Военные преступления, совершенные в Чечне, больше не будут рассматриваться присяжными из соседних регионов, где сочувственно относятся к бойцам федеральных сил и готовы оправдать их даже в тех случаях, когда они сами признаются в убийствах мирных граждан. Как следует из оглашенного вчера решения Конституционного суда, до тех пор, пока в республике не заработает свой собственный суд присяжных, «особо тяжкие дела по преступлениям, совершенным на территории ЧР, подлежат рассмотрению в ином, установленном законом, составе суда».
Впрямую вердикт КС касается капитана Эдуарда Ульмана и его подчиненных, дважды признанных невиновными в ходе длительного процесса в Северо-Кавказском окружном военном суде (СКОВС). Теперь выдвинутые против них обвинения будут рассмотрены профессиональными судьями, которые едва ли заставят Верховный суд еще раз отменять приговор спецназовцам. Руководители Чечни, инициировавшие разбирательство в КС, уверены, что отныне можно рассчитывать на справедливый приговор военным. Однако не исключено, что именно добившаяся справедливости Чечня может вызвать огонь европейской критики в отношении России - поскольку именно из этой республики, и именно применительно к «делу Ульмана» сегодня раздаются призывы восстановить смертную казнь.
Дело о расстреле спецназовцами мирных чеченцев «прославилось» из-за серии оправдательных вердиктов военным, которые не отрицали факт совершенного ими убийства. Бойцы Эдуарда Ульмана, расстрелявшие пассажиров не остановившейся по их требованию машины, ссылались на то, что выполняли приказ командования. Поскольку в Чечне суд присяжных должен заработать только с 1 января 2007 года, для рассмотрения дела СКОВС сформировал в Ростове-на-Дону скамью из жителей соседних с республикой регионов. Дважды военной коллегии Верховного суда приходилось отменять их оправдательные вердикты, но при этом ВС устранился от ответа на вопрос, могут ли присяжные из других регионов участвовать в рассмотрении данного дела.
В итоге в начале февраля 2006 года СКОВС не стал формировать третью коллегию присяжных, зная, что в КС уже обратился с жалобой президент Чечни Алу Алханов, который хотел запретить жителям других регионов определять судьбу людей, совершивших преступление в его республике. К президенту присоединилась и родственница одного из расстрелянных «группой Ульмана»- Коки Тубурова.
После двух недель изучения вопроса суд, формально отклонив запрос президента Чечни, дал толкование, устраивающее г-на Алханова. КС признал, что отсрочка введения судов присяжных в Чечне не противоречит Основному закону. Но постановил, что дело Ульмана, как и все аналогичные преступления, будут рассматриваться до 1 января 2007 профессиональными судьями. Председательствующий на процессе по «делу Ульмана» в Ростове-на-Дону судья Валерий Петухов, не успевший еще ознакомиться с вердиктом КС, заявил вчера "Времени новостей", что все определится после 11 апреля, когда из Москвы вернется представитель СКОВС. «Сейчас процесс приостановлен на стадии формирования скамьи присяжных, - уточнил г-н Петухов. - В зависимости от решения Конституционного суда, будем продолжать процесс с той стадии, с которой надо: с присяжными или без».
В Москве и в Грозном считают, что вопрос уже решен. «Дело Ульмана» о расстреле шестерых мирных жителей Чечни российскими военнослужащими будет слушаться Северо-Кавказским окружным военным судом в составе трех профессиональных судей», - заявил «Времени новостей» представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин. Представлявший на процессе в КС президента Чечни Мурад Мусаев также убежден, что «у СКОВС не будет возможности для маневра», поскольку дело будет рассматриваться без участия присяжных.
И хотя некоторые чеченцы, как, например спикер нижней палаты республиканского парламента Дукуваха Абдурахманов, утверждают, что пока удовлетворены лишь частично, а о торжестве справедливости можно будет говорить, «когда люди, подобные Ульману и его подчиненным, понесут заслуженное наказание», понятно: спецназовцев едва ли опять отпустят из зала суда. В пользу того, что СКОВС не обманет ожидания руководства Чечни, свидетельствует вынесенное им вчера решение - контрактник Алексей Кривошонок, о деле которого газета «Время новостей» подробно рассказывала в прошлом номере, был приговорен за расстрел трех мирных жителей к 18 годам лишения свободы.
Правда, как выясняется, чеченским руководителям и такие приговоры могут показаться недостаточно суровыми и они будут добиваться б для капитана Ульмана высшей меры наказания - ведь КС вчера оговорил, что «назначение смертной казни» не допускается без участия присяжных. Примечательно, что сразу после оглашения вердикта КС Мурад Мусаев специально напомнил, что в соответствии с другим постановлением Конституционного суда запрет на вынесение смертных приговоров действует до того момента, когда во всех субъектах РФ будут введены суды присяжных. «После этого на территории РФ законодатель может восстановить смертную казнь», - заявил г-н Мусаев. О возможности смертного приговора спецназовцам говорил и г-н Абдурахманов - «если они ее заслужили, и суд доказал их вину».
Теоретическая возможность такого вердикта, с точки зрения чеченских властей, существует, поскольку для воплощения в жизнь решения КС требуется ряд юридических процедур. «Верховный суд, отменив оправдательный приговор, вернул дело для нового рассмотрения в СКОВС со стадии формирования коллегии присяжных заседателей, - пояснил Юрий Шарандин «Времени новостей». - Теперь КС решил, что это дело должно рассматриваться профессиональными судьями без участия присяжных, что противоречит решению ВС. Значит, теоретически необходимо либо обжаловать решение ВС об отмене оправдательного приговора, либо ждать, когда в Чечне начнут действовать суды присяжных». По словам г-на Шарандина, ждать до 2007 года невозможно, «так как суд связан процессуальными сроками».
Но в республике сейчас пытаются с опережением графика сформировать собственные списки присяжных, чтобы приступить к рассмотрению дел с участием представителей народа раньше января следующего года. «Уже сделаны первые шаги в этом направлении: мы определились с количеством присяжных - это 6 тысяч человек», - заявил вчера ИТАР- ТАСС первый заместитель председателя чеченского ВС Вахид Исмаилов. На помощь республиканским властям пришли и влиятельные депутаты-"единороссы" Михаил Гришанков и Александр Москалец, внесшие в Госдуму законопроект «О введении суда с участием присяжных заседателей на территории Чеченской Республики». Этот документ тоже создает возможность для формирования «суда народа» с опережением графика, при этом формирование списков присяжных предлагается поручить не органам местного самоуправления, как в других регионах, а «органам госвласти ЧР» - то есть Алу Алханову и Рамзану Кадырову.
|