Хотя Владимир Путин обещал, что ЮКОС не будет обанкрочен, именно таким способом активы опальной компании могут попасть под контроль государственной “Роснефти”. К такому заключению пришли акционеры нефтяной компании и инвестбанкиры, узнав, что банки — кредиторы ЮКОСа добиваются банкротства компании. Конфликт совладельцев ЮКОСа с правительством и Кремлем привел к тому, что самая дорогая российская компания за три года подешевела в 10 раз — с $40 млрд до $3,7 млрд, а добыча нефти упала в четыре раза — до 20 млн т в 2005 г. Главный добывающий актив ЮКОСа — “Юганскнефтегаз” достался “Роснефти”. ЮКОС уже выплатил $21,5 млрд налогового долга. Оставшиеся налоговые претензии к ЮКОСу составляют $10 млрд (из них доказаны в суде $6 млрд), все его счета и активы в России арестованы, а многие топ-менеджеры и совладельцы находятся в заключении либо покинули страну. Теперь они воюют с руководителями московского офиса ЮКОСа за право управлять оставшимися активами опальной компании (см. статью на стр. Б3).
В пятницу западные банки — кредиторы ЮКОСа подали иск о банкротстве ЮКОСа в арбитражный суд Москвы. Как следует из иска, ЮКОС задолжал банкам $455,1 млн по основному кредиту и проценты — $9,4 млн. Речь идет о долге по кредиту на $1 млрд, синдицированному за месяц до ареста Михаила Ходорковского в сентябре 2003 г. 14 банками.
Как говорится в иске, до конца февраля 2005 г. ЮКОС исправно обслуживал свой долг и Societe Generale получал причитающиеся ему суммы со счетов трейдера компании Petroval. Затем ЮКОС перестал платить. Банкиры попытались было получить долг с “Роснефти”, которая к тому моменту уже была собственником “Юганскнефтегаза”. Но руководство госкомпании отказалось реструктурировать долг и посоветовало кредиторам обращаться за деньгами к ЮКОСу, рассказывал “Ведомостям” один из банкиров прошлой весной. По его словам, топ-менеджеры “Роснефти” дали понять кредиторам, что судиться с госкомпанией не в их интересах, а те не захотели портить отношения с правительством.
Так банкиры и сделали. В июне 2005 г. Канцлерское отделение Высокого суда Лондона удовлетворило иск банков о взыскании с ЮКОСа долга, а в сентябре иностранным банкирам удалось подтвердить свои требования в арбитражном суде Москвы.
В ЮКОСе шокированы решением западных банков банкротить компанию, говорит ее представитель Клэр Дэвидсон. По ее словам, ЮКОС собирался направить на выплату долга выручку от продажи зарубежных активов, но теперь они по закону одни из последних в очереди кредиторов. Банки действуют в интересах “Роснефти”, которая в результате банкротства хочет получить остальные активы ЮКОСа, уверены управляющий Group Menatep Тим Осборн и бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко.
Иск о банкротстве ЮКОСа — это выдвинутое “Роснефтью” условие возврата долга перед банками, подтвердили эти догадки “Ведомостям” два топ-менеджера из банков-кредиторов. По словам одного из инвестбанкиров, “Роснефть” с мая 2005 г. убеждала банки инициировать банкротство ЮКОСа, обещая им юридическую и административную поддержку. Он напомнил, что ЮКОС сам подавал иски о банкротстве в суд Техаса, но неудачно.
По мнению одного из банкиров, теперь события могут развиваться так: после подачи иска о банкротстве “Юганскнефтегаз” как гарант по кредитам заплатит банкам оставшуюся сумму долга ЮКОСа и станет правопреемником иска о банкротстве. Если “Юганск” расплатится с банками как гарант по кредиту, он сможет подать ходатайство в суд о привлечении к иску о банкротстве в качестве истца без подачи нового иска, говорит управляющий партнер AST Legal Анатолий Юшин. Представители Societe Generale отказались от комментариев. В “Роснефти” не комментируют информацию о возможных договоренностях с банками. Представитель госкомпании подчеркнул, что банки имеют право требовать возврата денег любыми законными методами и реализуют его. “Мы свои права отстаиваем в арбитражных судах и не ведем разговор о банкротстве”, — говорит он. Сейчас “Юганскнефтегаз” пытается взыскать с ЮКОСа 226,1 млрд руб., соответчиком по иску выступает кипрская Hulley Enterprises, контролирующая 49% акций ЮКОСа.
Инвесторы, похоже, тоже были не готовы к иску банков: акции ЮКОСа в пятницу подешевели на 8% до $1,66 за акцию. “Атон” в пятницу посоветовал своим клиентам “держаться подальше от акций ЮКОСа”. “Все сейчас пытаются урвать кусок мяса у умирающего животного, перед тем как придут львы”, — говорит исполнительный директор “ЦентрИнвест Груп” Дэн Раппопорт. Впрочем, Дмитрий Джевала, директор департамента управления активами фонда “Ист Кэпитал”, в портфеле которого есть бумаги ЮКОСа, говорит, что его фонд не собирается продавать акции ЮКОСа, потому что считает, что компания сохранит целостность.
КАК БАНКРОТИЛИ НЕФТЯНИКОВ
Банкротство крупной нефтяной компании — редкость в России. Банкротство “Сиданко” было начато в январе 1999 г. акционерами компании, чтобы предотвратить ее развал. К тому времени контроль над крупнейшими “дочками” холдинга “Черногорнефтью”, “Кондпетролеумом”, “Варьеганнефтью” и “Варьеганнефтегазом”, также находившимися в состоянии банкротства, перехватили конкуренты из ТНК. Через год задолженность “Сиданко” перед кредиторами была реструктурирована, а банкротство прекращено. Акционерам холдинга удалось договориться с ТНК о возврате активов “Черногорнефти” в обмен на блокирующий пакет акций “Сиданко”, а к концу 2001 г. ТНК купила еще 40% акций холдинга у кипрского фонда Kantupan и получила контроль.
|