ забирает в виде налогов и сборов у несырьевой России. То есть в 2005 году фактически собрали с населения страны 8 триллионов рублей, а изобразили дело так, что якобы со всей страны собрали всего лишь 2 триллиона рублей, а с сырьевиков 4 триллиона, и якобы они, сырьевики, кормят всю страну. Как это назвать по-другому, если не "аферой века"?!
В то же время А. Кудрин знает, что из полученных таким образом 6 триллионов рублей 1 триллион — это рубли, которые ЦБ напечатал позавчера, вчера их подарили сырьевикам, а сегодня забрали у них якобы в виде выплаченных ими налогов. Он понимает, что напечатанные и ничем не обеспеченные деньги пускать во внутреннюю экономику нельзя, ибо это вызовет высокую инфляцию. Однако сказать правду о происхождении этих денег населению и руководству страны не хочет. Поэтому выдумывает красивую сказку насчет заботы о будущем поколении, о том, что часть доходов, якобы полученных от продажи сырья на мировом рынке, надо сберечь для будущего развития и придумывает трюк с так называемым Стабилизационным фондом, приводя в пример Норвегию, где на самом деле Стабилизационный фонд имеет совсем другую природу. Эмиссионные деньги складывает в Стабилизационный фонд и заявляет, что деньги из него нельзя тратить на внутреннем рынке, с чем, конечно, можно согласиться, но не объясняет, что это просто эмиссионные деньги, предварительно пропущенные через покупку валюты у сырьевиков в вышеописанных целях. Предлагает тратить их лишь для покупки вновь валюты с последующей покупкой иностранных ценных бумаг, то есть опять использовать их для поддержания валютного курса иностранных валют, на российском рынке в 2-3 раза превышающим паритет покупательной способности (ППС) этих валют.
Разрушительные последствия для внутренней экономики и страны в целом такой валютно-финансовой политики описаны в работах "Валютный демпинг и его последствия" и "Состояние дел в агросреде — приговор экономической политике, проводимой в России". Таким образом, рубли в Стабилизационном фонде — это деньги-фантом. Их нет. А преподносится это населению страны и его руководству как значительный успех финансовой политики, проводимой лучшим министром финансов всех времен и народов А.Кудриным, сумевшим "сберечь на черный день" несколько триллионов рублей.
На самом деле, вышеописанным трюком в таком "Стабфонде" можно собрать любую сумму в рублях. Для этого надо напечатать, например, такое количество триллионов рублей, использование которых позволит поднять курс доллара до заранее заданного уровня, допустим, 114 рублей за доллар (при рыночном курсе 14 рублей), затем 100 рублей из каждых 114 забрать у продавцов валюты — сырьевиков — в виде якобы налогов с их суперсверхприбыльной деятельности, отложить в бюджет те же 4 триллиона рублей (из расчета 27-28 рублей за доллар), а остальные сложить в Стабилизационный фонд-фантом. Там окажется два десятка триллионов рублей, а искусственный курс валюты будет 114 рублей за доллар. Можно и больше, сколько закажете.
Ясно, что эти рубли, напечатанные вчера, тратить на внутреннем рынке нельзя, только на покупку валюты по курсу 114 рублей за доллар.
Ни о каких будущих поколениях Кудрин и не думает. Только об интересах сырьевиков. Попутно разрушает отечественное производство конечных продуктов высокой степени передела, и в лучшем случае за отечественное производство выдается упаковочно-сборочно-расфасовочное производство. То есть в выигрыше также импортеры или конечной импортной продукции, или близких к конечной продукции составляющих. Такая политика выгодна также банкирам, обслуживающим импорт и экспорт.
То есть построили экономику, выгодную экспортерам сырья, импортерам конечной продукции и банкирам. Перегнали в 2005 году 6 триллионов рублей из карманов 90% россиян на банковские счета 10%.
Попутно лишили будущее поколение и будущего Президента права на разумную эмиссионную политику — мощнейший инструмент государства, который должен очень аккуратно применяться в небольших объемах и использоваться в основном с целью перераспределения доходов в пользу малоимущих, в некоторых особых случаях — в инвестиционных целях или в критических ситуациях.
Даже право на такую разумную эмиссию А.Кудрин отнял у будущего поколения, напечатав рубли за много лет вперед.
|