пятнадцать лет Россия собирала свою собственность за рубежом. В прошлом году наконец удалось сосчитать все: как сообщили "Итогам" в Управлении делами президента, в реестр внесено более трех с половиной тысяч объектов. На прошлой неделе вспомнить об этих владениях заставила Украина, пригрозившая России судом ООН: бывшая республика СССР претендует на некогда общее союзное имущество. Почему именно сейчас Киев достал из рукава этот джокер - его ведь можно было и придержать, скажем, до следующих переговоров о цене на газ - вопрос не первостепенной важности. Но нетрудно заметить, что акция совпала с завершением переговоров России с Парижским клубом о досрочном погашении последней части госдолга.
Напомним: пятнадцать лет назад все бывшие советские республики, за исключением Украины, признали правопреемство России по долгам и активам распавшегося Союза. Киев тогда не сказал ни да ни нет, по своей части долгов не заплатил с тех пор ни цента, но претензий на свою часть активов не оставил.
Над виллою Боргезе...
Вообще-то мы должны быть благодарны братскому государству. Глядишь, так до сих пор толком бы и не знали, что имеем. Теперь же не только составлен реестр - часть собственности из этого списка уже перерегистрирована на Россию.
В реестре 3645 объектов бывшей советской собственности, они расположены в 120 государствах. 967 из них сейчас находятся на балансе Управления делами президента России, остальные - Министерства иностранных дел. Это 1,7 миллиона квадратных метров помещений и 601,2 миллиона квадратных метров земельных участков. Как сообщили "Итогам" в Управлении делами президента, "их" объекты расположены в 75 государствах. Структура активов разнообразна, это здания и сооружения, земельные участки, доли в 170 различных акционерных обществах. Наиболее крупная собственность, как сообщил пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков, находится в Великобритании, Японии и Польше.
Это и дворец графа Шереметева в Париже, выкупленный в свое время СССР, и особняк российского торгпредства в Париже с фресками старых французских мастеров, виллы в Испании, Португалии, Швейцарии. Украина, например, не прочь бы получить и виллу Боргезе, воспетую Николаем Гумилевым ("...Над виллою Боргезе сквозь тучи золотом блеснула вышина"). На месте, где впоследствии была построена вилла, как утверждают историки, отдыхали еще Нерон и Лукулл с семействами.
Среди внесенных в реестр долей в акционерных обществах пакеты ценных бумаг таких до сих пор известных предприятий, как, например, "Булгартабак".
Сколько же стоит все это богатство? Оценить его непросто. Балансовая стоимость определена в 3 миллиарда долларов, но она мало что говорит об истинной цене. Рыночную стоимость, правда, тоже прикидывали. Так, по данным Счетной палаты, она колеблется в пределах от 150 до 200 миллиардов долларов. Нашлись добровольные оценщики и за рубежом. Сотрудники британского частного сыскного агентства "Пинкертон" считают, что речь идет о 400 миллиардах долларов, другие эксперты берут еще выше - 600 миллиардов.
Часть имущества при всем при этом пребывает в плачевном состоянии. Его использование в прошлом году принесло не более 20 миллионов долларов, хотя доход мог бы быть на порядок больше. "Многие из этих объектов требуют крупных капитальных вложений и ремонта. Хорошо уже то, что их содержание вышло на самоокупаемость", - пояснил Виктор Хреков. И дело на сей раз не в известной нашей беспечности: не все объекты удалось перерегистрировать на Россию. Только 87 стран согласились провести соответствующие юридические процедуры. В их числе США, Канада, Греция, Испания, Египет. В восьми странах - Индии, Индонезии, Китае, Норвегии, Португалии, Румынии, Турции и Франции - это удалось сделать лишь частично. Остальные ссылаются на блокирующую ноту МИД Украины.
Украина vs Россия
Еще в начале 90-х Киев разослал по зарубежным столицам соответствующий документ, в котором требовал наложить мораторий на любые юридические действия с имуществом бывшего СССР до тех пор, пока между Киевом и Москвой не будет окончательно урегулирована проблема его раздела. Все эти годы, и далеко не всегда с громким информационным сопровождением, две страны ведут изматывающие переговоры.
Напомним, что все республики бывшего СССР подписали так называемый нулевой вариант, то есть отказались от претензий на советскую собственность в обмен на то, что Россия, ставшая правопреемницей исчезнувшей страны, заплатит все общие долги. Однако Украина ссылается на самый первый документ - меморандум о взаимопонимании, согласно которому союзные власти и республики брали на себя "совместную и солидарную" ответственность по внешнему долгу. Каждая советская республика должна была погасить долю задолженности СССР, в соответствующих пропорциях полагалась и общая собственность. На долю Украины при этом приходилось 16,37 процента долга. На такую же часть зарубежной собственности Киев претендует именно теперь, когда Россия объявила о готовности погасить оставшуюся часть общего долга Парижскому клубу. Как подсчитали киевские власти, Украине положено наследство на 12,1 миллиарда долларов, плюс к тому на 42,1 тонны золота да еще на 600 миллионов советских рублей.
С самого начала было ясно, что Украина будет стараться выжать из этой истории хотя бы какую-то выгоду. Даже к меморандуму она присоединилась не сразу, более того, затем Киев его денонсировал. Тогдашний председатель Парижского клуба Жан-Клод Трише лично несколько раз летал на Украину, уговаривая местное руководство проявить прагматизм и подписать "нулевой вариант".
"Позиция Украины в последнее время стала более деструктивной. Она и ранее не отличалась последовательностью и наносит России не только политический, но и экономический ущерб", - считает Управделами президента России Владимир Кожин. - Платить они не хотят, а собственность хотят!"
Внешний долг СССР на момент распада страны составлял чудовищную сумму в 96,8 миллиарда долларов, тогда страна по этому показателю занимала третье место в мире. Почти четверть приходилась на краткосрочную задолженность. То есть сроком погашения менее одного года. Деньги занимались на все вплоть до покупки стирального порошка. Только за последние два года существования СССР правительство заняло 30 миллиардов долларов.
Новой российской власти удавалось уговорить Парижский клуб на реструктуризацию платежей. А 21 августа этого года Россия готова закрыть эту тему окончательно, выплатив оставшиеся 21,3 миллиарда долларов.
Последний выпад Украины последовал после заявления министра финансов Алексея Кудрина о том, что Россия теперь может претендовать на все зарубежные активы бывшего СССР. Официальный представитель МИД Украины Василий Филипчук тут же пригрозил Международным судом ООН, заявив, что переговоры о разделе собственности не завершены. "Добровольная выплата долга Россией не создает правовой основы для признания единоличного права этого государства на заграничные объекты, недвижимость бывшего СССР, а только должна быть учтена в рамках двустороннего переговорного процесса", - считает Василий Филипчук.
Каковы шансы Украины добиться своего? Опыт подобных разбирательств между нашими странами уже имеется. В 2001 году Киев подал иск в Лондонский суд, пытаясь отобрать здание торгового представительства России в Великобритании сразу после того, как Россия оформила право собственности на него. Иск был принят к рассмотрению, решение по нему не вынесено до сих пор, но российские власти считают, что в данном случае победа будет за нами. "Такие попытки нашли адекватную правовую оценку, и украинские коллеги все проиграли", - отмечают в Управлении делами президента России.
Довольно оптимистично оценивают в России и судьбу нынешних претензий. "Я не исключаю новых попыток со стороны Украины оспорить в судах право России на имущество СССР за рубежом. Однако я не думаю, что они будут успешны", - заявил "Итогам" заместитель руководителя департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных активов Минфина России Константин Вышковский.
Однако нельзя не признать, что переговорный процесс сейчас в тупике. Во всяком случае начиная с 1995 года российский МИД не раз призывал своих украинских коллег вернуться за стол переговоров. Последний такой призыв прозвучал в январе прошлого года. При этом Россия готова была даже идти на уступки Украине. Поле для маневра у Москвы и Киева действительно существует. Изначально в придачу к "нулевому варианту" Украина требовала 40 объектов собственности за рубежом для размещения своих посольств. В 1995 году она умерила свои аппетиты, заявив о претензии на 36 зданий. Затем, через несколько лет торга, стороны сошлись на том, что Киеву будут переданы 28 объектов на условиях долгосрочной аренды. Но на этом этапе переговорщики увязли в деталях. Из предложенного в 2002 году списка украинских дипломатов устроили только 9 зданий. При этом правительство Украины пожелало, чтобы сначала они были ему отданы, а только потом обсуждался размер арендной платы. Причем, по оценкам самих украинцев, она не может превышать... 1 доллара за имущественный объект. Россия с этим условием, естественно, не согласилась.
Как признает Виктор Хреков, тот факт, что Украина не ратифицировала протокол о "нулевом варианте", дает ей возможность подавать иски в тех странах, где права на бывшую советскую собственность не закреплены за Россией. И нет оснований рассчитывать, что Киев от такой возможности откажется, очевидно, будут попытки инициировать судебное разбирательство и через ООН. Поскольку прецедентов раздела собственности после распада стран, подобных СССР, еще не было, то разбирательство может затянуться на годы. Впрочем, в Москве уверены, что досрочное погашение долга бывшего СССР перед Парижским клубом усиливает позиции России в имущественном споре с Киевом. "Это является серьезным аргументом, увеличивающим наши шансы на то, что в скором времени вся собственность будет перерегистрирована только на Россию", - говорит Константин Вышковский. Ведь в конце концов именно кредиторы Парижского клуба настаивали на том, чтобы все бывшие советские республики приняли "нулевой вариант".
|