Исполнительному вице-президенту ЮКОСа Василию Алексаняну предъявлено обвинение в хищении денежных средств на сумму 24,7 млрд руб. Вчера Симоновский райсуд столицы дал согласие на возбуждение уголовного дела в отношении г-на Алексаняна, после чего он был немедленно задержан.
Теперь вслед за другими юристами нефтяной компании г-н Алексанян -- некогда адвокат руководителей холдинга Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Василия Шахновского -- сам предстанет перед судом по обвинению в махинациях с ценными бумагами.
Василий Алексанян был утвержден в должности вице-президента ЮКОСа по решению совета директоров лишь позавчера. В его обязанности входит взаимодействие с внешним управляющим Эдуардом Ребгуном, назначенным арбитражным судом Москвы по иску "Роснефти" в рамках процедуры наблюдения. Он также должен заниматься защитой интересов кредиторов, акционеров ЮКОСа и активов компании. Но, по всей видимости, теперь совету директоров придется искать другую кандидатуру на эту должность.
Как только Василий Алексанян сделал свои первые заявления в качестве вице-президента ЮКОСа в конце прошлой недели, Генпрокуратура тут же вышла с представлением в Симоновский суд на возбуждение в отношении него уголовного дела. В среду представитель прокуратуры Валерий Лахтин целый день зачитывал собранные следствием материалы, подтверждающие вину г-на Алексаняна. Сам вице-президент ЮКОСа был настроен довольно пессимистично, хотя еще накануне уверенно заявлял, что ничего не боится, поскольку никакой вины за собой не чувствует, и потому вовсе не намерен покидать Россию, как это сделали, например, некоторые его коллеги -- сотрудники правового управления компании Павел Ивлев и Дмитрий Гололобов, числящиеся в международном розыске. В среду же поздно вечером стало известно, что в квартире и загородном доме Василия Алексаняна прошли обыски. Что именно интересовало следователей, г-ну Алексаняну, по его собственным словам, было неизвестно. «В любом случае искать там нечего», -- сказал он. Правда, его адвокат Геворг Давгян вчера сообщил, что в ходе обысков были изъяты деньги и ценности.
Вчера же, в назначенный час, когда должно было быть объявлено решение -- быть или не быть уголовному делу Алексаняна, вице-президент ЮКОСа не появился в суде. О его местонахождении не знал даже адвокат. «Последний раз я видел его вчера в суде, мы договорились встретиться здесь. Где он сейчас, я не знаю», -- сказал г-н Давгян. Единственное разумное объяснение отсутствию своего доверителя адвокат Давгян видел в его возможном задержании правоохранительными органами на 48 часов. Ранее такой вариант развития событий не исключал и сам г-н Алексанян. И предсказанное сбылось.
Суд дал согласие на возбуждение уголовного дела. Как пояснил г-н Давгян, обвинение может быть предъявлено по двум статьям -- присвоение или растрата денежных средств в крупном размере и легализация этих средств. А именно бывшего сотрудника правого управления ЮКОСа подозревают в хищении имущества ОАО «Томскнефть» и акций Восточной нефтяной компании на сумму свыше 12 млрд руб., а также в легализации денежных средств, вследствие чего, по мнению прокуратуры, был нанесен ущерб на 12,7 млрд рублей.
Впрочем, в том, что суд согласится на возбуждение уголовного дела, никто не сомневался с самого начала. Ведь по этим же обвинениям проходят несколько юристов ЮКОСа. В частности, бывшая сотрудница правового управления Светлана Бахмина, арестованная еще в декабре 2004 года, в том же Симоновском суде в среду сказала свое последнее слово. В своей речи она еще раз напомнила, что никогда не принимала никаких самостоятельных решений, а делала все по указаниям своих начальников -- Алексаняна и Гололобова. Прокуратура потребовала для нее девять лет лишения свободы, а приговор ей вынесут 19 апреля.
Исчезнувший Василий Алексанян нашелся довольно быстро. Через несколько часов после того, как суд объявил свою волю, а вернее подтвердил прокурорскую, адвокат Геворг Давгян сообщил, что его доверитель задержан. И Генпрокуратура это подтвердила. «В настоящее время с Алексаняном проводятся следственные действия», -- сообщил ее официальный представитель. Под следственными действиями при этом подразумевался допрос в Генпрокуратуре, по завершению которого будет, по всей видимости, предъявлено официальное обвинение. Не исключено, что за этим последует арест.
|