— В связи с ростом мировых цен на нефть мы испытываем повышение цен на внутреннем рынке, — высказался однажды министр финансов России Алексей Кудрин, объясняя, почему автомобилистам в нефтедобывающей стране жить становится все труднее. Да и другие министры не отстали от главы Минфина, растолковывая неразумным россиянам, что наша экономика встроена уже в мировую и следует в ее фарватере. Следуя этой логике, можно было ожидать, что когда мировые цены на “черное золото” поползут вниз, похожая картина начнется и на отечественных АЗС. А вот вам фиг, дорогие россияне! За прошедший год розничные цены на бензин, по официальным данным Росстата, выросли на 10,9%. При этом, как ни странно, нефть на мировых рынках стоит сейчас дешевле, чем год назад. Если 20 января 2006-го стоимость “нефтяной корзины” ОПЕК была зафиксирована на уровне 60,39 доллара за баррель, то 19 января нынешнего года тот же баррель стоил уже 48,2 “зеленого”. С исторического максимума нефтебочки ($78,4) прошло уже почти полгода. Последний месяц нефть марки Brent редко когда выползает выше 52 долларов (падение от максимума составило около 34%), а за наше отечественное “черное золото” марки Urals вообще больше 46—47 баксов не дают. Но на российских АЗС все ценники застыли практически на самой высшей точке. Как сообщает тот же всезнающий Росстат, “потребительские цены на автомобильный бензин в период с 26 декабря 2006 года по 9 января 2007 года в среднем по России не изменились”. А стоимость АИ-95 по России составила (опять же средняя) 20 рублей 15 копеек за литр. Получается, что логика про мировую экономику работает только в одну сторону, когда надо обосновать повышение. А в обратную — буксует. Иного, уважаемые, и быть не может, когда не действуют ни рыночные, ни административные рычаги. Ведь рынка как такового, подразумевающего конкуренцию и борьбу за потребителя, в этом секторе как не было, так и нет. Несколько нефтяных монстров выстроили вертикально интегрированные структуры, включающие в себя не только добычу, но и переработку нефти, и собственные сети автозаправок, поделили между собой территорию России и не собираются отказываться от прибыли. Более того, не исключен вариант, что в нынешней ситуации бензин на отечественных АЗС вскоре может опять начать дорожать. Ведь полгода назад, когда тонна нефти Urals продавалась за рубеж по 450—480 долларов за тонну, нефтяники платили 216,4 доллара экспортной пошлины за тонну. Сейчас, при стоимости тонны нефти 310—340 долларов, экспортная пошлина взимается в размере 180,7 доллара. Что называется, почувствуйте разницу в 130 долларов с каждой тонны. Где им еще компенсировать недополученную прибыль, как не в розничном секторе на внутреннем рынке. Между прочим, с февраля экспортная пошлина понизится очень незначительно: с нынешних 180,7 доллара за тонну до 179,7. Всего-то на доллар. А стоимость нефти вряд ли поднимется настолько, чтобы компенсировать нефтяным компаниям упущенную, по их мнению, прибыль. Если вообще поднимется, а не продолжит падение. Предвижу возражения, что в Европе бензин также не дешевеет. Но в Европе и нефть не добывают, а покупают и углеводороды, и производные из них нефтепродукты. А вот в США бензин, как только цены на “черное золото” пошли на спад, тут же стал дешеветь. И не стоит уповать на правительство. Нынешнее падение цен на нефть уже сильно огорчает правительство, которое только будет радо, если сможет пополнить госказну вместо усыхающего потока нефтедолларов деньгами из других источников. Ведь из 20 рублей с каждого проданного литра АИ-95 примерно 11 поступает государству в виде налогов, акцизов и прочих сборов. А с 25 рублей поступать будет гораздо больше. Если учесть, что в стране за год производится порядка 33—35 млн. тонн бензина и свыше 62 млн. тонн дизельного топлива, цифры получаются очень неплохие. У россиян осталась только одна надежда. Нынешний год — выборный. Однозначно состоятся выборы в парламент. А говорят, могут пройти и досрочные выборы президента. И потому еще есть надежда, что если нефтяники все-таки осмелятся обнаглеть, то власть попытается их приструнить, чтобы не потерять электорат. Но все может пойти и по другому сценарию. В Кремле и Белом доме могут решить, что раз уж мы “схавали” (и не раз) сказочку про мировую экономику, то и на этот раз проглотим по привычке либо ее (если цены на нефть поднимутся), либо другую легенду. И не станут препятствовать нефтяникам, пополняющим казну звонкой монетой.
|