Отобрать бренд политической партии в наши дни разбушевавшихся политтехнологий штука несложная. Главное -- наличие административного ресурса и денег. Наглядный пример, как это делается, -- история, приключившаяся с Демократической партией России (ДПР) в минувшую субботу.
Политтехнологи заинтересовались одной из самых старых партий современной России исключительно потому, что ее собрался возглавить экс-премьер Михаил Касьянов. Вокруг 19-го внеочередного съезда Демпартии, который должен был пройти 17 декабря в Октябрьском зале Дома союзов, развернулась небывалая интрига. Глава ЦК Демпартии Андрей Богданов со товарищи решили помешать г-ну Касьянову стать лидером ДПР, а партии -- остаться однородной.
А потому субботнее серое московское утро выдалось «веселеньким». В ночь в Доме союзов оппоненты г-на Касьянова выставили охрану. А г-н Богданов предусмотрел в списках на проход только тех делегатов, которые поддерживали его. Глава оргкомитета ДПР Александр Половинкин так и не смог пройти в зал, хотя его полномочий никто не отменял. То же случилось с многочисленными делегатами из Курска, Волгограда, Калининграда, Калмыкии... В результате Михаил Касьянов, Ирина Хакамада (на съезде она готовилась объявить о присоединении движения «Наш выбор» к ДПР), а также руководители региональных отделений приняли решение о переносе мероприятия в киноконцертный зал "Измайлово". Из 243 делегатов туда перебрались 149 человек. Однако руководители ДПР не стали проводить съезд, так как не набрали кворума по числу региональных отделений. В Измайлово приехали представители 32 отделений, для кворума было необходимо 45. Решили провести конференцию или встречу, чтобы определить, как быть дальше.
Собственно, представителям ДПР, собравшимся в «Измайлово», несмотря на всю их эмоциональность, трудно отказать в трезвости оценки ситуации. Исход съезда, инициированного г-ном Богдановым, в силу широких финансовых возможностей и административного ресурса был предопределен заранее. Бренд будет отобран, и богдановские документы, вне сомнений, зарегистрирует Минюст. Даже несмотря на то, что с отцом-основателем партии Николаем Травкиным, Михаилом Касьяновым и Ириной Хакамадой останется большинство членов ДПР. И кстати, никакой это не раскол партии, про который так активно расспрашивали в день событий журналисты партийных лидеров. Просто демократическая партия ушла из Демократической партии, оставив г-ну Богданову три буквы.
Но перед настоящими представителями ДПР стоит нелегкая задача. Отказаться от борьбы за бренд, не тратить время и силы на препирательства с богдановцами, а попытаться зарегистрировать новую организацию. К счастью для ДПР, большинство это понимает, о чем и было заявлено на конференции в Измайлове. Но все-таки партийцам с опытом трудно отказаться от бренда одной из старейших демократических партий. И они призывали к его воссозданию.
Лидеры склонялись к первому варианту. Г-жа Хакамада заявила, что в суд на богдановскую организацию подавать бесполезно. Представитель калмыцкого отделения ДПР Николай Аскиров также уверен: «Нас замотают по судам. На поле власти мы всегда будем обыграны. Поэтому начинать надо с чистого листа». Многие выступавшие назвали плюсом, что власть на начальном этапе «разыграла» ДПР. Было бы хуже обнаружить «болезнь» прямо перед выборами. Иными словами, политтехнологи несколько поспешили «убивать» политическую карьеру экс-премьера Касьянова.
Вдвоем с г-жой Хакамадой Михаил Касьянов поставил диагноз нынешней власти -- «свободобоязнь». Лидер «Нашего выбора» сказала, что агрессивность власти по отношению к демократической оппозиции для нее не новость, но масштаб стал неожиданностью. «Власти понимают, что если проект «Касьянов» состоится, то это будет воссоздание политики в России», -- подчеркнула г-жа Хакамада.
Констатировав, что на сей раз власть победила, г-н Касьянов обратился к коллегам по будущей партии: «Ничего страшного не случилось. Напротив, это только начало. Власти боятся, боятся свободы. Вашей активности». Он напомнил, что до парламентских выборов два года. По итогам дискуссии экс-премьер предложил за неделю просчитать все аспекты (политические, юридические и т.д.) как создания новой партии, так и воссоздания ДПР. После чего в региональные отделения будут разосланы предложения на тему «Как жить дальше». Так что окончательно судьба ДПР решится после Рождества.
В Измайлово к настоящей Демпартии приехали и настоящие лидеры других демократических движений. В частности, лидер СПС Никита Белых. Он призвал к объединению на выборах и мораторию на критические высказывания демократов в адрес друг друга.
|