Резонансным стал шестой (он же 34-й) внеочередной съезд украинских коммунистов, который прошел в субботу в Киеве. Сперва ничего необычного на съезде не происходило. Но ровно до тех пор, пока второй секретарь Адам Мартынюк не начал зачитывать самый главный документ — список кандидатов, которых партия делегирует в парламент по партийному списку. Под номером десять был предложен легендарный футболист Олег Блохин. Также в десятку вошел экс-спикер Александр Ткаченко. А вот под номером двадцатым в списке неожиданно оказался генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько. 217 делегатов согласились с аргументами лидера КПУ Петра Симоненко, что Потебенько присущи профессионализм, мужество и честность, и кандидатуру генпрокурора поддержали.
На следующий день служба новостей одного из украинских телеканалов сообщила, что Леонид Кучма освободил Потебенько от занимаемой должности, а исполняющим обязанности назначил прокурора Киева Юрия Гайсинского. Однако официально эта информация пока не подтверждена.
Но в любом случае, включение Потебенько в список коммунистов добавило неразберихи в и без того непростую предвыборную ситуацию на Украине. Шансов на то, что парламент до выборов утвердит кандидатуру нового Генпрокурора, практически нет. Исполняющий обязанности — есть исполняющий обязанности, а это значит, что эффективность работы прокуратуры фактически сходит на нет. Хотя с другой стороны, именно в предвыборный период такая правовая неразбериха может быть крайне выгодна определенным политическим силам. Но даже если Кучма и не уволит генпрокурора, то он на предвыборный период, по логике, должен уйти в отпуск, что фактически создает ту же самую коллизию. Но в играх вокруг Генпрокурора есть еще один небезынтересный момент. Несмотря на заявления лидера украинских коммунистов о высоких моральных качествах номера двадцать, у очень многих граждан Украины (в том числе и коммунистов) есть основания ставить сие под сомнение. За время нахождения Потебенько во главе генпрокуратуры не было раскрыто ни одно резонансное дело. Украина упорно остается в числе наиболее коррумпированных стран мира.
Помимо этого, можно отдельно отметить “активное участие” Михаила Потебенько в “кассетном скандале” и деле Гонгадзе. Правда, в отличие от экс-министра внутренних дел Кравченко и главы СБУ Деркача, потерявших свои посты после этих скандалов, Потебенько устоял. Но исключительно благодаря коммунистам, которые поддержали его при парламентском голосовании за отставку генпрокурора. Получается парадокс. С одной стороны, коммунисты последовательно борются с ненавистным режимом Кучмы, с другой — поддерживают главного защитника и охранника этого режима. Маловероятно, что Леонид Кучма, который не менее последовательно строил свои программы именно на угрозе коммунистического реванша, просмотрел вражеского агента в своем лагере. Судя по всему, все гораздо проще. И мягкое вхождение Михаила Потебенько в партийный список — это просто дополнительная иллюстрация, подтверждающая наличие определенных договоренностей между КПУ и президентом. И теперь дальнейшее развитие событий должно пойти по вполне предсказуемому сценарию. Во время выборов КПУ смягчает критику действующей власти, перенеся акценты на новые компартии, которые также будут идти в парламент, пытаясь втянуть электорат в борьбу с раскольниками. Не исключено, что взамен Кучма даст коммунистам возможность попасть в эфир и на страницы печатных СМИ (что одновременно явится подтверждением истинной демократичности украинских выборов в глазах Запада). Коммунисты берут свои 120 мест в будущем парламенте, что в сочетании с пропрезидентскими силами должно обеспечить Кучме прохождение нужных законопроектов, включая имплементацию результатов референдума, а также составит противовес тем противникам президента, которые в парламент все же пройдут. Дело за малым - дождаться результатов выборов, которые назначены на 31 марта.
|