Кража из Эрмитажа, как утверждают источники в правоохранительных органах, раскрыта. Но остается немало загадок. Главная из них: из двухсот с лишним похищенных предметов больше десятка — подделки. Если к хищениям действительно была причастна покойная хранительница фонда, то зачем понадобилось их красть? И как вообще фальшивки попали в хранилище? Журналисты “МК” попытались разобраться. В списке украденного на сайте Эрмитажа больше десятка предметов официально названы подделками. Просто “под старину” или под Фаберже. Причем некоторые безделушки родом аж из 1980-х годов. Например, фигурка дворника из полудрагоценных камней — ну кому нужно такое сокровище? А чего стоит лягушка со стеклянными глазками! Или носорог из крокоделита с лейкосапфирами — попросту синтетическими камнями... Откуда в фондах Эрмитажа такой “мусор”? Один из самых известных питерских антикваров в разговоре с нами предположил, что это может быть таможенный конфискат. Изымут на таможне контрабанду — и отдают в музей. Ну а что не взять, пусть лежит. Или станет когда-нибудь экспонатом выставки фальшивок. Мы нашли подтверждения этой версии: например, по свидетельству сотрудников музея “Московский Кремль”, таможня, МВД и тогда еще КГБ передавали в коллекции конфискованные подделки. А в Государственном историческом музее, к примеру, хранится яйцо “Фальшберже”, которое туда в начале 80-х отдали таможенники. Поток фальшивок везли из СССР и в этот период, и раньше — в шестидесятых. В 1969 году было целое дело “мастеров-преступников”, по которому арестовали 15 человек и дали им немаленькие сроки — скажем, некоего Николаевского осудили на 6 лет лагерей. Теперь Фаберже вовсю подделывают в Нью-Йорке. Говорили, что олигарх Вексельберг тоже стал жертвой мошенников: якобы одно из купленных им яиц оказалось “дутым”. Самая благодатная почва для фальсификаторов — каменные фигурки (как раз такие увели из Эрмитажа). На них не ставились клейма. В фондах музеев Кремля есть симпатичный конь из обсидиана с золотом и самоцветами. Но, как выяснилось, сделали его не у Фаберже. Автор — советский ювелир Монастырский! Его подпольная фирма работала в Ленинграде, а официально ювелиры трудились... в объединении “Русские самоцветы”. Странному выбору преступников может быть несколько объяснений. Первая версия: по крайней мере один из них был далек от искусства и антикварного рынка. Версия вторая: если воры сдавали украденное в ломбарды, то похищать подделки, которые вряд ли вызвали бы подозрение, им было действительно выгодно. Ведь драгметаллы и камни в любом случае чего-то стоят... КАКУЮ “ФАЛЬШЬ” ВЫНЕСЛИ ИЗ ФОНДОВ 160. Тарелка серебряная, позолоченная, декорирована цветной эмалью, в центральном медальоне — птица, смотрящая влево. Подделка под XIX в., имеются фальшивые клейма. 161. Тарелка серебряная, позолоченная, декорирована цветной эмалью, в центральном медальоне — птица, смотрящая вправо. Подделка под XIX в., имеются фальшивые клейма. 162. Кубок серебряный, позолоченный, по всей поверхности украшен разноцветной эмалью. Подделка под XIX в., имеются фальшивые клейма. 164. Яйцо пасхальное, серебряное, по всей поверхности украшено цветной расписной эмалью. Подделка под XIX в., имеются фальшивые клейма. 165. Фигурка лягушки из зеленой яшмы с глазками из стекол, во рту золотая стрела с 18 лейкосапфирами и эмалью. Подделка под Фаберже, имеются фальшивые клейма. 166. Фигурка носорога из крокоделита, глаза — лейкосапфиры. Подделка под Фаберже. 167. Фигурка медведя из обсидиана, играющего на золотом с эмалью барабане; глаза, украшение цепочки и барабана — лейкосапфиры. Подделка под Фаберже. 168. Фигурка сидящей на подушке обезьяны с половником в руках; из полудрагоценных камней. Подделка под Фаберже. 180. Фигурка тюленя из яшмы с глазами из красных камней. Подделка под Фаберже. 1980-е гг. 181. Фигурка дворника из полудрагоценных камней. Подделка под Фаберже. 1980-е гг. 182. Фигурка сидящего мопса из халцедона с глазами из камней белого цвета, в ошейнике, декорированном черной эмалью. Подделка, 1980-е гг. 183. Фигурка сидящей обезьяны из халцедона с глазами из бесцветных камней, в футляре. Подделка под Фаберже, 1980-е гг.
|