Генпрокуратура взялась за "Газпром". Арестованы первый зампред правления "Газпрома", председатель совета директоров "Сибура" Вячеслав Шеремет, глава "Сибура" Яков Голдовский и вице-президент компании по правовым вопросам Евгений Кошиц. Допрашивали бывшего председателя правления Рема Вяхирева. Возбуждено уголовное дело "по признакам преступления, предусмотренного статьей 201 УК РФ - злоупотребление полномочиями". По версии Генпрокуратуры, в нее обратились сами руководители концерна и пожаловались на действия некой "группы лиц", которые увели из "Газпрома" активы на общую сумму 2,6 миллиарда рублей. Генпрокуратура провела "неотложные следственные действия", в том числе обыски в дочерних структурах и аресты. Имена арестованных полдня оставались тайной, поскольку Генпрокуратура хранила глухое молчание, а когда произошла утечка информации о том, что арестовано руководство "Сибура", в Генпрокуратуре нашему корреспонденту Наталье Козловой отказались как подтвердить, так и опровергнуть этот факт, и вообще воздержались от комментариев.
Припомнив активность, которую совсем недавно проявляла Счетная палата (так, "дело МПС" закончилось отставкой министра Николая Аксененко), мы позвонили туда. От сотрудников пресс-службы этого ведомства узнали, что "в Счетной палате нет никакой информации по данному делу".
Звонок - в пресс-службу "Газпрома". И новая сенсация. Как нам сообщили в концерне, "Газпром" не обращался в Генпрокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела. "Мы можем вам официально заявить, что у нас не было ни письменных, ни устных просьб в правоохранительные органы. В то же время "Газпром" неоднократно информировал правоохранительные органы о ситуации в концерне, поскольку не секрет, что назначение Алексея Миллера было вызвано желанием навести порядок с финансовыми потоками". Как подчеркнули и в пресс-службе, "мы разбираемся и продолжаем разбираться с теми активами, которые выводились или будут выводиться, и Генпрокуратура была в курсе мероприятий, которые проводились в "Сибуре".
Впрочем, как акцентируют в "Газпроме", речь идет не только о "Сибуре", но вообще об отношениях с дочерними предприятиями. Как сообщили нам наши источники в "Газпроме", просившие на них не ссылаться, дела приходится распутывать очень сложные - "сами понимаете, газовая отрасль" - и речь идет об "астрономических суммах", так что интерес Генпрокуратуры к результатам внутреннего расследования "нормален и уместен". Тем более что "до ясности еще далеко" и добиться прозрачности финансовых потоков "Газпрому" удастся не скоро. По мнению нашего источника, "это дело довольно долгое, и ответа, что же на самом деле происходило в "Газпроме", какие деньги исчезли, - нет в том числе в самих правоохранительных органах, поскольку при уводе активов использовались многоходовые схемы, а их невозможно распутать в короткие сроки". Пока же никаких обысков в центральном офисе "Газпрома" не было.
Имя "Сибура", одного из дочерних предприятий "Газпрома", всплыло не случайно: "Сибур" был в центре внимания правоохранительных органов уже давно, а накануне, во вторник, сотрудники Генпрокуратуры провели обыски в главном офисе компании. Но чем они закончились, осталось неясным: документов не изымали, обвинений никому не предъявили. А вчера должно было состояться собрание акционеров "Сибура", на котором, по данным агентств, "Газпром" должен был получить условное большинство в совете директоров своей "дочки". Интересно, что, по неофициальным заявлениям менеджеров и "матери", и ее "отпрыска", собрание должно было состояться при любом раскладе. И все же не состоялось: подвел кворум, точнее, его отсутствие, поскольку крупнейшие акционеры "Сибура", в том числе "Газпром", на него не приехали.
Как сообщается в распространенном "Газпромом" пресс-релизе, "необходимо дополнительное время для более детального согласования новой редакции устава АК "Сибур" и приведение его в соответствие с новой редакцией Федерального закона "Об акционерных обществах". В "Газпроме" настаивают, что нужно провести реструктуризацию долгов "Сибура" перед "матерью" и что "Газпром" намерен сохранить в "Сибуре" контрольный пакет акций.
Итак, очевидно, что вчерашнее сенсационное заявление Генпрокуратуры - не некий случайный всплеск активности "силовиков", а следствие долгой и кропотливой работы по поиску уплывших денег.
|