«"Трансмашхолдинг" признал, что в конце 2010 года стал жертвой мошенников, сумевших похитить со счета компании в швейцарском банке 100 млн евро. Как следует из опубликованной ТМХ пояснительной записки к отчетности за 2011 год, в начале прошлого года компания обнаружила недостачу на своих счетах в швейцарском LGT Bank, - сообщает сегодня сайт Newsru.com.
Речь идет о сумме в 100 млн евро (4,03 млрд рублей) - эти деньги в декабре 2010 года были несанкционированно переведены на неизвестные счета, а в дальнейшем "частично инвестированы, в том числе и в ценные бумаги".
Расследованием пропажи в июне 2011 года занялась прокуратура Швейцарии. По ее инициативе была заморожена сумма, эквивалентная 1,98 млрд рублей, в другом швейцарском банке, Clariden Leu. ТМХ указывает в отчете, что эти деньги принадлежат ему, но он не может ими воспользоваться до окончания уголовного расследования».
«Следы еще части похищенных денег ведут в Гонконг: там компания с октября прошлого года участвует в судебных разбирательствах, пытаясь вернуть 20 млн евро (833 млн руб.), - пишет сегодня деловая газета РБК daily.
Источник РБК daily, знакомый с ситуацией, пояснил, что «все эти события — звенья одной цепи». По его словам, ТМХ наряду с еще несколькими компаниями стал жертвой международной преступной группы, пытавшейся похитить деньги в нескольких швейцарских банках. «Похищенные средства были распылены по всему миру, так, например, часть денег ТМХ была обнаружена в Гонконге», — говорит источник.
В пресс-службе ТМХ отказались комментировать ситуацию, заявив лишь, что сейчас у них нет никаких проблем с недостачей денег на международных счетах. Это подтвердил и источник в ТМХ. «Действительно, — говорит он, — на сегодняшний день расследование завершено, и вся похищенная сумма возвращена». Он также указал на то, что российская компания не единственная в этом деле потерпевшая сторона.
Между тем ни в швейцарских, ни в международных открытых источниках никакой информации об этой афере нет. В швейцарской прокуратуре не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. При этом сотрудник прокуратуры был несказанно удивлен, услышав о хищении столь крупных сумм из швейцарского банка.
В LGT Bank и Clariden Leu (входит в Credit Suisse Group) не ответили на запрос РБК daily. В Credit Suisse Group отказались комментировать ситуацию, сославшись на «конфиденциальность взаимоотношений с реальными и возможными клиентами».
«Лично мне об этой истории с несколькими десятками пострадавших клиентов банка ничего не известно, однако я не исключаю, что это действительно произошло, ведь банки, особенно швейцарские, стараются сделать все, чтобы такие истории не получали огласку», — говорит председатель МКА «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. Это касается и пострадавшей стороны: клиентам невыгодно разглашать такую информацию, ведь это может повлиять на стоимость их ценных бумаг. Что касается конкретно «Трансмашхолдинга», непонятно, как банк вообще позволил провести операцию на столь крупную сумму, удивляется г-н Николаев.
Такого же мнения придерживается и Анна Бурдина из «Юков, Хренов и партнеры». По словам адвоката, махинации с большими суммами, как правило, провести нелегко, поскольку банки стараются тщательно их проверять. Чем меньше переводимая сумма, тем сложнее это заметить, но этот случай не из тех, добавляет г-жа Бурдина».
Между тем, «Трансмашхолдинг» является фаворитом объявленного столичными властями конкурса на поставку в Москву скоростных трамваев на 9,2 млрд руб. Условия конкурса только что безуспешно пытался оспорить альянс «Уралвагонзавода» и Bombardier. На днях стало известно, что промышленная группа «Синара» направила в ФАС жалобу с требованием приостановить размещение заказа на поставку трамваев в связи с тем, что назаконно не была допущена к участию в конкурсе.
На днях в публикации «Трамваи довезут Максима Ликсутова до суда» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «закупка Москвой скоростных трамваев на 9,2 млрд руб. приобретает все более скандальный оттенок. Вслед за Уралвагонзаводом свои претензии к процедуре проведения торгов высказала группа «Синара» Дмитрия Пумпянского. Компания направила в ФАС жалобу с требованием приостановить размещение заказа на поставку трамваев.
Тендер на поставку Москве 120 низкопольных трехсекционных трамваев был объявлен 10 июля. Желающие принять участие в аукционе должны были представить документацию, максимально удовлетворяющую требованиям заказчика. Так, трамваи должны развивать скорость до 75 км/ч (для сравнения, средняя скорость московских трамваев — 11 км/ч), длина каждого вагона должна быть 25—30 м, вместимость — 175—255 человек, срок службы — 30 лет. Кроме того, каждый вагон должен иметь не менее четырех дверей. Максимальная цена заказа была установлена на уровне 9,2 млрд руб., поставки трамваев должны начаться в конце 2013 года.
В результате заявки на участие в аукционе подали «Трансмашхолдинг» (ТМХ) вместе с Alstom, Bombardier и Уралвагонзавод, группа «Синара», а также Усть-Катавский вагоностроительный завод.
Уже после подачи заявки альянс Bombardier и Уралвагонзавода пожаловался в ФАС на несправедливые условия торгов, указав на то, что техническое задание написано специально под разработанный Alstom трамвай Citadis Istanbul 301 X. Впрочем, антимонопольщики посчитали жалобу необоснованной. Тогда же глава департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что считает жалобу УВЗ и Bombardier безосновательной, поскольку «техзадание предполагает разработку совершенно новой модификации трамвая, которая не использовалась до этого в других городах».
Торги начались 10 августа. К участию в аукционе не были допущены альянс УВЗ и Bombardier, а также группа «Синара». В итоге за заказ бьются Alstom и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Кто победил в аукционе, московские чиновники обещают объявить в ближайшие дни. Пока завершился этап рассмотрения первых частей заявок, поясняют представители транспортного департамента».
Между тем, как стало известно РБК daily, «конкурс и вовсе может быть отменен. Как оказалось, «обиженная» группа «Синара» уже направила жалобу в ФАС с требованием приостановить размещение заказа. В письме (копия имеется в распоряжении РБК daily) за подписью гендиректора «Синара — Транспортные машины» (СТМ) г-на Емельянова указывается, что департамент транспорта Москвы незаконно отказал компании в допуске к аукциону. В жалобе утверждается, что заявка «Синары» не только соответствует значениям, установленным требованиями, но и заявлена с улучшенными показателями. «Учитывая, что предметом аукциона заявлена поставка продукции индивидуального изготовления, аналога которой в России не существует, и принимая во внимание, что технические требования к продукции противоречат требованиям ГОСТа, полагаю, что отказ в допуске к аукциону был незаконным», — аргументирует свою позицию глава СТМ. Официальный комментарий от «Синары» вчера РБК daily получить не удалось.
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев подтвердил РБК daily факт поступления в службу соответствующей жалобы и отметил, что она будет рассмотрена завтра.
Но даже если ФАС не согласится с доводами «Синары», итоги конкурса могут быть оспорены в суде. Ранее представители Уралвагонзавода говорили РБК daily, что пойдут в суд в случае победы в тендере Alstom и ТМХ. В компании также подчеркнули, что считают целесообразным, чтобы столь крупный контракт реализовывали сразу несколько компаний».
Подробнее о Максиме Ликсутове, Искандере Махмудове и «Трансмашхолдинге» читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Максиму Ликсутову не оставили выбора», «Московская транспортная загогулина» и «Многообещающий молодой бизнесмен застрял в московских пробках».
|