Олег Дерипаска нашел замену “Волге” в США. Принадлежащий ему ГАЗ покупает у DaimlerChrysler оборудование мичиганского завода Sterling Heights и лицензии на сборку производимых на нем Chrysler Sebring и Dodge Stratus. С конца 2007 г. в Нижнем Новгороде будет выпускаться до 65 000 этих машин в год, а продаваться они будут под брендом ГАЗа от $17 000. Весь проект обойдется ГАЗу в $150 млн. На прошлой неделе ГАЗ подписал соглашение с DaimlerChrysler о выкупе сборочного и сварочного оборудования завода Sterling Heights Assembly Plant в Мичигане (США). Активы приобретет компания East Coast Trading, которая перепродаст их ГАЗу, уточняется в пресс-релизе DaimlerChrysler. Мощности Sterling Heights составляют 265 000 машин в год, и сейчас завод выпускает две модели — Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Вместе с оборудованием, которое компания Дерипаски перевезет в Нижний Новгород, ГАЗ получит лицензию на производство этих машин. На этот проект компания потратит $150 млн, говорит заместитель гендиректора по стратегическому развитию группы ГАЗ Эрик Эберхардсон, в эту сумму включены затраты на выкуп, перенос и монтаж оборудования, стоимость лицензии и рестайлинг моделей. Финансировать эту сделку ГАЗ будет из собственных средств в течение двух лет.
Для ГАЗа это настоящий прорыв, отмечает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко, ведь свой единственный легковой автомобиль — “Волгу” ГАЗ намерен снять с производства, а замену ей Дерипаска давно ищет за границей. Сначала магнат связывал свои надежды с Fiat, а с 2004 г. — с японской Nissan, но договориться ни с одной из них ГАЗу не удалось. Тем временем “АвтоВАЗ” создал СП с General Motors, а “Северсталь-Авто” договорилась о лицензионной сборке нескольких моделей Ssang Yong, Fiat и Isuzu.
В итоге ГАЗу достались далеко не новинки. Нынешние версии Sebring и Stratus были запущены в производство в 2001 г., и сейчас DaimlerChrysler прекращает их выпуск, поэтому и продает старое оборудование. Это первый случай, когда DaimlerChrysler продает целиком оборудование завода и лицензию на производство машин, говорит представитель компании Девид Элсхофф. “Продажа лицензии за рубеж обеспечивает эффективное продолжение жизни качественного продукта и производственных мощностей”, — цитируются в пресс-релизе компании слова вице-президента DaimlerChrysler Джона Стелмана. ГАЗ это не смущает. “На базе платформ Sebring и Stratus могут быть разработаны малые LCV [легкие коммерческие автомобили], которых сейчас нет в модельной линейке ГАЗа. К тому же этот проект позволит ГАЗу вывести на рынок самое дешевое предложение автомобилей в классе D”, — поясняет Эберхардсон. Базовая цена русских Sebring и Stratus, по его словам, будет начинаться ориентировочно от $17 000. Сейчас Sebring в России стоит от 19 700 евро ($23 900, в 2005 г. было продано 78 машин), Stratus у нас официально не продается, а в США стоит от $20 500.
Выпуск обеих машин ГАЗ планирует начать в конце 2007 — начале 2008 г., продаваться они будут под брендом, который разработает ГАЗ, через его дилерскую сеть. “На первом этапе объем производства составит 65 000 машин в год, остальные мощности могут быть использованы для модернизации основного производства ГАЗа”, — говорит Эберхардсон. ГАЗ также подпишет с DaimlerChrysler многолетнее соглашение о поставках двигателей для Sebring и Stratus с мексиканского завода Saltillo. “Пока экономика проекта рассчитана на закупку комплектующих в США при местной сварке, сборке и окраске кузовов”, — признает Эберхардсон, отмечая, что в дальнейшем ГАЗ планирует локализировать производство. Для этого группа ведет переговоры с Минэкономразвития о получении льгот по постановлению о промсборке (позволяет беспошлинно или с 3%-ной пошлиной импортировать компоненты).
Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов отмечает, что конкурировать новые машины ГАЗа будут с Нyundai Sonata, Nissan Primera и Mazda 6. Он называет стратегию ГАЗа верной: “Волга” — автомобиль Е- класса. Если бы ГАЗ искал ей замену в этом сегменте, то пересекся бы с Toyota, которая вскоре начнет выпускать Camry в Санкт-Петербурге. А иномарки D-класса в России никто не собирает“. Зато этот класс в России сейчас динамично растет — на 40% в 2005 г. и на 111% в I квартале по отношению к аналогичному периоду прошлого года, добавляет представитель Mazda. Но продажи под российским брендом могут отрицательно сказаться на продажах, отмечает Чуйко. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова сомневается, что ГАЗу удастся удержать цену в $17 000. Инвестиции в $150 млн ГАЗу по карману, но та же “Северсталь-Авто” умудряется делать лицензионные проекты дешево, отмечает она. Запуск Ssang Yong Rexton вместе с покупкой ЗМА обошлись “Северсталь-Авто” в $70 млн. Впрочем, сразу два участника рынка утверждают, что “Северсталь-Авто” также хотела купить лицензии и оборудование для выпуска Sebring и Stratus, но не договорилась с DaimlerChrysler. В “Северсталь-Авто” это не подтверждают, а Элсхофф сказал лишь, что у DaimlerChrysler были другие предложения по покупке этого оборудования.
|