Государственный бюджет России на 2007 год часто называют “бюджетом инвестиций в человека”. В нашем “человечном бюджете” на оборону заложено 821,1719 млрд. рублей (для сравнения: на образование — 277,7 млрд., социальную политику — 212 млрд., здравоохранение — 205,4 млрд.). Но военные все равно говорят — мало. Они любят повторять, что Россия тратит на оборону в 25 раз меньше, чем США. Однако при этом не вспоминают, что простые американцы знают, как и на что расходует Пентагон их деньги. У нас же большинство статей расходов Минобороны — тайна даже для депутатов Госдумы. Закрытость от общества создает в армии прекрасные возможности для коррупции и воровства. К примеру, на боевую подготовку в 2007 году выделено около 24 млрд. рублей. ЦИТАТА В ТЕМУ
“Хотите зарабатывать деньги — идите в бизнес. Хотите служить государству — живите на государственную плату”. Владимир ПУТИН, ноябрь 2006 года. Слова президента, обращенные к российским чиновникам, в полной мере можно отнести и к военным. Они тоже проявляют большую смекалку в совмещении бизнеса со службой Отечеству. Наша армия давно превратилась в страну непуганых коммерсантов — страну своих: свои воруют, своим платят откаты, свои своих проверяют… Информация обо всем этом от “своих” уходит крайне редко. Но все-таки случается. К примеру, как сейчас, когда в “МК” попали документы, показывающие, куда в руководстве Военно-воздушных сил уходят деньги, которые государство выделяет на боевую подготовку летчиков. Недавно в редакцию пришел человек, которого после моей статьи уволили из армии (“Поддельно-воздушные силы” от 10 октября 2006 года). В публикации говорилось, что полковник Олег Февралев с помощью поддельного диплома о высшем образовании получил должность начальника отдела международного военного сотрудничества ВВС. Во время проверки факт подтвердился, военная прокуратура завела уголовное дело за подлог. А потому предстоящий разговор с Февралевым меня совсем не радовал. Однако полковник меня удивил. Широко улыбаясь, он положил на стол коробку конфет и сказал: “Благодарю вас за то, что ваша статья заставила меня действовать”. Февралев утверждал, что копия фальшивого диплома о высшем образовании оказалась в его личном деле без его участия. И понадобилось она для того, чтобы избавиться от него как от ненужного свидетеля хищения государственных средств на сумму примерно в $2,5 млн. Доказательством его версии служили представленные документы. Из них было ясно, что на показательные выступления за границей пилотажных групп “Русские витязи” и “Стрижи” уходят немалые бюджетные средства, выделяемые на боевую подготовку. Причем приглашающая сторона эти деньги возвращает, но в бюджет Минобороны они не попадают, а рассовываются по карманам где-то в руководстве ВВС. Вот как это происходит… * * * “Основополагающие механизмы государственной службы, призванные предупреждать коррупцию среди чиновников, не работают”. Генпрокурор Юрий ЧАЙКА.
Все началось в 2003 году, когда в Центре показа авиатехники (ЦПАТ) ВВС в подмосковной Кубинке, где базируются наши прославленные авиагруппы “Русские витязи” и “Стрижи”, появился некий коммерсант. Это был директор частной фирмы, которая организует авиашоу и за очень большие деньги катает всех желающих на боевых самолетах. (Где он для этого берет эти боевые самолеты — тема отдельного разговора.) В данном случае коммерсант приглашал “Стрижей” и “Русских витязей” полетать на авиашоу “Аl-Аin-2004” в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Естественно, в условиях нынешнего дефицита топлива летчики предложению обрадовались. Но для таких полетов им требовался приказ главкома ВВС. Коммерсант отправился на переговоры в Главный штаб ВВС.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ЮРИСТА: “Участие в авиапоказах за рубежом летчиков ВС РФ осуществляется только в соответствии с планом военно-технического и международного военного сотрудничества Минобороны РФ. При этом заинтересованная сторона обязана взять на себя все расходы, связанные с перелетом и участием в показе российских пилотов и авиатехники. Все средства, полученные от устроителей, должны перечисляться на расчетный счет Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ”.
Авиашоу “Аl-Аin” не имело никакого отношения к военному сотрудничеству. В документах, направленных его организаторами в Главный штаб ВВС, сказано, что это “коммерческое мероприятие, и проводится оно в рамках чемпионата мира по спортивному пилотажу. Авиационные группы “Стрижи” и “Русские витязи” приглашаются нами для придания зрелищности данному мероприятию и не принимают участия в соревнованиях. Военно-воздушные силы ОАЭ не участвуют в организации авиашоу”. Фактически коммерческая фирма покупала наших боевых летчиков вместе с самолетами, чтобы те в арабской пустыне кому-то “придали зрелищности”. Но руководство ВВС пилотажников на шоу все же решило отправить. Дескать, пусть полетают, если дома их небом не балуют. К тому же коммерсант обещал оплатить все расходы. Вопрос оплаты был довольно щекотливым: военнослужащим заниматься коммерческой деятельностью запрещено. Придать расчетам законность предстояло полковнику Февралеву — на тот момент заместителю начальника отдела международного военного сотрудничества ВВС. Он предложил заключить договор, где для оплаты всех расходов ВВС будет указан счет Минобороны. И как только деньги на него поступят, летчики сразу же вылетят в Эмираты. У коммерсанта была другая идея. Ведь в документах авиашоу он проходил как “плательщик по договорам с ВВС зарубежных стран (в т.ч. с ВВС РФ)”, то есть получал все средства от Эмиратов. Предприниматель выдвинул свое предложение: расходы за границей он оплачивает сам, наличными, а деньги, которые военным потребуются на подготовку и перелет по России, в Минобороны перечислять не нужно. ВВС просто спишут их по статье “боевая подготовка”. Таким образом, на счету посредника могла “зависнуть” немаленькая сумма. По подсчетам ВВС, она составляла 4 млн. 299 тыс. 40 рублей. Основные расходы набегали за топливо, так как для доставки в Эмираты запасных двигателей, технического персонала и всевозможных сопровождающих нужен был еще транспортный “Ил-76”. Он керосина ест куда больше, чем истребители. Но тогда схема не сработала (она сработает позже). Как утверждает Февралев, он все же настоял, чтобы договор был заключен. В распоряжении “МК” этот документ есть. Для оплаты там действительно указан счет Минобороны. Но даже этот документ с юридической точки зрения выглядит небезупречно.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ЮРИСТА: “Федеральным законом категорически запрещено участие государственных структур, каковой является воинская часть, в заключении коммерческих сделок. В данном случае, подписывая договор, главком ВВС Михайлов ссылается на то, что заключил его на “основании доверенности министра обороны РФ от 25.03.2002 г. №205/2562”. Выходит, коммерческую сделку с фирмой, которая к тому же еще и зарегистрирована в офшоре на Кипре, главкома уполномочил совершить сам министр обороны? На самом деле это не так. В доверенности министра сказано, что он уполномочивает главкома ВВС заключать договоры только “по вопросам, отнесенным к компетенции главного командования ВВС”, коим данный договор не является”. * * * “Мы будем и дальше спокойно, но планомерно и целеустремленно повышать уровень боевой подготовки во всех частях и соединениях, видах и родах Вооруженных сил”. Министр обороны РФ Сергей ИВАНОВ.
Коммерческие хлопоты ВВС в 2003 году оказались напрасными. Полет в Аль-Айн не состоялся — не успели подписать все документы. Но история продолжилась летом 2004-го, когда в главкомате ВВС снова объявился коммерсант, приглашая полетать уже на “Аl-Аin-2005”. Условия он предлагал те же. По словам Февралева, разговора у них не получилось. Собеседник пообещал “найти на него управу”. Тем временем подготовка к “Аl-Аin–2005” уже началась. Готовить вылет главком ВВС поручил своему заму по авиации генералу Зелину (кстати, его многие считают протеже и преемником нынешнего главкома Михайлова). Теперь о договоре, где Минобороны — получатель денег, уже не вспоминали. Все расчеты с устроителями шоу оговаривал рабочий протокол, подписанный начальником отдела боевой подготовки управления авиации полковником Солодюком и замначальника отдела международного сотрудничества ВВС полковником Слепцовым.
В протоколе предусматривалась лишь оплата за часть перелета, начиная с территории Туркмении, другие средства для Минобороны должны были перечисляться “на представленный российской стороной банковский счет”. Какой именно — не говорилось. Интересно, что ни юристы, ни финансисты, ни специалисты управления международного военного сотрудничества Минобороны — никто не потребовал перед вылетом авиагрупп хоть каких-то документов, объясняющих, как урегулированы финансовые отношения ВВС с организаторами шоу. Может, не знали, что “Витязи” и “Стрижи” куда-то летят? Но распоряжение правительства на их вылет, подписанное Фрадковым, имелось. Его невозможно издать без ведома Минобороны.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ЮРИСТА: “Авиагруппы и боевая техника могут участвовать в показах за границей только по распоряжению Правительства РФ, которое издается по ходатайству Минобороны. Далее на основании распоряжения правительства и министра обороны Генштаб готовит свою директиву и направляет ее в ВВС. В ней расписывается весь порядок подготовки мероприятия. В первую очередь это касается финансовых расчетов, в том числе и за пролет над территорией РФ. Только на основании директивы Генштаба главком ВВС может отдавать свои внутренние приказы и распоряжения. В данном случае на вылет в ОАЭ директивы Генштаба не было”.
В январе 2005-го два “Су-27” из “Русских витязей” и два “МиГ-29” из “Стрижей”, сопровождающий их “Ан-26”, а также делегация ВВС на “Ил-76” (65 человек) отправились в Эмираты.
Директивой от 10.12.2004 г. главком ВВС Михайлов приказал перелет Кубинка—Астрахань—Ашхабад организовать “по плану боевой подготовки”. “К началу перелета для обеспечения заправки самолетов создать за счет текущих поставок ГСМ и cодержать сверх неприкосновенных запасов на аэродроме “Астрахань” 150 тонн авиационного керосина”.
150 тонн от Астрахани до Ашхабада, почти столько же — от Москвы до Астрахани, да обратно не меньше… По авиационным меркам — месяц полетов эскадрильи “Су-27”, или по 100 часов налета в год двум летчикам типа майора Троянова, который в 2005 году заблудился на “Су-27” и упал в Литве. Имей он в том году хоть часть керосина, который главком тогда “сосредоточил” в Астрахани, может, и не было бы международного скандала. За который его, боевого летчика с налетом 5 часов (!) в год, сначала сделали героем, потом преступником, а затем с позором уволили… * * * “В 2006 году улучшилось качество планирования летной подготовки. Средний налет летчика ВВС составил в минувшем году почти 40 часов, у молодежи он колеблется от 50 до 70 часов”. Главком ВВС Владимир МИХАЙЛОВ.
После успеха в Эмиратах в 2005 году бизнес на боевой подготовке был поставлен на поток. Условия и действующие лица оставались прежними. Но Февралев продолжал им мешать. 4 августа 2005 года он — к тому времени начальник отдела международного военного сотрудничества — подал рапорт главкому ВВС, где снова предлагал отказаться от услуг посредника-коммерсанта и работать напрямую с организаторами шоу в Эмиратах. Главком вроде бы согласился. На одном из документов, где изложена эта позиция, стоит его резолюция: “Согласен”.
— Но вдруг меня вызывает начальник главного штаба ВВС генерал Чельцов, — рассказывает Февралев, — и говорит, что у ФСБ на меня имеется серьезный компромат. Чельцов предложил мне уволиться. При этом, почти соболезнуя, повторял: “Олег, ты же понимаешь, в чем тут дело?” Поначалу Февралев сопротивлялся, но ему объяснили: тебе все равно уже здесь не служить — и он сдался.
…На днях, с 27 по 30 января, в Эмиратах в Аль-Айне снова пройдет авиашоу, куда для “придания зрелищности” полетят наши “Стрижи”. Кроме них туда планируют отправить еще и самолет ВВС “Ил-76МДК”, на котором готовят к полетам в невесомости космонавтов. Специалисты говорят, что он относится к экспериментальным и не имеет так называемого паспортно-экспортного облика (разрешения) для полетов за границу. Но в Интернете его уже рекламируют вовсю: “Впервые желающие смогут совершить полет в условиях невесомости… В России “поплавать” в воздухе стоит $10 тыс., и очередь желающих растянулась на год”.
Интересно, как планируется брать деньги за этот аттракцион? Поставят лейтенантика собирать наличные или научат его пропускать доллары через “военную кассу”? И как потом будут за них отчитываться? Если, конечно, будут… По слухам, в этом году на шоу в Эмираты пригласили даже министра обороны, а потому в ВВС попытались придать своему участию там максимальную законность: включить мероприятие в план Минобороны, получить приглашение от арабских военных… Только схема расчетов, по нашей информации, осталась прежней. Но министра в такие тонкости посвящать никто, конечно, не собирается. Подобная схема расчетов, как следует из документов, используется для расчетов не только с ОАЭ, но и с Китаем. В прошлом году пилотажники дважды летали в Китае: в марте на авиационном празднике “Орел Победы” в Чжанцзяцзе, а в ноябре — на авиасалоне “Airshow China-2006” в Чжухайе. Причем оба раза — по приглашению военного ведомства КНР и в соответствии с “планом мероприятий Минобороны РФ по развитию связей с армиями зарубежных государств на 2006 год”. Казалось бы, какие уж тут могут быть “схемы”? Оказывается, могут. Возьмем, к примеру, выставку “Airshow China-2006”. Участие в ней готовилось по такому же рабочему протоколу, который от российской стороны подписал все тот же полковник Солодюк. Там сказано, что КНР обещает компенсировать все расходы Минобороны РФ. Часть средств оплатить по прилету в Китай, часть — передать российским представителям. Остальные — в общей сложности более $400 тысяч за оформление лицензий, таможенных деклараций, страховку, топливо для перелета — КНР “переведет на представленный российской стороной банковский счет”.
Это должен быть, конечно же, валютный счет Минобороны, но деньги перевели на другой. Как это стало известно? Случайно. Когда ожидающий увольнения Февралев увидел текст рабочего протокола, пункт о безымянном счете его заинтересовал особенно. Полковник попытался выяснить, знает ли кто-нибудь из руководства ВВС о нем хоть какие-то подробности. От него все отмахивались: это не наше дело, всем занимается управление авиации.
Тогда Февралев позвонил в китайское посольство. И как человек, которого знают в аппарате военно-воздушного атташе, спросил: “Перечислены ли деньги за предстоящие полеты наших пилотажных групп в Чжухае?” Ему ответили: “Конечно”. Он попросил прислать по факсу копию этой платежки.
— Когда я ее увидел, чуть не свалился со стула! — горячится Февралев. — Вот смотрите: “счет-фактура”. Оплаченная сумма: $435 тысяч. Перевел: “Чайна Макао банк”. Оплатил: организатор “Airshow China”. А вот куда деньги поступили: Company “Flight Research Centrе”, Zhukovsky-2. То есть деньги Минобороны получила компания “Пилотажно-исследовательский центр”, образованная при Летно-исследовательском институте им. Громова в Жуковском?
Интересно, что в документах главкомата ВВС по подготовке к празднику “Орел Победы” (март 2006 года) этот центр уже мелькал. Глава центра — заслуженный летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур — тогда обращался к главкому ВВС с просьбой о “выделении танкера-заправщика “Ил-78” №34 с летным и техническим экипажем для обеспечения беспосадочного перелета самолета “Су-30” и совместного участия в авиационном празднике “Победа-Орел-2006”.
Резолюция Михайлова на его просьбе: “Согласен. Оформить установленным порядком”. Каким — не уточняется. Но вряд ли за деньги. Возможно, за аренду танкера ему пришлось расплатиться “арендой” своего расчетного счета? Что ж, заслуженного летчика в этом винить трудно, по роду своей работы он зависим от ВВС, так что услуга за услугу. Наши источники в главкомате ВВС рассказывают, что когда Февралев доложил главкому об этом интересном платеже, тот сразу пригласил опального полковника к себе домой, где пару часов расспрашивал, что тому еще известно об этом деле. На следующий день в кабинете генерала сидел уже Квочур. Что они обсуждали, никто не знает. Свидетелей не было. Говорят, главком даже распорядился провести внутреннее расследование. Его провели. А результаты засекретили.
* * * …На днях состоится суд над Февралевым. Будет слушаться дело о его липовом дипломе. Главком ВВС проходит по делу как свидетель. Но на этом суде его точно не спросят, куда делись $2,5 миллиона, выделенные на участие наших летчиков в четырех авиашоу в Эмиратах и Китае.
Почти в это же время “Стрижи” начнут свои триумфальные выступления на шоу “Аl-Аin-2007”. И мы, конечно же, снова будем ими гордиться. И не станем вспоминать ни о конфузе майора Троянова, ни о гибели двух экипажей вертолетов “Ми-24” на учениях под Уссурийском, ни о майоре Гусеве, разбившемся на “МиГ-29” под Тверью… Все это — частные случаи. Правило — вот оно: наши прекрасные пилотажники — вершина боевой подготовки и коммерческой мощи Военно-воздушных сил России!
|