Мультимиллиардер Олег Дерипаска и алюминиевый магнат 90-х Михаил Черной были партнерами 10 лет, а теперь они заклятые враги. Черной утверждает, что Дерипаска должен ему $3 млрд и грозится отсудить у него до 40% акций “Русала”. Дерипаска же долг не признает и называет претензии бывшего партнера “вымогательством”. Бизнес Черного в России начался в 1990-х с торговли углем. Впоследствии, когда он и его брат Лев стали заниматься металлами, среди их партнеров в 1994 г. появился владелец торговой компании “Алюминпродукт” Олег Дерипаска. Они стали соучредителями “Сибирского алюминия” (“Сибал”), который владел Саянским алюминиевым заводом, Самарским метзаводом, “Саянской фольгой” и проч. Но в конце 1990-х братья Черные решили разделить совместные активы, что вызвало большой передел в алюминиевой отрасли. В результате контроль над двумя заводами — Красноярским и Братским — достался Роману Абрамовичу, но уже в 2000 г. все предприятия снова были объединены в новом холдинге “Русский алюминий”, управлять которым стал Дерипаска. Сам Черной в интервью “Ведомостям” признался, что был против этого проекта, но “решение принимал Олег”. В том же интервью он охарактеризовал Дерипаску как надежного партнера, которому он доверяет.
А в марте 2001 г. они оба подтвердили “Ведомостям”, что Черной выходит из бизнеса и продает все свои акции Дерипаске. “Договор действует до 2003 г., — говорил тогда Черной, — <...> теперь ему остается заплатить по этой сделке. Если сделка не будет оплачена по оговоренным условиям, акции вернутся ко мне обратно”. Действительно, 10 марта 2001 г. партнеры подписали соглашение (его копия есть в распоряжении “Ведомостей”) о том, что Черной продаст 17,5% акций компании “Сибал” Дерипаске по предварительной цене $100 млн, но покупатель погасит задолженность “Сибала” в $150 млн перед компанией Черного Bluezwed. Стороны сразу же подписали и дополнение о том, что Дерипаска “должен в течение трех лет с момента начала исполнения (но не позднее пяти лет) после полного исполнения настоящего соглашения начать реализовывать акции компании "Русский алюминий" третьим лицам”, Дерипаска уплачивает Черному “сумму, равную (Z*20 — $250 000 000), где Z — стоимость 1% акций “Русала”. Уже в 2002 г. Дерипаска заявил “Ведомостям”, что он является единоличным владельцем “Базэла” (бывший “Сибирский алюминий”). Черной же, по его словам, “был акционером Саянского алюминиевого завода, "Русский алюминий" уже выкупил у него акции”.
Ему перечислили только $250 млн по основному соглашению, уверяет теперь Черной, но за акции “Русала” Дерипаска не расплатился. В мае этого года к владельцу “Базового элемента” обратился адвокат израильского бизнесмена: “После выполнения Вами первой фазы договора Вы неоднократно встречались с г-ном Черным для обсуждения вопроса о выполнении Ваших обязательств по отношению к нему согласно Приложению 1. <...> На этих встречах Вы заверили г-на Черного, что выполнение Ваших обязательств является только делом времени и что Вы ищете наиболее приемлемые способы их выполнения”. Письмо заканчивалось просьбой “начать выплаты долга г-ну Черному” в размере $3 млрд.
Дерипаска передал “Ведомостям” через своего представителя, что получил такое письмо и считает его “вымогательством”, подчеркнув, что такие письма с вымогательствами приходят к нему от разных людей почти каждый день. Сейчас юристы изучают письмо адвоката Черного, сказал собеседник “Ведомостей”. Дерипаска также передал, что не должен Черному ничего, но ответ на вопрос, подписывал ли он такие соглашения, “Ведомости” не получили.
“Грабитель не может называть ограбленного вымогателем, — говорит на это Черной. — Мы докажем правду в суде, работа по подготовке иска уже идет”. Он сказал, что рассматривает возможность потребовать даже 40% акций “Русала” или их денежную стоимость на том основании, что Дерипаска распоряжался прибылью “Русала” и на нее выкупал акции компании у Абрамовича. “Дерипаска скрывал и уговаривал меня скрывать, что у меня есть права на 20% акций "Русала". Но теперь все кредиторы, потенциальные покупатели акций и еврооблигаций "Русала" или "Базэла" должны знать: Дерипаска не рассчитался по своим обязательствам перед бывшими партнерами, по всей видимости, не собирается этого делать, поэтому компании грозят судебные разбирательства”, — заявил он. Представитель Дерипаски не стал это комментировать. А IFC и ЕБРР, кредитующие проекты “Русала”, в совместном заявлении сообщили, что “будут внимательно следить за развитием ситуации”.
“Черной был учителем Дерипаски, что выросло — то выросло, по-человечески мне жалко Черного, — сказал знакомый с ними предприниматель. — Если у него есть доказательства, он пойдет в суд”. Дерипаске не впервой судиться с бывшими владельцами алюминиевых заводов. В 2000 г. он и Черной были соответчиками по иску, поданному в нью-йоркский суд структурами бывших владельцев Новокузнецкого алюминиевого завода. Дело на $2,7 млрд закончилось мировым соглашением. Партнер юридической компании Marks & Sokolov Сергей Соколов, представлявший в том деле интересы истцов, считает, что с соглашениями, подписанными Дерипаской и Черным, можно идти в суд. По его мнению, если Черной докажет, что Дерипаска рассчитался с ним по первой части соглашения, это значит, что и дополнение обязательно к исполнению.
|