С состоянием в $11,3 млрд Лисин второй год подряд попадает в первую тройку “золотой сотни” Forbes. Кроме НЛМК с оборотом в $4,5 млрд, структурам Лисина принадлежат почти 100% акций Морского порта Санкт-Петербург, третьего в стране по грузообороту. А НЛМК владеет 69,4% акций Туапсинского порта (блокпакет — у государства). Общий грузооборот обоих портов в 2005 г. превысил 30 млн т.
Таганрогский морской торговый порт (ТМТП) перевалил в 2005 г. 1,9 млн т грузов, получив 291 млн руб. выручки и 10 млн руб. чистой прибыли по РСБУ. Государству принадлежат 25,5% акций ТМТП. Еще 54,7% на конец марта были у ООО “Дижен” и ООО “Объединенная продовольственная компания “Южный регион”. Оба ООО, по данным близких к ним источников, контролирует владелец таганрогского АПК “Каравай плюс” Александр Денисов. Весь пакет ТМТП под контролем Денисова оценивался ими в 60%.
ТМТП — маленький порт. Но когда Александр Денисов выставил на продажу 60% его акций, в очередь за ними выстроились такие гиганты, как Магнитогорский меткомбинат и Трубная металлургическая компания. Интересовался портом и старинный друг Михаила Фридмана, основатель холдинга “Русские масла” Александр Курт. Но обошел всех Владимир Лисин. Около недели назад контрольный пакет акций порта приобрела одна из структур Лисина — Chupit Ltd., рассказал источник из окружения Лисина. Подтвердил покупку и источник, близкий к Денисову. С самим Денисовым связаться не удалось. С января он находится в международном розыске из-за уголовного дела, связанного с его сахарным бизнесом.
Сумма сделки, по словам близкого к Денисову источника, составила более $35 млн. Акции были в залоге у питерского Промышленно-строительного банка. Лисин погасил долг и стал владельцем акций, рассказывают собеседники “Ведомостей”. На днях Федеральная антимонопольная служба уже выдала Chupit разрешение на покупку до 80% акций ТМТП.
Уже контролируя два порта и купив третий, Лисин не намерен на этом останавливаться. Предприниматель, рассказывает близкий к нему источник, решил построить инфраструктурный холдинг. В него должны войти не только три морских порта, но и другие активы, включая речные порты и терминалы, объединением которых в России еще никто не занимался, добавляет собеседник “Ведомостей”. “Это личный проект Лисина, не связанный с металлургическим бизнесом”, — добавляет он. В апреле НЛМК уже объявил, что выведет из своего состава Туапсинский порт. Источник, близкий к Лисину, уточняет, что он будет передан на баланс структур Лисина, которые сейчас владеют другими портами, — Chupit Ltd. и др.
По собственному порту есть у каждого крупного металлургического предприятия. Группа “Евраз” владеет Находкинским портом, “Мечел” — портом Посьет. А порт Восточный принадлежит акционерам Уральской горно-металлургической компании и “Кузбассразрезугля”. Но о строительстве собственных портовых холдингов никто из них никогда не заявлял. Похожий опыт — с перевозочным холдингом “Северстальтранс” — был только у основного владельца “Северстали” Алексея Мордашова. Все транспортные активы “Северстали” он в свое время вывел в “Северстальтранс”, 50% которой принадлежит его структурам.
“Лисин — молодец”, — одобряет планы коллеги совладелец одного из крупнейших портовых операторов Национальной контейнерной компании, депутат Госдумы Виталий Южилин. Собрать портовые активы за пару лет ему будет не сложно. А бизнес этот, несмотря на официальную отчетность, достаточно рентабельный, его доходность выше, чем у банковского, уверяет Южилин. Но основная сложность, по его мнению, возникнет с управлением таким холдингом — ведь ни аналогов, ни готовой команды менеджеров для этого в нашей стране нет, заключает депутат.
|