Знакомьтесь: Юрий Александрович Гайсинский, в узких кругах известен как "Гайс". 1 января 1947 года рождения. Государственный советник юстиции 1-го класса. Член Международной ассоциации прокуроров. Автор ряда книг о борьбе с преступностью и коррупцией. Закончил Харьковский юридический институт. Избирался народным депутатом в первый "перестроечный" состав украинского парламента. Возглавлял временную комиссию Верховной Рады по расследованию событий августа 1991-го в Украине. Зачитывал на заседании Президиума ВР проект Указа про запрет деятельности КПУ. С января 1992 по октябрь 1993 - замгенпрокурора Украины. В 1994-2000 годы - адвокат, директор фирмы "Корда". В начале 2000-го вернулся из адвокатов в прокуроры. Ныне Гайсинский - прокурор Киева и заместитель Генпрокурора Украины. Общительный человек, способный "обаять", что способствует налаживанию деловых связей. Близок со многими влиятельными персонами украинского истэблишмента. Ближайшие связи: Волков, Пресман, Суркис.
Гайсинский-прокурор
Вершина прокурорской биографии Гайсинского - должность первого зама Генпрокурора Украины образца 1992-93 годов, куда он был приглашен тогдашним "генеральным" Виктором Шишкиным. Правда, тот же Шишкин и снял "Гайса" через год и девять месяцев - "за неэтичное поведение". Гайсинский был замечен в нелицеприятных комбинациях с государственными квартирами и учредительством родственников в банках (с получением весьма ощутимых дивидендов). Над Гайсинским зависла угроза судебного разбирательства. В те времена "разгула демократии" прокуратура не успела еще превратиться в "служанку правящего класса" - угроза "посадки" даже для птицы такого высокого полета была вполне реальной. Но через Верховный Совет удалось протащить решение, исходя из которого уголовное дело против нардепа мог возбуждать только Генпрокурор, в то время, как Шишкин, вынесший постановление по возбуждению дела, был и.о. И хотя закон обратной силы не имеет... Можно только догадываться чего стоило это решение Гайсинскому.
О тех временах Юрий Гайсинский вспоминать не любит. Но утверждает, что ничего не забыл. С Шишкиным отношений не поддерживает и считает, что все ответы на обвинения в его адрес даны нардепом трех созывов Алексеем Шеховцовым, выпустившим в 1997 году книжку "Антимафия в законе" -толстенное, богатое такое издание, выход в свет которого был профинансирован коммерческой структурой Юрия Гайсинского. В то время немало крови попил Гайсинскому нардеп и бессменный борец с коррупционерами высшего разряда Григорий Омельченко, который заявляет что является руководителем некой загадочной организации "Антимафия". Последняя весьма активно работала по Гайсинскому в 1997 году. Собственно, в книжке Шеховцова предпринята попытка опровергнуть материалы "Антимафии" и нанести удар по имиджу Омельченко.
В свой первый период работы на должности замгенерального Гайсинский пользовался в криминальных кругах репутацией человека, который может решать вопросы любой сложности - вплоть до утери материалов уголовного дела.
Гайсинский-адвокат
После увольнения из генпрокуратуры Гайсинский занялся активной адвокатской практикой. Его профессиональные качества коллеги оценивают не очень высоко. Главный козырь Гайсинского - разветвленные политические связи и доверительные отношения с представителями правоохранительных органов. Окружение отмечает гипертрофированную любовь Юрия Александровича к деньгам.
По просьбе Леонида Кравчука Гайсинский участвовал в защите руководителя Черноморского морского пароходства "Бласко". Напомним: афера с "Бласко", прокрученая по инициативе Кравчука привела к тому, что Украина лишилась мощнейшего высокоприбыльного морского пароходства. Руководитель пароходства Кудюкин попал на нары, Кравчук прошел "между капельками".
В адвокатской биографии Гайсинского есть еще не мало ярких страниц. В частности, защита "политического узника" Михаила Бродского. Президента концерна "Денди" Бродского задержали в марте 1998 года по подозрению в незаконных операциях с недвижимостью. Около месяца тот провел в следственном изоляторе СБУ, и был освобожден лишь после избрания народным депутатом как лицо, получившее депутатскую неприкосновенность.
Особой популярностью адвокат гайсинский пользовался у авторитетов преступного мира, оказавшихся в щекотливом положении. Юрий Александрович доблестно защищал лидеров мощнейших столичных ОПГ. Виктор Авдышев с его помощью был освобожден под подписку о невыезде - якобы для того, чтобы отправиться на похороны матери. Сотрудники милиции, которые готовили Авдышева к "посадке", взялись сопроводить мафиози на родину, чтобы без эксцессов возвратить его в зал суда. Но Авдышеву "поверили", сопровождение не приставили, после чего тот скрылся. Вскоре Авдышев был арестован в Азербайджане. На запрос украинской прокуратуры о выдаче беглеца последовал отказ на том основании, что им было совершено преступление на азербайджанской территории. По сведениям из разных источников освобождение Авдышева стоило от 300 до 800 тысяч долларов. Гайсинский защищал также мафиози первой величины Бориса и Теймураза Савлоховых - первый нынче осужден, второй расстрелян. Весьма результативной оказалась адвокатская работа Гайсинского по защите лидера ОПГ Сергея Стащенко (кличка "Стас"). Его освобождение обошлось в 100 тысяч долларов, которые были переданы Пресманом, одним из отцов-основателей скандально известного потребительского общества "Меркурий". После того как не состоявшийся депутат Юфа убыл в Израиль, а третий "меркуриевец" Габович решил делать единоличный бизнес, Пресман ударился в игорно-ресторанный бизнес, но по-прежнему близок с "братвой".
После освобождения из СИЗО одного из лидеров ОПГ "Стаса", которого опекал Пресман (это он оплачивал услуги Гайсинского), у "стасовца" обострились отношения с начальником службы безопасности АКБ "Геосантрис" Кирилиным. По словам самого Стащенко, руководитель банковской охраны задолжал группировке приличную сумму, но возвращать ее не желал. Кирилина убили. Затем расстреляли охранника "Геосантриса" Горного. Это случилось 22 августа 2000 года, в 9.20 утра, в Киеве. 30-летнего охранника расстреляли возле офиса банка. Двое килеров всадили в тело Горного 4 пули - в спину 3 плюс контрольный выстрел в голову. Нападавшие удалились пешим ходом, забрав оружие. Оно им пригодилось, когда банковские секьюрити попытались преследовать убийц на машине. Автомобиль был обстрелян.
В практике большинства адвокатов случаются моменты, когда защитники прибегают к неформальным методам вызволения своих клиентов. Так, одним из клиентов Гайсинского был высокопоставленный сотрудник Кабмина Петр Шкудун, оказавшийся в СИЗО Киевской области как один из фигурантов цепочки дел по бизнес-аферам опального Павла Лазаренко. Вместе с еще одним кабминовским политузником Николаем Сивульским Шкудун помытарствовал в СИЗО и лишь осенью прошлого года вышел на волю. Осведомленные источники утверждают, что Шкудун намеревался посредством вездесущего Гайсинского выйти на министра финансов Митюкова и потребовать от того содействия в своем освобождении. В противном случае Шкудун намерен был пролить свет на нелицеприятные факты злоупотреблений высокопоставленных чиновников, по крупному воровавших деньги в АБ "Украина".
Способы получения адвокатских гонораров господином Гайсинским порой выглядели также "нетрадиционно", как и способы защиты подопечных. В частности, едва не случился скандал в истории с защитой Гайсинским Александра Михайловича Латышева, члена ОПГ "Фашиста" - Виталия Пересецкого, ныне пребывающего в колонии.
Все началось с уголовного дела №20-2681, возбужденного следственным отделом столичного управления по борьбе с оргпреступностью 2 февраля 1999 года по "экономической" статье 148-5 УК "Занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности". Дело возбуждали в отношении должностных лиц ООО "Север-Юг", благотворительного фонда "Безопасность информации" и трудно выговариваемого ЗАО "Магновагростром". Фирмы завозили из Германии стройматериалы якобы для собственных нужд, что давало льготы по налогообложению. На самом деле материалы продавались оптом и в розницу с уклонением от уплаты налогов. При ввозе материалов фигурировали поддельные таможенные документы и разрешения управления внешнеэкономических связей. Фактическим хозяином вышеназванных фирм являлся Сергей Александрович Красильников, он же "Макс", активист ОПГ "Фашиста". Упоминавшийся Латышев, тоже "фашистовский", является правой рукой Красильникова. Зимой 1998 года Латышев пребывал под следствием (уголовное дело №20-2223) по статьям 83ч.3, 143 ч.3, 194 ч.4 УК (хищение, мошенничество, подделка документов). Супруга "Макса" Алена Латышева обратилась к Гайсинскому с просьбой поучаствовать в защите ее мужа. Договоренность была достигнута после того, как Алена собственноручно передала Юрию Александровичу часы "Ролекс" ценой в десять тысяч долларов.
Вслед за этим Гайсинский приступает к подготовке активной защиты нового клиента. Боевики "Фашиста" по указанию "Макса" везут Гайсинского и жену Латышева в Бердичев, где работает принадлежащее Латышеву ООО "Бердичевский автобазар". Там у Гайсинского состоялся разговор с директором фирмы Ефимовым. Адвокат потребовал выдачи 60 тысяч гривен, необходимых для защиты "Макса". У Ефимова таких денег не оказалось. Тогда ему поступило твердое предложение заключить договор между ООО "Бердичевский автобазар" и киевским ОАО "Бытагротехника" - одной из экономических структур "Фашиста". Речь шла о поставке гречки, соков и пр. на сумму 60 тысяч гривен.
Ефимов не смог устоять перед таким предложением и отправил товар в Киев. Там груз арестовали отчаянные парни из УБОПа, которые и вернули позже бердичевскую гречку на историческую родину. А уголовное дело между тем набирало обороты. Следствию стало известно, что подделкой договоров в Управлении внешнеэкономических связей для предприятий Красильникова занимались помощники нардепов Михаил Охиндовский и Роман Шингур, соответственно юрист и один из руководителей юрфирмы "Проксен". Вознаграждением для них стали 10 тысяч долларов. Все эти сведения были добросовестно запечатлены в материалах уголовного дела №20-2681. Но вскоре дело от следователей УБОПа Пилипенко и Ганзюка было затребовано городской прокуратурой. Его якобы передали следователям Мусиенко и Гречко. А вслед за тем, дело якобы передали в Генпрокуратуру. Сегодня этого дела не отыскать ни в городской, ни в Генеральной прокуратуре. Насколько нам известно, оно числится в списке утерянных.
Попытку вернуться в большую политику и органы власти Гайсинский предпринял еще несколько лет назад. При поддержке Павла Лазаренко, Михаила Бродского и целого ряда депутатов Гайсинского пробовали двинуть в Высший Совет юстиции Украины, якобы в помощь Генпрокурору Михаилу Потебенько, под руководством которого в то время начиналось раскручиваться уголовное дело против Лазаренко. Однако, на голосовании в Верховной Раде Гайсинский занял всего лишь почетное третье место.
Гайсинский-предприниматель
Юрий Гайсинский не только видный адвокат и законник, но и успешный предприниматель. Он - совладелец разнообразных коммерческих структур: охранных, юридических, торговых, автотранспортных, брокерских контор, работающих на фондовом рынке. В частности: ООО "Корда", ЗАО агропромышленная компания "Дугаст-Нафта", адвокатские фирмы "Юрий Гайсинский и партнеры", "АСТ", "Колумб", ЗАО "Грандпроминвест", ООО "Мариам-А" и пр. (см. документы).
Возьмем к примеру, "Дугаст-Нафта". Учредителями там Василий Думенко, Сергей Степанюк и Юрий Гайсинский. У нашего героя - 20%.А вот у его партнера и директора фирмы Василия Думенко - 55%. Последний, кстати, является совладельцем крупной нефтяной структуры "Промстройкомплект", юридическое сопровождение которой обеспечивал Гайсинский. И вдруг, Юрий Александррович в процессе "юридического сопровождения" лихо переводит со счета "Промстройкомплекта" 1 млн.300 тысяч долларов в Рижский "Мультибанк", откуда часть денег попадает израильской родственнице Гайсинского. Та в свою очередь перевела деньги на банковский счет в Будапеште. Все попытки Думенко вернуть кровную копейку не возымели успеха. Гайсинский использовал свои связи с лидерами ОПГ Савлохова и ОПГ Стащенко, с руководителями в правоохранительных структурах. В результате будапештский счет остался не тронутым.
Второе пришествие в прокуратуру
5 марта 1998 года Верховная Рада заслушала Григория Омельченко, председательствовавшего в то время в парламентском Комитете по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией. Тема выступления - результаты депутатского расследования по делу ЧМП "Бласко". Но, пожалуй, наиболее любопытной оказалась информация, всплывшая в ходе "черноморского дела", касающаяся зарубежных счетов нардепа и человека №1 в президентской команде Александра Волкова. На горизонте замаячила перспектива возбуждения персонального уголовного дела против Волкова. Вот в этой непростой ситуации и сошлись близко опальный экс-прокурор Юрий Гайсинский и всесильный нардеп-олигарх Александр Волков. Над спасением незапятнанного волковского имиджа работала мощная юридическая команда. Но, как утверждают сведущие люди, именно Гайсинскому обязан был Волков своим спасением. Сделать это было нелегко. На президента и Генпрокуратуру постоянно оказывалось мощнейшее давление. К тому же в Бельгии арестовали счета Волкова со 135 миллионами франков. В западной прессе появились компрометирующие публикации о всесильном и неуязвимом Александре Михайловиче. И все же Генпрокуратура не возбудила дело персонально против Волкова, а лишь по факту противозаконного открытия валютных счетов за рубежом "некоторыми народными депутатами". Материалы правоохранительных органов Бельгии остались невостребованными, скандал сошел на нет, изрядно потрепав нервы Волкову. В этой неприглядной истории Генпрокуратура всего лишь исполняла ту роль, что отводилась ей в схеме Гайсинского. Кроме того, главным козырем Гайсинского как всегда были его связи, в частности, весьма тесные отношения с Михаилом Потебенько.
Такие услуги не забываются. 6 января 2000 года Гайсинский занял кабинет прокурора Киева и одновременно получил титул заместителя Генпрокурора Украины. В прокурорских кругах эта весть была воспринята без энтузиазма. Коллеги, а еще недавно - оппоненты Юрия Владимировича в суде, по долгу службы являются весьма информированными людьми, чтобы не представлять последствий такого назначения. Это был беспрецедентный случай, когда адвокат, который по специфике свой работы вступает в весьма "непростые" отношения с людьми далекими от законопослушания, стал прокурорским работником, да еще такого высокого ранга.Сам Гайсинский трактует свое возвращение в прокурорское кресло как торжество справедливости. "Когда стало очевидно, что обвинения относительно меня - клевета, я решил вернуться, чтобы эту несправедливость устранить", - заявил Гайсинский. Касательно своего адвокатского прошлого - он не видит ничего удивительного в переходе от защиты к обвинению. И приводит пример некоторых западных стран. Забывая очевидно, что уровень культуры, да и ситуация в целом "там" и "здесь" несколько иная.
Сегодня перед Гайсинским, как владельцем крупных адвокатских фирм и человеком почти "своим" в криминальных кругах открываются безграничные возможности. Его адвокатские фирмы могут браться за самые безнадежные дела.
Можно уверенно утверждать, что Гайсинский - человек Волкова. Хотя, в Украине многие считают, что вернуть ему прокурорские погоны помогла команда Григория Суркиса. Это вряд ли. Достаточно вспомнить, как летом этого года в рамках компании по травле премьера Ющенко киевская прокуратура возбудила уголовное дело против работников Нацбанка Украины. в материалах дела, между прочим, фигурирует Украинский кредитный банк, в число руководителей которого входит Григорий Суркис. Нет, Гайсинский не "динамовский", он - "волковский".
Впрочем, это не значит, что Гайсинский ни разу не столкнулся на своем жизненном пути с такой вездесущей персоной как Григорий Суркис. Это весьма активные бизнес-партнеры. Но сегодня бизнес Гайсинского - это прежде всего прокурорская служба. По оперативной информации уже на следующий день после вступления в должность столичного прокурора Гайсинский по просьбе Суркиса, якобы подкрепленной 300 тысячами долларов, дал указание своему заместителю Шевченко освободить из-под ареста лидера столичной ОПГ Игоря Ткаченко ("Череп"). Ткаченко был "смотрящим" по Киеву и Венгрии от Суркиса.
По иной информации 45 тысяч долларов, якобы переданных прокурору Киева через посредников, привели к освобождению из-под стражи троих человек, арестованных по уголовному делу фирмы "Константа". Дело находилось в производстве следственного отдела УБОП города Киева.
По просьбе экс-вице-премьера Анатолия Кинаха Гайсинский "положительно" решил вопрос о передаче в "гуманный" Зализнычный райсуд Киева коррупционного уголовного дела против мэра Черкасс олейника и его первого заместителя Косминых.
Являясь евреем по отцовской линии, Гайсинский пользуется влиянием в еврейских финансовых кругах. Его бизнес-партнеры сегодня - Пресман, Габович, Рабинович, Суркис, Губский, Могилевич, Шпильфогель, Шпильман.
Один из приближенных к Гайсинскому людей - Николай Задвернюк - бывший начальник юротдела Управления Национального банка по городу Киеву и области, а до этого - прокурорский работник. Сегодня он - сотрудник коммерческой структуры. Судя по всему,Гайсинский сегодня использует обширные связи Задвернюка в банковской сфере для решения специфических вопросов в пользу таких бесконечно дорогих ему людей как Волков и Пресман.
Обращает на себя внимание Геннадий Адольфович Кернес - зять Гайсинского. Живет в Харькове, где известен под кличкой "Гепа". Депутат горсовета, ранее судим. Вокруг себя собрал группу уголовников, которые активно внедряются в сферу услуг Харькова. У Кернеса установилась тесная связь с руководителями представительства Фонда государственного имущества Украины в Харькове. Коротко общается с другими высокопоставленными чиновниками.
В бизнес Кернеса вложены деньги крупной преступной группировки Днепропетровска, а также харьковских преступных авторитетов. В числе последних - ближайший его сподвижник ранее судимый Евгений Журавлев (кличка "Фикса")...
Вот такой он непростой, многогранный и обаятельный - Юрий Владимирович Гайсинский, человек, которому в первый день нового тысячелетия исполнилось 54 года. Долгие лета! Взгляните на этого милого, пышащего здоровьем человека. Да ему еще столько предстоит. Кажется, нет тех вершин, которые не подвластны Гайсинскому. Кстати, к праздничному столу: поговаривают, что ввиду готовящейся отставки нынешнего "генерального" Потебенько, Юрий Гайсинский рассматривается как подходящая и главное - проходная кандидатура на его место. Этот вопрос весьма активно "обкашливают" господа Волков и Табачник. И это очень о многом говорит...
|