Вчера на официальном сайте Генпрокуратуры появился не сам документ, а его короткое изложение. В частности, сказано, что в ФТС, вопреки требованиям законов, справки о соблюдении ограничений, связанных со службой, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2005 год не представлены свыше 100 государственными служащими, сотрудниками таможенных органов. В ФТС, отмечает Генпрокуратура, не проводился конкурсный отбор служащих при поступлении на государственную службу, нарушаются предъявляемые законом квалификационные требования по уровню образования или стажу работы. Более того, на протяжении ряда лет в ФТС существовала система оказания материальной помощи сотрудникам службы от негосударственного фонда. Органы ФТС проводили юбилейные мероприятия за счет негосударственных учреждений. Установлено, что учредители этих негосударственных структур получили значительный приоритет в своей деятельности (надо думать, в коммерческой).
Если вдуматься, нарушения более чем серьезные. Кто ответит за них? Ляжет ли вина за сложившуюся ситуацию на нынешнее руководство ФТС? В Управлении по общественным связям Генпрокуратуры корреспонденту «НГ» порекомендовали «сформулировать все вопросы в письменном виде и направить для рассмотрения».
Надо полагать, что прокурорские кары не коснутся сегодняшнего главы ФТС Андрея Бельянинова, который принял должность в мае 2006 года. Генпрокуратура это подтверждает одной строкой официального сообщения: «Это стало возможно из-за попустительства прежнего руководства ФТС, отсутствия надлежащего контроля за деятельностью таможенных органов».
Как восприняли представление в самой ФТС? Какие меры последуют по исправлению этих весьма и весьма серьезных недостатков? В какие сроки таможенное ведомство обязано доложить об исполнении? «Как я понимаю, приказ, возможно, издадут. Может, сделаем свою проверку, а может, просто будет дано указание начальникам на совещании, – высказала свои предположения корреспонденту «НГ» не пожелавшая назваться сотрудница пресс-службы ФТС. – И про сроки не могу точно сказать».
Так совпало, что вчера же появились сообщения о том, что в громком уголовном деле по «Трем китам», имеющем прямое отношение к таможенным органам, появились три новых фигуранта – бывший начальник региональной сети банка «Центрокредит» Анатолий Мельничук, руководитель автотранспортной компании Валерий Беляков и глава латвийской фирмы «ФМ-групп» Павел Поляков. Так как в Генпрокуратуре устно отвечать на наши вопросы отказались, корреспондент «НГ» попросил прокомментировать эту информацию следователя по особо важным делам Следственного комитета при МВД России Павла Зайцева, который в свое время начинал дело «Трех китов». «Из этих трех фигурантов я знаю только Полякова, – сказал он. – В 2000 году мы проверяли его на причастность к контрабанде, но не могли сказать, кем он станет в будущем – подозреваемым или просто свидетелем».
На вопрос, почему все новые фигуранты этого дела – люди из коммерческих структур и нет никого из таможенных органов, хотя очевидно, что без покровительства в таможенных органах они мало бы что смогли сделать, Павел Зайцев ответил так: «Конечно, инспектора ГТК на невысоком уровне, то есть работающие «на земле», были задействованы в этих схемах и получали небольшую мзду. Но они не основные фигуранты. Не они организаторы этих афер, и их если и можно привлечь к ответственности, то только как соучастников. Истинных организаторов, боюсь, установить и привлечь к ответственности будет вряд ли возможно». На вопрос, не поступало ли ему предложений подключиться к расследованию этого дела, Павел Зайцев ответил со скептической усмешкой: «Пока нет».
|