“Трансмашхолдинг” был создан в 2002 г. из скупленных Махмудовым заводов, производящих локомотивы, вагоны и прочую продукцию транспортного машиностроения. Уже в 2003 г. холдинг показал выручку в $450 млн, а к 2005 г. она возросла до $1,5 млрд. На “Трансмашхолдинг” приходится 70% российского производства локомотивов, 85% — магистральных пассажирских вагонов и т. д. При этом 90% продукции “Трансмашхолдинга” покупает государственное ОАО “Российские железные дороги”. Маржа, зарабатываемая холдингом, для РЖД выглядит просто подарком поставщику, ведь она установлена не рынком, а непонятно на какой основе рассчитанными нормативами.
Получив контроль над “Трансмашем”, РЖД могло бы свести ее к нулю, посадив заводы на бюджет. Иными словами, в покупке государством “Трансмашхолдинга” больше здравого смысла, нежели в приобретении АвтоВАЗа, у которого десятки конкурентов. Экономия от поглощения “Трансмашхолдинга” важна и потому, что железнодорожники, которые 15 лет не обновляли парк и довели его до 70-процентной изношенности, сейчас наращивают закупки. Потому на “Трансмашхолдинг” и обрушился настоящий дождь заказов. К примеру, в 2003 г. компания произвела 27 электровозов, в 2004 — 60, в 2005 — 117, план на 2006 г. — более 200.
Другой вопрос, кому вышеупомянутая экономия нужна. Если предприятия “Трансмашхолдинга” станут государственными, у них исчезнут стимулы к снижению издержек. Съесть будущую экономию может и цена, которую назначит за свою империю Махмудов. Возможно, поэтому пока решено остановиться на покупке блокпакета. По словам главы РЖД Владимира Якунина, доля приобретается для “гарантии стабильного сотрудничества” — ведь и монопольный поставщик при желании может подорвать бизнес железной дороги, а не только наоборот.
|