Громкая история с обысками в банках, будоражащая общественность весь декабрь, получила вчера свое продолжение. Председатель совета директоров концерна «Нефтяной» Борис Немцов заявил, что принял решение уйти с занимаемого поста, поскольку считает несовместимым одновременно заниматься бизнесом и общественно-политической деятельностью. Г-н Немцов является членом политсовета "Союза правых сил".
Участники рынка тем не менее связывают отставку г-на Немцова не с его политической деятельностью, а с проведенными недавно обысками в банке «Нефтяной», входящем в одноименный концерн. Хотя в «политическую» версию самих обысков, которую вначале выдвинул сам г-н Немцов, мало кто верит.
Объяснение г-на Немцова, что он покинул занимаемую должность в угоду своим политическим амбициям, вряд ли можно назвать обоснованным. Поскольку прежде совмещение «правой» деятельности с бизнесом его никак не смущало. Оставаясь публичным политиком в России, он к тому же после «оранжевой революции» на Украине стал советником президента Виктора Ющенко по экономическим вопросам на общественных началах, что одновременно с этим не мешало ему занимать представительские должности в различных коммерческих структурах.
Версию о своем уходе в связи с действиями правоохранительных органов г-н Немцов комментировать не стал, заявив лишь: "Считаю необходимым исключить всякие политические риски в бизнесе моего друга Игоря Линшица, президента концерна «Нефтяной», которому я благодарен за совместную работу в течение последних двух лет». Примечательно, когда в феврале 2004 года собственник «Нефтяного» позвал бывшего главу СПС в свой концерн, он уже тогда говорил, что с учетом политического прошлого г-на Немцова его приглашение в компанию имеет некоторые риски. «Но мы будем стараться их избежать. Мы не в политике, мы в бизнесе. И у меня вопрос занятий политикой стоит уже не в первой пятерке точно», -- заявлял тогда г-н Линшиц. Это, правда, не мешало ему в свое время принимать посильное участие в финансировании КПРФ.
«Скорее всего политическая или экономическая деятельность собственников «Нефтяного» стала причиной недавних громких обысков и последующих не менее громких заявлений прокуратуры касательно деятельности банка, нежели присутствие в этой структуре г-на Немцова. Известные политики, хоть и принимают участие в лоббировании интересов компаний, где работают, но, как правило, не оказывают существенного влияния на бизнес. Скорее всего это было его собственное решение уйти из структуры, которая вызвала столь пристальный интерес со стороны Генпрокуратуры. В данном случае слишком велики репутационные риски. К тому же сейчас деятельность банка вызывает большие вопросы со стороны его клиентов», -- полагает источник газеты, близкий к «Нефтяному».
Полторы недели назад в «Нефтяном» прошли обыски, по итогам которых на следующий день в Генпрокуратуре объявили, что в подвальных помещениях офиса банка найдена банковская документация и серверные устройства, которые использовались для совершения незаконных банковских операций. В самом банке прежде заявляли, что у правоохранительных органов есть претензии к клиенту «Нефтяного». Кроме того, по мнению следствия, последние несколько лет в банке были открыты расчетные и текущие счета различных хозяйственных обществ и товариществ, как резидентов, так и зарегистрированных в офшорных зонах. Обороты этих компаний исчислялись десятками миллиардов рублей. Все хозяйственные сделки и управление расчетными счетами этих предприятий осуществлялись от имени подставных лиц, а основным их контрагентом являлся «Нефтяной» в лице его представителей, официально заявили тогда в Генпрокуратуре.
|